Месоамерика


Северная Америка   Месоамерика   Южная Америка
Библиотека   Туризм и путешествия   Говорим обо всем
Современная жизнь индейцев   Псевдонаучный бред   
Тех. Вопросы   Правила форума
Текущее время: Пн дек 11 2017 12:12

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Индейцы терибе: история и современность Панамы
СообщениеДобавлено: Пн май 14 2012 20:15 
Не в сети
Постоянный участник

Зарегистрирован: Пт апр 16 2010 15:42
Сообщения: 272
Индейцы терибе

http://www.latindex.ru/content/articles/7008/

Во времена, когда на территорию современной Панамы прибыли испанские завоеватели, терибе, или насо, были одним из самых многочисленных племен в тех краях. Эти добродушные и улыбчивые люди жили вдоль побережья большой земли нынешней провинции Бокас-дель-Торо, но были вынуждены переселиться вглубь страны из-за алчущих богатства конкистадоров и убивающих во имя Бога миссионеров в начале семнадцатого века, где заняли горные, покрытые лесом, земли. В начале двадцатого века численность терибе к тому же резко сократилась из-за эпидемии туберкулеза, распространившейся на территории и опустошавшей индейские популяции. Сегодня численность терибе составляет около трех с половиной тысяч человек, обитающих по берегам реки Терибе и представляющих собой земледельческое и охотничье общество. Еще несколько сотен живут в Коста-Рике. Большая часть территории насо сегодня охраняется организациями «Palo Seco National Forest» и «La Amistad International Park».

Кланы и усадьбы насо географически изолированы от большей части мира, что позволяет им сохранять и развивать культурную самобытность с помощью своего языка и института семьи. Специальная государственная программа работает над сохранением традиционных религиозных обычаев, народных медицинских практик и накопленного предками терибе знания – так, чтобы они и дальше передавались из поколения в поколение. Несмотря на то, что христианство оказало большее влияние на культуру терибе, чем на другие аборигенные группы Панамы, те, кто не причисляет себя к католикам, вместо этого свободно поклоняются своему аборигенному богу Сбо.

Большинство насо, живущие в панамской провинции Бокас-дель-Торо, - бедные фермеры, поддерживающие свое существование продажей какао, апельсинов, овощей, трав, животных (свиней, кур, уток и прочих), строевого леса и поделок ручной работы, которые они доставляют в относительно близко расположенный город Чангуинолу с населением в тридцать тысяч человек, находящийся в двух часах пути ниже по течению реки на плоту или в долбленой лодке. Несмотря на тот факт, что насо живут довольно уединенно и изолированно и редко принимают у себя гостей, многие из них билингвальны, то есть говорят на двух языках, насо и испанском, носят одежду белых людей и исповедуют христианскую религию.

Общество Терибе – последняя монархия в Латинской Америке с правящим королем. Нынешний король терибе, Валентин Сантана, правит с 2004-го года, когда он свергнул своего брата Тито из-за сомнительного проекта, связанного с гидроэлектростанциями и дамбой на реке Боньик (приток Терибе), борьба вокруг которого до сих пор продолжается. Как и его предшественники, он сидит во дворце терибе, построенном из шлакобетона, в деревне Сиейик и правит вместе с группой советников, которые являются представителями одиннадцати племен терибе. Здания в деревне построены в соответствии с характерной архитектурой терибе – поднятые на стойках дома из пальмового дерева. Столица насо находится в часе пути вверх по течению реки Терибе, дальше места дислокации организации поддержания и развития эко-туризма на территории насо.

Огромный потенциал земли предков насо в области науки, гидроэлектроэнергии и эко-туризма привлек немалый интернациональный и национальный интерес. В 1980-ом году правительство Панамы передало большие области региона под управление охранных систем, организаций, упомянутых выше. В 2005-ом году три главных проекта по охране и развитию были предложены для значительной реорганизации использования природных ресурсов на локальных территориях, в том числе был принят закон о признании за насо прав на обладание их исконной территорией.

Язык терибе

Со времен колонизации государственным языком Панамы является испанский. Однако вместе с ним в стране распространены китайский, креольские английский и французский, идиш, японский, чибчанские и чокоанские индейские языки. Большинство языков, относящихся к двум последним семьям, ныне вымерли. Чибчанская семья на территории Панамы представлена таламанкской и дораскской ветвью (языки терраба, териби, брибри, кабекар, чумула, гуалака, чангена), нескольими диалектами гуайми.

Язык терибе относится к таламанкской ветви чибчанской семьи – группы центрально-американских языков, распространенных от Гондураса на севере до Колумбии на юге. Географически, терибе существует в центре этой группы, на северо-западе Панамы. Сегодня общее число говорящих составляет около трех тысяч человек, живущих в основном в долинах рек Терибе и Чангуинола, недалеко от границы с Коста-Рикой (в начале же XX века число их сократилось примерно до пятисот человек).

К таламанкской ветви также относятся языки брибри и кабекар (на них говорят в долине Таламанка вдоль костариканской границы). Они более тесно связаны между собой, нежели с терибе. В Коста-Рике встречается язык терраба, или броран – почти вымерший диалект терибе, на котором по данным 1991-го года говорили лишь пять стариков, живших в городке Терраба в провинции Пунтаренас. Это потомки небольшой группы (около четырехсот человек), переселившейся из долины реки Терибе в 1695-ом году. По словам терибе, общавшимися с носителями языка террабе, эти диалекты с легкостью понимаются обеими сторонами.

Само название Терибе появилось, когда испанцы пришли к реке, которая сегодня носит это название. Они спросили местных жителей, что это за место, как оно называется. И терибе ответили: «Тьер ди», что значит “река Бабушки” (Бабушка – дух-покровитель на этой территории, к которому терибе обращались за помощью). Испанцы исказили услышанное на свой лад, и так название Терибе закрепилось для реки и народа, жившего на ней. Сами терибе называют себя и свой язык насо, что значит “индеец, абориген”. Возможно, название это образовалось из двух слов: «на» - “здесь” и «со, сого» - “хозяин, владелец” и означает, таким образом, хозяев той земли. Таким же образом терибе называют жителей какой-либо деревни, например, длуйсо – обитатели деревни Длуй. Брибри тоже используют эту конструкцию, когда называют себя аларикта вак “хозяева места, где течет река детей”. Между тем, когда индейцы говорят с испанцами, они называют себя не насо, а терибе.

На сегодняшний день язык терибе описан плохо – не в пример соседнему террабе, публикаций о котором существует больше, чем самих носителей языка. Причинами такого контраста является много большая заинтересованность университета Коста-Рики в изучении языков (по сравнению с Панамским университетом), реальная опасность абсолютного исчезновения террабе и относительная изолированность терибе.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB