Месоамерика


Северная Америка   Месоамерика   Южная Америка
Библиотека   Туризм и путешествия   Говорим обо всем
Современная жизнь индейцев   Псевдонаучный бред   
Тех. Вопросы   Правила форума
Текущее время: Пн май 21 2018 10:16

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 236 ]  На страницу Пред.  1 ... 8, 9, 10, 11, 12
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Монумент из Каскахаля
СообщениеДобавлено: Сб ноя 13 2010 11:59 
Не в сети
Старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн сен 27 2004 02:42
Сообщения: 1307
Таракихи писал(а):
Вы об идее декора или о мостике? Вопрос непонятен.

См. Upd под картинками. Мостик был построен где-то к концу 19 века с чисто утилитарной целью - для входа в дом, принадлежавший городскому звонарю/глашатаю, после того, как срыли крутизну улицы и дверь оказалась очень высоко. Кто строил, почему так украсил, - не узнать, но в мезоам. контексте обозначение "навесной конструкции" с помощью 13 декоративных "фишек", так сказать, навевает. Но вот зачем по 4 фишки по бокам - это уже вопрос.
Таракихи писал(а):
Такой декор характерен для пурепеча? :| А другие примеры декора можно?

Декора чего? Это мостик а) уникальный, б) неизвестно, кем построенный, и в) в одном из самых испанизированных городов Мексики.
Пурепеча в качестве субстрата - это, можно сказать, с потолка, потому как они в некоторой степени блюдут традиционный календарь и были тут изначально судя по названию города, но в виду всяких предшествующих событий + город "шахтерский", вероятность небольшая.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Монумент из Каскахаля
СообщениеДобавлено: Сб ноя 13 2010 13:07 
Не в сети
Старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб апр 26 2003 19:12
Сообщения: 3019
Откуда: Москва
*** писал(а):
См. Upd под картинками. Мостик был построен где-то к концу 19 века с чисто утилитарной целью - для входа в дом, принадлежавший городскому звонарю/глашатаю, после того, как срыли крутизну улицы и дверь оказалась очень высоко. Кто строил, почему так украсил, - не узнать, но в мезоам. контексте обозначение "навесной конструкции" с помощью 13 декоративных "фишек", так сказать, навевает. Но вот зачем по 4 фишки по бокам - это уже вопрос.


Конечно же, я ознакомилась с историей постройки мостика. Мостик и вправду восхитительный. Правда, в доме жил не звонарь, а уважаемый горожанин. В интернете можно найти описание, что в соседнем доме (см.Вашу старую фотографию) можно увидеть прилепленную к стене лесенку - жил либо военный чин, либо член муниципалитета. Поскольку в сер.19 века на спуске дежурил специально назначенный человек, чтобы звоном колоколчика предупреждать о проезжающих каретах (я полагаю, чтобы не столкнуться в узком пространстве), то и сам мостик прозвали "звонарским".

Цитата:
Кто строил, почему так украсил,


В Гуанахуато очень много разных мостов и мостиков, благодаря гористой местности. Можно и не знать, кто строил. Только большие постройки сохранили имя архитектора, и бюджетную сумму.

что касается украшений (значит, вас все-таки декор интересует), то мне непонятны две вещи - откуда я, например, узнаю что это "субстрат пурепеча", а не прихоть неизвестного архитектора, который строил в период 19 века, когда в арх.стилистике сменялись моды. Для того, чтобы сравнить, нужно:

1). Посмотрить кто и как, и что строил в Гуанахуато в этот период.
2). Какие архитектурные моды существовали.
3). Какие практич.цели преследовали.

Я не могу ответить ни на один вопрос, следовательно, не знаю и не могу даже принять за предположение, что декор из колечек - это якобы пуперепеча или вообще что-либо коренное-индейское. Откуда занесло этот декор, кто знает. Количество колечек тоже могло быть взято с потолка.

Однако, в 19 веке, наск я знаю из истории архитектуры (читала в далекой молодости) было модно возвращаться к историческому наследию. Так, напр, во Владимире аккурат в нач.19 века была построена колокольня эклектического стиля (смешение всех стилей) и прилеплена к Успенскому собору, выполненному совершенно в другом строгом романском стиле. Но архитекторы, типа, надеялись что подойдет (оно и правда подошло, что выяснилось только сто лет спустя). Начиная с середины 19 го века началось повальное увлечение различными псевдо-историческими стилями: тут и закос под готику, и под русский теремок, и проч. Модерн, так скать. Модерн зарождался таки именно в этот период (не только в России), и мне кажется что колечки - это именно декор модерновый, ар-нуво. Закос мог быть и под испаноподобную архитектуру. Вообще же, в этот период начал зарождаться стиль так наз."порфирианской классики", которую так ругали знатоки вкуса, и которая, на самом деле, так идет и так украшает большие мексиканские города.

Я уверена, что надо читать историю архитектуры, прежде чем делать обобщения.

Это не означает, что я скептик (упомянутый в Вашем первом посте), просто мне бы такой вопрос - об индейском наследии - и в голову не пришел бы.

Вот еще тут смотрите ссылку на старую фотографию, правда год неизвестен. Декор целый.

Таракихи писал(а):
Пурепеча в качестве субстрата - это, можно сказать, с потолка, потому как они в некоторой степени блюдут традиционный календарь и были тут изначально судя по названию города, но в виду всяких предшествующих событий + город "шахтерский", вероятность небольшая.


Я сомневаюсь, что неизвестный архитектор решил "уважить" пурепеча. Тогда еще индейское наследие не было в моде - оно пошло позднее. Это во-первых. Во-вторых, я по-прежнему не вижу связи "колечек" с индейским субстратом, т.е. я не знаю темы.

_________________
Para todos todo, nada para nosotros


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Монумент из Каскахаля
СообщениеДобавлено: Чт ноя 18 2010 12:18 
Не в сети
Старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб апр 26 2003 19:12
Сообщения: 3019
Откуда: Москва
Я решила сразу поискать, не откладывая, и нашла вот такую книгу - Семь чудес света Гуанахуато. Кто знает, что там в книге написано, но если вдруг захочется сформировать вопрос, то можно и поинтересоваться, не входит ли мостик в этот список. (мне кажется, что он весьма достоин...)

_________________
Para todos todo, nada para nosotros


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Монумент из Каскахаля
СообщениеДобавлено: Ср авг 29 2012 13:43 
Не в сети
Старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн сен 27 2004 02:42
Сообщения: 1307
Если до конца и поседовательно выполнять немотивированные требования Дмитрия, то в псевдонаучный бред надо перености всю тему о монументе из Каскахаля. Напомню, что в сентябре 2006 года Дмитрий Беляев и Альберт Давлетшин однозначно заявили:
Цитата:
Российские специалисты выразили серьезные сомнения в том, что обнаруженный в мексиканском штате Веракрус каменный блок, покрытый якобы древнейшими письменами в Новом Свете, является историческим памятником. В частности, доцент Мезоамериканского центра имени Ю.В. Кнорозова Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) Дмитрий Беляев склоняется к версии, что это всего лишь подделка.

Так называемая "Панель из Каскахаля" была отнесена к культуре ольмеков, расцвет которой пришелся на 1200-400 годы до нашей эры. "Текст на памятнике нарушает все правила, характерные для письменных традиций региона. Символы располагаются в строчку, а не в столбик. Полностью отсутствуют даты и лицевые знаки", - заявил ученый. Кроме того, Беляев отметил, что практически все ранние надписи в Мезоамерике встречаются на других типах носителей и сопровождаются изображениями, которых здесь нет.

К мнению специалиста по древним системам письма присоединяется его коллега из Института восточных культур и античности РГГУ Альберт Давлетшин. "Во всех, даже искусственных, письменностях мира наблюдается определенная частота появления новых знаков и их повторения. В этом тексте первые 30 из 62 символов практически не повторяются", - подчеркнул лингвист. По его словам, такое распределение лишает надпись всякого смысла.

Скептически оценивать находку ученых заставляет и тот факт, что на территории главных ольмекских центров Ла-Вента, Сан-Лоренсо, Трес-Сапотес, несмотря на обширные раскопки, не было обнаружено ничего подобного. Кроме того, достоверно засвидетельствованный памятник ольмекского письма - Монумент 13 из Ла-Венты (около 450 года до н.э.) - не имеет ничего общего с "Панелью из Каскахаля". Но, в то же время, он по всем признакам соответствует классической мезоамериканской надписи. Об этом сообщает ИТАР-ТАСС.

http://izvestia.ru/news/385580
За прошедшее с тех пор время Дмитрий, как участник этого форума, не счел нужным представить свои доказательства в развернутой форме. Я считаю это недобросовестностью.
Продолжение темы о календарной математике и чтении памятников эпи-ольмекского письма модераторы сочли необходимым назвать
"надписи и нумерология"
и перенести в раздел Псевдонаучный бред.
Я уверена, что перемещая часть этой ветки в другой раздел, модераторы не имели в виду отрицательной оценки точки зрения Стивена Хаустона, хотя она и противоположна точке зрения Дмитрия.
Сожалею, но, видимо, тема об эпи-ольмекском письме оказалась слишком личной для "российских специалистов по древним системам письма", чтобы служить предметом открытого обсуждения на форуме.


UPD Для Дмитрия
Продолжение данной темы (см. начало поста), посвященное календарной далее по тексту.


Последний раз редактировалось *** Чт авг 30 2012 02:48, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Монумент из Каскахаля
СообщениеДобавлено: Ср авг 29 2012 23:04 
Не в сети
Старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт июн 18 2002 14:32
Сообщения: 1875
Откуда: Лакамха, Баакаль
Перемещая в раздел "Псевдонаучный бред" всю эту нумерологическую чушь, модератор действительно выполнил мое давнее предложение.

Дальше начинается уже привычный нам поток сознания.

*** писал(а):
Я уверена, что перемещая часть этой ветки в другой раздел, модераторы не имели в виду отрицательной оценки точки зрения Стивена Хаустона, хотя она и противоположна точке зрения Дмитрия.

Специально для страдающих дислексией и неспособных просматривать тему назад подчеркну: в "Псевдонаучный бред" была убрана не вся тема про Каскахаль, а последние три страницы. Там, где градус неадеквата уже зашкалил и где начались нумерологические "чтения" эпиольмекских надписей, а также надписи из Сан-Бартоло. К Стивену Хаустону Ваши фантазии не имеют никакого отношения.

Цитата:
Сожалею, но, видимо, тема об эпи-ольмекском письме оказалась слишком личной для "российских специалистов по древним системам письма", чтобы служить предметом открытого обсуждения на форуме.

Это не тема об эпиольмекском письме. Это бессмысленные присвоения знакам числовых значений на основе Ваших собственный фантазий. Спорить с этим также бессмысленно как с окодемегом Чудиновым.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Монумент из Каскахаля
СообщениеДобавлено: Чт авг 30 2012 01:28 
Не в сети
Старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн сен 27 2004 02:42
Сообщения: 1307
Дмитрий Беляев писал(а):
Спорить с этим также бессмысленно как с окодемегом Чудиновым.

Не предергивайте, о споре речи не было, да Вы и не пытались. Вы ни разу не обосновали своего мнения и в основном неудачно шутили или понтифицировали. Еще раз настоятельно советую Вам познакомиться с Крампом, Дехане и перечитать Дамерова.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Монумент из Каскахаля
СообщениеДобавлено: Чт авг 30 2012 08:50 
Не в сети
Старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт июн 18 2002 14:32
Сообщения: 1875
Откуда: Лакамха, Баакаль
*** писал(а):
Не предергивайте, о споре речи не было, да Вы и не пытались.

Вы, видимо, полностью разучились понимать написанное за пределами Ваших фантазий. Я так прямо и написал: спорить с Вашим бредом бессмысленно. Так и с Чудиновым никто не спорит. Над ним можно только стебаться.

Повторюсь в третий и последний раз: бессмысленно дискутировать с Вашей апофенией. И даже не собираюсь пытаться. Вы на стеле из Ла-Мохарры везде видите "сапотекские пятерки" вместо одного из эпиольмекских слоговых (судя по частоте встречаемости) знаков. Вы при всех Ваших амбициях раннюю форму логограммы 'AJAW в тексте из Сан-Бартоло не смогли опознать, и наверняка уже присвоили ей цифровое значение. Так что играйтесь и дальше в священное очко, но я буду настоятельно просить модератора всю эту галиматью переносить в "Псевдонаучный бред". Там пишите сколько хотите.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Монумент из Каскахаля
СообщениеДобавлено: Чт авг 30 2012 12:18 
Не в сети
Старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн сен 27 2004 02:42
Сообщения: 1307
Ну что ж, стебаться подано.
Обратите внимание на "продольный разрез" у N5 с Ла Мохарры (всего там таких 31 плюс 5, как Q2) и на варианты сапотекских пятерок, а также на поперечные полосы в Тикале, Монте Альбане и Паленке. Ну и заодно, и на пятерки планками интересно сочетающиеся со вписанными скобками.

Изображение
Дмитрий Беляев писал(а):
Вы при всех Ваших амбициях раннюю форму логограммы 'AJAW в тексте из Сан-Бартоло не смогли опознать, и наверняка уже присвоили ей цифровое значение.

Вообще-то ее опознавать и не требовалось, потому как я текст не на заборе прочитала, а про Ахав даже интернет писал:
Цитата:
For example, glyph 7 is an early version of "AJAW," a symbol ubiquitously used with kings' names that means "lord, noble or ruler." Glyph 2 has vague pictorial qualities and may suggest a hand holding a brush or a sharp knifelike object.

Насчет числового значения (цифрами условно можно называть только нотацию из точки, тире и знака для 0) Вы угадали, но об этом в другом месте. И, кстати, по поводу глифа 2, прошу заметить на будущее, что не мне это почудилось, а Сатурно. Тоже, наверно, был нездоров.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Монумент из Каскахаля
СообщениеДобавлено: Чт авг 30 2012 23:22 
Не в сети
Старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт июн 18 2002 14:32
Сообщения: 1875
Откуда: Лакамха, Баакаль
Ответ абсолютно в стиле бессмертного "А знаете ли, что у алжирского дея под самым носом шишка?" Какое числовое значение может быть у титула 'ajaw, "царь"? Впрочем, вопрос чисто риторический


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Монумент из Каскахаля
СообщениеДобавлено: Пт авг 31 2012 03:53 
Не в сети
Старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн сен 27 2004 02:42
Сообщения: 1307
Дмитрий Беляев писал(а):
Ответ абсолютно в стиле бессмертного "А знаете ли, что у алжирского дея под самым носом шишка?"

Или Вы повторяетесь, или я не поняла иронии. Но если Вам нужна прямая ссылка, то
Saturno, W. A., D. Stuart & B. Beltrán. 2006. Early Maya Writing at San Bartolo,Guatemala.
Дмитрий Беляев писал(а):
Какое числовое значение может быть у титула 'ajaw, "царь"? Впрочем, вопрос чисто риторический

Например, "двадцать", как у 'ajaw, двадцатый день цолькина. Однако давайте соблюдать штабную культуру. Даже риторические вопросы о нумерологии теперь положено задавать в разделе Псевдонаучный бред ("в другом месте").
Мой прошлый пост был, впрочем, не о нумерологии, а о палеографии. Почему-то Вы это, хотя бы и риторически, не озвучили.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Монумент из Каскахаля
СообщениеДобавлено: Вт май 07 2013 19:09 
Не в сети
Старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн сен 27 2004 02:42
Сообщения: 1307
Если долго сидеть на берегу реки, то можно быть уверенным, что где-нибудь что-нибудь обязательно случится.
Кто-нибудь, например, выложит в сеть пару абзацев про связь между AJAW=правитель и AJAW= название дня цолькина. И даже, о ужас, не побоится коснуться нумерологии. Но робко, понеже не дОлжно, а вернее, просто больше «официально» в настоящий момент сказать нечего. Но вот в контексте моих нумерологических пристрастий иллюстрации в этой статье Д.Стюарта очень любопытные.
David Stuart “The Name of Paper: The Mythology of Crowning and Royal Nomenclature on Palenque’s Palace Tablet.”
Стр. 120-121 (всякие ссылки из текста я убрала для краткости)
David Stuart писал(а):
Оставим на время Паленке и Дворцовую панель, чтобы подчеркнуть важный факт того , что царская повязка сакхуун (sakhuun – «белая повязка») служила также непосредственным символическим обозначением Хуун-Ахава (Juun Ajaw), ключевого мифологического персонажа, игравшего первостепенную роль в династических (foundational) мифах майя классического и последующих периодов. На изображениях классической эпохи Хуун-Ахав неизменно увенчан бумажной повязкой, которую можно, вероятно, считать его самым характерным изобразительным атрибутом. Как показал М.Коу, Хуун-Ахав – это так называемый «близнец в повязке» или «герой-близнец», аналог Хунахпу из Пополь Вух, молодой охотник, вооруженный духовой трубкой и прославившийся победой над птицей Семь-Ара (Seven Macaw). Имя охотника - Хуун-Ахав («Один Ахав») - было в первую очередь названием календарного дня и восходит к древнему и часто упоминаемому эпизоду, который можно видеть, например, на знаменитом сосуде из Музея изящных искусств в Бостоне (сосуд номер К1226 в базе данных Дж. Керра - Maya Vase Database - http://www.mayavase.com). На этом хорошо известном изображении Хуун-Ахав стреляет в птицу из духовой трубки, а сопроводительный текст открывается датой календарного круга 1 Ахав 3 К’анк’ин. Это название двадцатого дня /цолькина - ***/ сохранилось и пережило период завоевания как Хун Ахпу (Jun Ajpu – 1 Ахпу), так как его эквивалент в языках высокогорья – Ахпу (Ajpu или Aj Puuh – «стрелок из духовой трубки») заменил существовавшее в языках низменностей название Ахав. Несколько запутывает дело то, что в кичеанских языках общеупотребимым названием календарного дня стала сросшаяся форма Хунахпу. В то время как сюжеты в составе Пополь Вух множились и видоизменялись, имя трансформировалось в Хун Хунахпу («Один Хунахпу») и стало называть отца близнецов. Хотя и не до конца понятные, переосмысление и переадресовка обычного календарного имени демонстрируют, помимо прочего, то, сколь важным и неотъемлемым было представление об «Один-Ахаве» как об одушевленном покровителе двадцатого дня. В классическую эпоху уходящая корнями в древность связь передавалась в видимой форме с помощью использования рисунка головы Хуун-Ахава в качестве лицевого варианта календарного глифа.
Показательно, что в соответствии с принципами иероглифического письма бумажная повязка Хуун-Ахава может самостоятельно использоваться в соединениях фигурных (animated) глифов для передачи слова AJAW, заменяя полный лицевой вариант в виде головы мифического персонажа. Нетрудно представить, что исторический правитель, по воцарении увенчанный такой повязкой, становился одновременно воплощением и сущности понятия ajaw, и самого Хуун-Ахава. «Завязать сакхуун» - так надписи майя в Паленке и за его пределами обозначают акт венчания правителя на царство, придавая этому действию важный мифологический смысл. Благодаря коронации бумажной повязкой сакхуун правители и знать принимали символ власти, значение которого восходило к конкретному атрибуту Хуун-Ахава в его непритязательной роли охотника, добытчика и жертвователя. В этом контексте определенную нагрузку несет и числовой коэффициент имени Один-Ахав. Имена Хуун-Ишима, «Один Маис» - украшенного драгоценностями бога маиса, и Хуун-Ахава, «Один правитель», передают похожую идею изначальности, сближая по смыслу выражения «Один правитель» и «Первый правитель».

Пощу эту цитату здесь, поскольку она является обоснованием ответа на вопрос:
Дмитрий Беляев писал(а):
Ответ абсолютно в стиле бессмертного "А знаете ли, что у алжирского дея под самым носом шишка?" Какое числовое значение может быть у титула 'ajaw, "царь"? Впрочем, вопрос чисто риторический

Удивительно то, что Дмитрий все, что говорится у Стюарта, задавая свой саркастический вопрос, несомненно знал. Даже на момент написания статьи, те 2009 год, это было уже не новостью.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Монумент из Каскахаля
СообщениеДобавлено: Ср янв 08 2014 08:49 
Не в сети
Старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн сен 27 2004 02:42
Сообщения: 1307
Числа, представленные на плите из Каскахаля, образуют очень сложную многоуровневую структуру. Все поле надписи делится и на участки с горизонтальной линейной организацией, и на столбцы. Элементами этой структуры являются 16 групп знаков, которые при определенных условиях могут быть объединены в 13. Cледует отметить, что из 62 глифов три не имеют числового значения (пп. 6, 29 и37) и выполняют вспомогательную разделительно-соединительную функцию: внутри линейно выстроенной группы они препятствуют операции умножения, обязательной для остальных знаков, а на границе связывают между собой числовые сегменты надписи. Из остальных 59 глифов четыре (пп. 31-34) - календарное выражение, аналогичное названию дня 7 Ajaw в 260-дневном цикле, цолькине, у майя. Это календарное выражение служит для обозначения числа 20 (7 Ajaw – двадцатый день цолькина). Таким образом, 59 глифов обозначают не 59 чисел, а 56. Из этих 56-ти шесть имеют в своем составе знаки арифметических операций умножения (элемент, изображающий, по определению К.Таубе, маисовые фетиши - пп.4, 57, над которым сверху располагаются числовые графемы множителей) и вычитания (острия кремневых наконечников в ниженей части пп.12 и 33, 56 и 60, ср. пп.14 и др., причем вычитается только число 20, находящееся между двумя парными знаками, в одном случае представленное суммой глифов пп. 56-60 , а в другом глифом лунной двадцатки пп.21). Кроме того, одно из чтений надписи предполагает умножение внутри горизонтальных линейных участков групп. Если, следуя порядку чтения, мы от меньшего числа переходим к большему, то значения глифов складываются. Если же от большего к меньшему, то умножаются. Следует заметить, что нумерация глифов на прорисовке обратна порядку чтения – текст начинается не в левом верхнем, а в правом нижнем углу и читается справа налево. Две верхние строки надписи на самом деле состоят из трех линейных последовательностей знаков, записанных - но не читающихся! - бустрофедоном (гр. 14, 15, 16), «выпрямленные» варианты гр.14 и 16 выделены на схемах одним и тем же цветом. Единство гр.15 обозначено с помощью вспомогательного пп.6 (см. выше). В силу смысловой и структурной нагрузки первого глифа со значением 8 (пп.62), он всегда образует отдельную группу. Глифы пп.40-49 и пп.50-62 выстроены в горизонтальные линейные последовательности без видимых разрывов. Их объединение в группы внутри единых сегментов надписи возможно потому, что обе строки содержат уже упомянутые варианты поворяющихся последовательностей глифов (гр. 3, 5, 7). Кроме того, оставшиеся сегменты (гр. 2 и 6) выделяются в силу своего содержания: пп.61-55 – это последовательность чисел от 1 до 7, открывающая текст после вводного глифа пп.62, а пп.43-44 в сумме дают число 21, квадрат которого есть результат сложения всех значений глифов надписи.

Складывая и умножая числовые значения глифов, следуя порядку чтения надписи (см. выше), можно и не учитывать границы групп в двух нижних строках памятника. Тогда текст окажется поделенным не на шестнадцать, а только на тринадцать групп. Особую роль в надписи имеет гр.8 (или 5 при делении на тринадцать групп, т.е гр. 8/16/ или 5/13/). Она состоит из чисел 9 и 20 (пп.35-36), обозначенных бόльшими по размеру глифами. При любом чтении с умножением они читаются либо как сумма ∑29, либо как произведение ∏180.

Изображение

Расположение числовых графем в пространственном поле памятника поражает своей продуманностью. Хорошим примером этому может служить важная в смысловом отношении группа гр.15/16/ - пп.4, 5, 6, 11, 12 (значения – 3х, 10, /, 7, 2-). Нижняя строка состоит из двух глифов со значениями 2 и 7 (знак операции вычитания, парный пп. 33, относится не к данной группе, а к гр.12/16/, из значения которой вычитается 20, обозначенное входящим в нее глифом). Верхняя строка группы начинается соединительно-разделительным знаком, говорящем о том, что нижняя и верхняя строки относятся к одной структурной единице текста. Она состоит из чисел 10 и 3, причем тройка водружена на знак умножения. Сумма всех глифов группы – это сумма значений двух строк, равных 13 и 9 – чисел с известными и многообразными мифологическими ассоциациями в Мезоамерике. Если прочесть эту группу с умножением, то получим два результата, в зависимости от использования знака операции на пп.4 - действия (2) и (3):

(1) 2+7+/10+3=9+13=22 – простое сложение
(2) 2+7+/10*3=39 – сложение и умножение следуя порядку чтения справа налево
(3) (2+7+/10*3)*3= 117– сложение и умножение следуя порядку чтения и с использованием знака операции умножения в приложении ко всей гр. 15/16/

Группе 15/16/ противостоит на противоположной нижней стороне надписи окончание группы 2/16/ - пп.55-58. Это глифы, обозначающие в порядке чтения 4, 5, 6 и 7, в сумме также равные 22, то есть те же 9 и 13, что и наверху, но иначе представленные: 9=4+5 и 13=6+7. Знаки операций при графемах в данном случае применяться к этим числам не могут, так как здесь мы имеем дело лишь с фрагментом структурного элемента текста – группы 2/16/. Однако параллель между гр. 15/16/ и нижней частью текста продолжается другим способом. Два числовых компонента надписи, связанных с богом маиса, - это числа 8 (гр.1/16/) и 21 (гр.7/16/) (причем здесь бог маиса см. выше по ветке и далее). Между ними располагаются группы 2– 6/16/, сумма глифов которых - 117 (см вычисления для первой схемы), то есть равна произведению 9*13 и чтению (3) для верхней гр.15/16/.

Я уже писала, что нижняя часть памятника представляет число, равное количеству дней в лунном семестре из 6 синодических месяцев или 177 дней, известном календарном интервале у майя. В начале этой последовательности стоит гр. 1/16/, состоящая всего из одного глифа пп.62 в нижнем правом углу. Этот глиф является максимально редуцированной формой повторяющейся последовательности гр. 7/16/ и гр. 11/16/ и аналогичен глифу пп.8 в верхнем правом углу плиты. (Угловые глифы и группы 3/16/ и 16/16/ левой стороны надписи не только принадлежат к одному типу повторяющейся последовательности, но и равны по значению суммы графем). Получается, что выражение лунного семестра в нижней части плиты начинается и заканчивается числами, принадлежащими к одному типу последовательностей знаков. Сумма «обрамляющих» лунный интервал групп 1/16/ и 7/16/ равна 39 (см. вычисления для первой схемы на иллюстрации), то есть значению (2) для гр.15/16/, а сумма всех трех вариантов этого типа последовательности глифов (зеленый цвет на схеме) - гр.1/16/, гр.7/16/ и гр.14/16/ - 88, то есть все то же число 22, взятое четыре раза. Присутствие в развернутых вариантах этой последовательности графемы в виде початка кукурузы подтверждает связь первого числа надписи с богом маиса. Кстати сказать, суммы всех групп, реализующих два других типа повторяющихся последовательностей глифов, обозначенных на схеме красным и синим цветами (красные - гр. 5/16/ и 13/16/; синие - 3/16/, 4/16/, 9/16/ и 16/16/), одинаковые и равны 90.

Важным при чтении и интерпретации текста является противопоставление центра надписи ее периферии. Так, напомню, «извлечение» дат долгого счета из текста было сделано с помощью умножения значения всего числового поля на сумму чисел периметра ∑222. В настоящий момент для этой задачи я считаю релевантными значения, представленные двумя последними схемами. Причина этого вполне очевидна – полученные результаты имеют значения, соотносимые с нашими знаниями об особенностях мезоамериканского календаря. ∑3655 – это количество дней в 5 интервалах по 731 дню, округленному до целого числу дней в двух тропических годах. Заменив в расчетах значение гр. 8/16/ с 180 на 29, получаем ∑3504, то есть 6 приближенных циклов Венеры по 584 дня. Сложение и умножение 13 групп глифов дает в результате либо ∑3900 – число дней в 15 цолькинах, либо казалось бы случайное ∑3749. Но этот последний результат оказывается особенно интересен, так как демонстрирует, насколько давно в Мезоамерике начали предсказывать солнечные затмения.

Итак, полученные даты в хронологическом порядке (GMT ‘285, названия дней взяты у майя просто ради удобства, даты юлианские/грегорианские) :
1. 3504*222=777888
5.8.0.14.8 11 Lamat 16 Sip - June 5, 984 BC/May 27, 984 BC
2. 3655*2 22=811410
5.12.13.16.10 6 Ok 3 Wayeb - March 16, 892 BC/March 8, 892 BC

3. 3749*222=832278
5.15.11.15.18 9 Etz'nab 1 Sotz' - May 4, 835 BC/April 26, 835 BC
4. 3900*222=865800
6.0.5.0.0 4 Ajaw 3 Pop - February 12, 743 BC/February 4, 743

Любопытная особенность последней даты 6.0.5.0.0 4 Ajaw 3 Pop состоит не только в том, что она по понятной причине падает на тот же день цолькина 4 Ajaw, что и начальная дата долгого счета, но и в том, что это самая ранняя позиция этого дня в другом цикле, основанном на приближенном значении солнечного года в 365 дней. Эта позиция повторяется каждые 52 года в рамках календарного круга (CR=365*52=260*73=18980 дней), но совпасть с так называемым концом периода (PE) долгого счета – здесь, с окончанием туна в 360 дней, она сможет снова только через 18 календарных кругов (935 с лишним наших лет). В данном случае мы имеем однако не просто окончание туна, а окончание четверти катуна или пяти тунов, что увеличивает интервал до совпадения по крайней мере в 5 раз. Это означает, что с легендарного начала долгого счета 13.0.0.0.0 4 Ajaw 8 K'umk'u позиция календарного круга 4 Ajaw 3 Pop выпадала на окончание периода лишь дважды - PE 1.5.7.0.0 и PE 3.12.16.0.0. А следующее после 6.0.5.0.0 сопадение с четвертью катуна случится только в сороковом веке по-нашему или 28 декабря 3934 года - 17.17.10.0.0 долгого счета.

Если уже в который раз экстраполировать на чтение надписи из Каскахаля характеристики более поздних текстов майя, то дата конца периода должна быть завершающей в календарном устройстве памятника и по отношению к моменту его создания находиться в будущем. Присутствие в тексте плиты дат долгого счета первой четверти первого тысячелетия до нашей эры говорит о том, что формирование календарной системы в Мезоамерике относится к еще более раннему времени. Косвенным свидетельством в поддержку этого может служить реконструированная выше дата 3.12.16.0.0 4 Ajaw 3 Pop - October 4, 1679 BC/September 20, 1679 BC. Не только здесь начальная дата долгого счета 4 Ajaw стоит в самой ранней возможной позиции календарного года 3 Pop, но за три дня до него, как и в легендарном 3114 BC , начинается цикл из 819 дней - 3.12.15.17.17 1 Kab'an 0 Pop. К этой агломерации любопытных совпадений нужно добавить еще лунное затмение, случившееся September 14, 1679 BC/August 31, 1679 BC - 3.12.15.17.0 10 Ajaw 8 K'umk'u, то есть за 20 дней до дня цолькина 4 Ajaw в день календарного года 8 K'umk'u - тот же день календарного года, что и начальная дата долгого счета. С момента начальной даты 13.0.0.0.0 на день затмения Луны прошло ровно 1436 лет по 365 дней. Группа 4/13/ на последней схеме имеет значение 718, что удвоенное дает 1436. Вторая схема на иллюстрации показывает модификацию простого сложения числовых значений всех глифов с примененением знаков операций внутри соответствующих групп. Ее результат - ∑450, взятый четыре раза, дает интервал в 1800 дней, равный 5 годам долгого счета по 360 дней (5 тунам – четверти катуна) и служит параллелью завершающей дате памятника 6.0.5.0.0 4 Ajaw 3 Pop.

Дата 5.15.11.15.18 9 Etz'nab 1 Sotz' - May 4, 835 BC/April 26, 835 BC, производная от чтения ∑3749, показывает, насколько рано жители Мезоамерики начали проявлять интерес к расположению Солнца и Луны при затмениях. Кроме известной записи о солнечном затмении на стеле 3 из Поко-Уиник, мне встретились еще два случая, когда нерукописные памятники указывают на даты солнечных затмнений. Это реконструированные отсылки к затмениям, а не прямые упоминания с использованием соответствующего глифа, как в Поко-Уиник, однако важность каждого случая подчеркивается неординарностью контекста. Парные даты на стеле 1 из Ла Мохарры чрезвычайно точно коррелируют с тремя солнечными затмениями II века н.э. – затмения за 20 дней до первой даты, через 20 дней после второй и точно в середине необычного интервала в 2*7^4 дней между ними. Первое из них было видимым в Мезоамерике, два остальных – невидимые. Другим поразительным примером не только способности наблюдать, но и предсказывать затмения, служит последний интервал в 93 календарных круга таблицы кратных из Шультуна. Кто не боится калькулятора, как черт ладана, и в состоянии сообразить, как пользоваться таблицами затмений на сайте NASA, может убедиться в этом самостоятельно и заодно проверить мои псевдонаучные спекуляции (даты на стеле 1 из Ла-Мохарра – 8.5.3.3.5 13 Chikсhan 3 K'ayab и 8.5.16.9.7 5 Manik' 15 Pohp; реконструированная дата D – 6(?) Manik' 12.5.3.3.0 или 93 календарных круга и 67 дней – 12.5.3.6.7 6 Manik' 10 Sip). Черные братья из Шультуна в 9 веке рассчитали затмение, которое произойдет в далеком будущем 3 августа 1720 года в день, когда Солнце будет стоять в зените над их славным городом. Как и это последнее, затмение 4 мая -834 г. не было видно на территории происхождения памятника. Видимо поэтому у предков-ольмеков случился некоторый сбой в предсказании. По мезоамериканскому времени затмение произошло не 4 мая, а вечером после захода Солнца 2 мая 835 до н.э. Такой разброс дат может, с одной стороны, свидетельствовать о неправильно выбранном значении корреляции, ведь это «прямое попадание» для GMT‘283. Но учитывая данные по затмениям для Ла-Мохарры и Шультуна, которые подтверждают корреляцию ‘285, я думаю, что здесь имеет место смещение даты ожидаемого, но не наблюдаемого, затмения на более подходящий с точки зрения наблюдающих день лунного цикла – к 2 мая еще не прошли необходимые для завершения месяца 29 дней после появления молодой луны (см данные о днях лунного цикла в калькуляторе дат на сайте FAMSI).

Этот пост никоим образом не исчерпывает хитростей надписи на плите из Каскахаля (или, для тех, кто все точно знает и не умеет задавать правильные вопросы, глубин моей бредовой саморефлексии). Мне просто надо было обобщить мое настоящее понимание структуры и особенностей текста для того, чтбы было с чем сравнивать содержание древних мезоамериканских цилиндрических печатей, о которых идет речь в разделе форума «Псевдонаучный бред».


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Монумент из Каскахаля
СообщениеДобавлено: Чт мар 12 2015 16:42 
Не в сети
Старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн сен 27 2004 02:42
Сообщения: 1307
Изображение

Находка жадеитового навершия в Аройо-Пескеро снимает все сомнения в подлинности надписи на плите из Каскахаля. Навершие образовано тремя парами полураспустившихся бутонов, расположенных друг над другом, с центральным верхним элементом в виде конуса. Бутоны, как и глифы 2, 24, 38, 52 текста плиты, в отличие от других многочисленных случаев употребления этого мотива, имеют в нижней части обозначенную чашечку, переходящую у нижнего ряда в стебель. И на плоскости плиты, и в объемном исполнении на навершии чашечка бутона обозначается одинаково - с помощью обращенного вершиной вверх угла с вогнутыми сторонами.
Поскольку навершие найдено археологами при раскопках в контролируемом контексте, его характеристики могут использоваться для оценки других памятников, происхождение которых подвергается сомнению. В случае плиты из Каскахаля мы имеем уникальную иконографическую черту у известного элемента, которая до находки навершия в Аройо-Пескеро была неизвестна на других памятниках.

Carl J. Wendt, Henri Noel Bernard and Jeffery Delsescaux (2014). A MIDDLE FORMATIVE ARTIFACT EXCAVATED AT ARROYO PESQUERO, VERACRUZ. Ancient Mesoamerica, 25, pp 309-316.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Монумент из Каскахаля
СообщениеДобавлено: Чт авг 20 2015 23:38 
Не в сети
Старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн сен 27 2004 02:42
Сообщения: 1307
И снова нашли нечто чрезвычайно интересное.
Об этом написал Д. Стюарт, об этом написал Д. Беляев.

Текст на панели из Ла-Короны, обозначенной как элемент 56, - подробное, хотя и не до конца понятное повествование о воцарении в конце VII в. правителя майя, которому предстояло через несколько лет праздновать окончание периода 9.13.0.0.0, и который через полгода после воцарения помянул предков в их святилище.

Надпись на редкость хорошо сохранилась, благодаря чему можно оценить высокое мастерство ее создателей. Но удивительно то, что в тексте такого важного "государственного" содержания есть календарные ляпы. Во-первых, дата воцарения правителя на другом памятнике указывается на день раньше. Во-вторых, удаленное число между двумя датами не соответствует интервалу между ними – указано 5 вместо 3 дней. Если последнее можно объяснить небрежностью резчиков (я не представляю каким образом, но допустим, что процесс изготовления кругов для чисел от 1 до 4 начинался с заготовки в виде полосы для пятерки, которую почему-то "не допилили"), то замену даты исторического события, где полностью меняется один из компонентов календарной фразы, в данном случае 12 Имиш вместо 11 Ахав, без сомнения следует считать намеренной. Кроме того, первая дата текста на элементе 56 тоже не обычная дата календарного круга, так как коэффициент месяца на один день больше, чем должен быть (18 вместо 17). Такое отклонение А. Токовинин связал с влиянием традиции Теотиукана, и следовательно рассматривать его как ошибку нельзя. Скорее, открывающая повествование нестандартная дата служит предупреждением о скрытой специфике дальнейшего текста и его календарной составляющей.

Простейший способ убедиться, что хронология событий надписи на элементе 56 упорядочена в соответствии с тем, что я называю календарной математикой, - это посмотреть на интервалы между упомянутыми событиями.
Всего в тексте восемь дат (D1 – D8). Последняя дата D8 (ритуал в святилище предков более чем через полгода после воцарения правителя, 690 г.) относится к событию до даты D7 (окончание календарного периода, 692 г.). Все даты обозначаются с помощью календарных фраз, состоящих из показателей 260 и 365-дневных циклов. Всем, кроме последней D8, предшествуют удаленные числа. Надпись, будучи лишь частью повествования, расположенного на нескольких (двух?) панелях, открывается упоминанием места действия (Сакникте – городище Ла-Корона) и удаленным числом /4/, ведущим от D0 из предшествующей части повествования (Д. Стюарт полагает, что это день, когда будущий правитель отправился на встречу с царем Кануля) к D1 – дате в теотиуаканском стиле.
От D0 – предполагаемого отправления героя повествования, до того, как он вернулся домой и вступил на царство D6, согласно удаленным числам и представленным датам прошло разное количество дней. "Ошибочное" удаленное число /5/ перед четвертой датой удлиняет интервал на 2 дня и делает его равным 295 дням или 10 лунным месяцам (259=59*5).

Изображение

Одним из основных аспектов памятников календарно-числового протописьма (печатей из Тлатилько, плиты из Каскахаля, эпи-ольмекского корпуса) является представление интервалов, кратных целому числу синодических лунных месяцев, в том числе с использованием приближенных значений групп из нескольких месяцев. На элементе 56 из Ла-Короны сумма всех представленных удаленных чисел между датами D0 и D6 равна приближенному значению двух лунных месяцев – 59 дней, взятому 5 раз, тогда как согласно самим датам между ними прошло всего 293 дня. Завышенное удаленное число доводит реальный интервал до желаемого стандарта.

В следующей таблице показаны интервалы между отдельными событиями повествования от отправления будущего правителя из Сакникте D0 до церемонии в святилище предков D8. Здесь также видно, почему составителям текста понадобился кажущийся календарный ляп. В скобках указывается действительное количество дней между датами.

Изображение

Согласно данным удаленных чисел и реконструируемому интервалу между D6 и D8, равному 195 дням, между D0 и D8 прошло 490 дней, то есть в десять раз больше, чем на самом деле от D2 до D6 (от получения спинного украшения до возвращения в Сакникте). Дата D6 (возвращение в Сакникте) завершает два интервала, значения которых равны квадрату числа, - 49 (7^2) и 289 (17^2) (последний отсчитывается от D1 – встречи с царем Кануля). Оба эти интервала соответствуют приведенным датам календарного круга, а не "показаниям" удаленных чисел. Таким образом, имеем одну группу значений интервалов между этапами инаугурации правителя, оперирующую числами 7 и 10:
7*7=49
7*7*10=490
(7+10)*(7+10)=289

Вторая группа значений использует числовые показатели будущего окончания периода 9.13.0.0.0 – 9 и 13, не прибегая при этом к помощи увеличенного удаленного числа /5/. Окончание этих интервалов приходится на дату D8 (церемония в святилище предков). Один начинается в D1 (встреча с правителем Кануля) и составляет 484 дня, а второй – в D3 (получение повязки say huun) и длится 234 дня.
2*9*13=234
(9+13)*(9+13)=484

Использование значения удаленного числа /5/ делает эти интервалы длиннее на два дня, что превращает более долгий из них в производное квадрата числа 9, тогда как второй становится кратным приближенному значению двух лунных месяцев:
484+2= 486 =6*9*9
234+2= 236 = 59*4

Одинаковые события в Актун и Сакникте, обозначенные как "обоснование" и прибытие – D4 и D6, также разделены "квадратным" интервалом, составленным их удаленных чисел /19/ и /17/:
19+17= 36 = 6*6

Таким образом, последовательность событий в ходе инаугурации нового правителя Сакникте подчиняется порядку, обусловленному особенностями календарной математики (см. здесь, пункт 3).
Эти особенности были установлены сначала при анализе надписи на плите из Каскахаля, а затем и на других памятниках. До находки в Ла-Короне элемента 56 мне не встречались надписи, столь последовательно использующие их для организации хронологии царского текста. Этот памятник хорош тем, что для того, чтобы убедиться в наличии этих особенностей, не требуется интерпретации знаков официально недешифрованной письменности. Все, что необходимо, не выходит за рамки простого анализа текста.

Последовательность событий надписи элемента 56 из Ла-Короны
(В квадратных скобках после даты указываются соответствующие даты, используемое значение удаленного числа /5/ или (3) и интервал, значение длины которого передает особенности календарной математики).

D0 – дата на памятнике отсутствует. Начало инаугурационных церемоний, отправление из Сакните.
[D0-D8 /5/, 490], [D0-D6 /5/, 295]
DN /4/.
D1 – теотиуаканская дата. Встреча с правителем Кануля.

[D1-D8 /5/, 486], [D1-D8 (3), 484], [D1-D6 (3), 289]
DN /240/.
D2 – получение спинного украшения для танцев.

[D2-D6 (3), 49]
DN /10/.
D3 – повязана повязка say huun.

[D3-D8 (3), 234], [D3-D8 /5/, 236]
DN /5/ (3).
D4 – "обоснование" в Актун, прибытие в ?.

[D4-D6, 36]
DN /19/.
D5 – воцарение.
DN /17/.
D6 – прибытие и "обоснование" в Сакникте.

[D4-D6, 36], [D2-D6 (3), 49], [D1-D6 (3), 289], [D0-D6 /5/, 295]
(195 – без удаленного числа в тексте).
D8 – церемония в святилище предков.

[D3-D8 (3), 234], [D3-D8 /5/, 236], [D1-D8 /5/, 486], [D1-D8 (3), 484]
DN /902/ - считая от D6.
D7 – конец периода 9.13.0.0.0.


Из восьми дат (девяти, если учитывать D0), только даты воцарения D5 и окончания календарного периода D7 не связаны нумерологически значимыми интервалами с другими датами повествования. Окончание периода – это важный календарный праздник, но он никак не соотносится с процессом прихода к власти нового правителя. Скорее наоборот, правитель "зарабатывает очки", ассоциируя себя с ним. Совсем другое дело – воцарение, казалось бы, главное событие текста. И при этом нам известно, что оно сдвинуто здесь на день позже, то есть вместо удаленных чисел /19/ и /17/ до и после него при правильной дате должны были бы стоять два одинаковых удаленных числа /18/, кратные нумерологически важному числу 9.
Почему создатели надписи, с одной стороны, помещают дату воцарения в хитросплетение связанных между собой дат, но саму ее сдвигают с комфортной середины между двумя аналогичными церемониями прибытия и "обоснования"? Ответ предсказуем - потому что это создает дополнительные преимущества для дальнейшего применения все той же календарной математики. Хорошего, в данном случае, упорядочивающей и "облагораживающей" исторический процесс нумерологии, мало не бывает.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Монумент из Каскахаля
СообщениеДобавлено: Пт авг 19 2016 18:23 
Не в сети
Старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн сен 27 2004 02:42
Сообщения: 1307
Трудно представить, что обрядовый текст, зафиксированный антропологами в конце 20-го века, окажется повторенным почти дословно на памятнике трехтысячелетней давности. Тем более, если этот памятник не только не дешифрован, но и, согласно мнению лучших, не может быть дешифрован из-за незначительности корпуса и неясности с его языковой принадлежностью.

Но поскольку я надпись на плите из Каскахаля читаю уже давно и настойчиво, один из описанных обрядов в выложенной на Мезовебе в открытый доступ книге Брюса Лава"Шаманизм современных майя" привел меня в полнейшее изумление. Этот обряд юкатекских майя называется k’aam и является аналогом христианского причастия (communion) – приобщения к Иисусу Христу через евхаристию, вкушение освященных хлеба и вина, символизирующих его плоть и кровь. Все обряды, описанные Лавом, так или иначе инкорпорируют священные числа 9 и 13, хотя возможны не только они. Майяское причастие – часть многофазовых ритуалов, в одном случае очищения владений, земли общины от "злых ветров", которое обычно проходит не чаще раза в пять лет (стр.106-134), в другом – ежегодной церемонии вызова дождя (стр. 87-106). В обоих случаях участники причащаются специально приготовленными для обряда балче (ферментированный напиток из меда или сахара) и испеченным во время ритуала многослойным хлебом (здесь 13 или 7 слоев). Более камерная церемония вызова дождя, проходившая с меньшим количеством участников, включала и более индивидуаизированное причастие, когда шаман совершал обряд над каждым присутсвующем мужского пола (стр. 99 -100):

Цитата:
Time for holy communion. Don Mario poured the remaining báalche’ from the mesa into a bowl, then he put a little chok’ob in a small súul, a tiny cup with a white cloth over it (Figure 58). The ranch owner kneeled first and Don Mario administered k’aam, communion (Figure 59). He circled the súul over the kneeling man and counted in Mayan, hunp’ej, ka’p’ej, óoxp’ej, kanp’ej, ho’p’ej, wáakp’ej, bolonp’ej, óoxlajun, “one, two, three, four, five, six, nine, thirteen.” Then one by one all the men, and then the boys, received k’aam, communion.Afterwards we ate the cut-up seven-layered bread from the mesa. Finally the j-meen kneeled and his assistant administered communion to him.

Пришло время святого причастия. Дон Марио вылил оставшееся на алтаре балче в миску, потом положил немного ритуальной похлебки с крошеным хлебом в маленькую чашку из горлянки, накрытую белым лоскутом . Первым встал на колени хозяин фермы, и дон Марио совершил причастие k’aam. Он чашкой обвел круг над коленопреклоненным и сосчитал на языке майя: "Hunp’ej, ka’p’ej, óoxp’ej, kanp’ej, ho’p’ej, wáakp’ej, bolonp’ej, óoxlajun." "Один, два, три, четыре, пять, шесть, девять, тринадцать." Следом один за другим все мужчины, а за ними все мальчики, получили причастие k’aam. Потом мы съели по куску семислойного хлеба с алтаря. В завершние шаман сам встал на колени и принял причастие от своего помощника.


Словесная формула, сопровождающая обряд причастия, представляет собой ритуальный счет. Об этом говорят два завершающих ряд числа – 9 и 13, первое ассоциируется с подземным миром, преисподней, а второе – с небом (желающие могут прочитать всю книгу Лава целиком и убедиться, хотя это известно и из других источников и не только майя). Их присутствие в формуле причастия не удивительно, так как по определению этот обряд представляет собой возобновление и подтверждение принадлежности индивида к вере или, в случае майя, к миропорядку. Человек, индивид здесь вводится открывающим рядом последовательных чисел от одного до шести, их сумма – 21.

Изображение

У плиты из Каскахаля есть несомненние сходство с алтарем. Ярче всего это проявляется в том, что угловые глифы представляют собой парные знаки (термиты слева, раковины со связкой листьев справа). Сумма числовых значений каждой пары – 14. Не буду цитировать наблюдений Лава, но про важность 14 у него тоже немного есть, и это интересно, потому что до сих пор мне было не очень понятно, в чем тут дело. Вся центральная верхняя часть текста плиты по-разному повторяет числа 9 и 13. Самая верхняя строка 10+3, строка под ней 2+7, небесный пояс – 13 и 9, перед которыми стоит их сумма 22 в виде 2+20 (напомню, что читается надпись справа налево снизу вверх, а не так, как ее пронумеровали). Уже при первом анализе распределения глифов было замечено, что они образуют хотя и не идентичные, но близкие по набору знаков группы, которые я выделила рамками одного цвета. На прорисовке видно, что "вариации на тему 9-13" в верхней части памятника расположены между такими группами. В нижней части надписи в кластере из трех аналогичных групп находятся глифы со значением 1 и 20 (большой палец и повязка правителя), в сумме 21. Вся нижняя часть состоит из последовательности глифов в виде двух не очень ровных строк, причем верхняя из них короче нижней. Кроме упомянутых знаков для 1 и 20, остальные глифы верхней строки принадлежат к двум найденным группам, третья группа завершает нижнюю строку, открывет которую парный угловой глиф. За ним следуют числа от одного до семи. Маркеры (и при определенных условиях операционные знаки вычитания) в виде острия кремневого ножа выделяют группу равную 20 (с 2 до 6), но счет все-таки начинается с начала, то есть с единицы.

Таким образом в нижней части выделяется начальный счетный сегмент из 6 глифов, сумма которых "фокусируется" во второй строке составным числом 21. Переход от темы человек/правитель к теме миропорядка начинается в начале "небесной полосы" с глифов 2 и лунной 20-ки, вводящих сумму 13 и 9 (и следующее число за 21), за ней стоят два отдельных глифа с соответствующими числовыми значениями (13 – плетеная подстилка и 9 – трон). Над ними числа повторяются уже в составном виде, 13 сверху как 10+3 и 9 внизу как 2+7.

Словесная формула из современного юкатекского обряда причастия полностью включена в состав чрезвычайно сложного числового текста начала первого тысячелетия до нашей эры из Веракруза. Поразительно также, что обряд инкорпорирует и упомянутое на плите из Каскахаля число 7, последнее в счетной последовательности, открывающей текст. Для причастия используется хлеб, испеченный из семи слоев теста.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Монумент из Каскахаля
СообщениеДобавлено: Чт апр 19 2018 23:36 
Не в сети
Старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн сен 27 2004 02:42
Сообщения: 1307
Мне понравились вопросы в конце первого доклада. Вежливые коллеги не задали еще одного - если считать было нечего, то что, майя сразу писать начали? С чего вдруг?

БЕЛЯЕВ ДМИТРИЙ Дмитриевич, ДАВЛЕТШИН АЛЬБЕРТ Иршатович (Москва). Происхождение и ранние функции письма в Мезоамерике


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 236 ]  На страницу Пред.  1 ... 8, 9, 10, 11, 12

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB