МЕСОАМЕРИКА глазами русских первопроходцев

 

 

 

 


 


 


 


 

Loading

 

 

 

 

Ауитсотль

Выборы тлатоани


ПРАВИТЕЛИ ТЕНОЧТИТЛАНА

Меши (Мешитли) - ранние годы

Теноч (Тенуч) - 1325-13??

Акамапичтли - 1376-1396

Уитсилиуитль - 1396-1416

Чимальпопока - 1416-1428

Итцкоатль - 1428-1440

Мотекусома I - 1440-1469

Ашайакатль - 1469-1481

Тисок - 1481-1486

Ауитсотль - 1486-1502

Мотекусома II Шокойотцин - 1502-1520

Куитлауак - 1520

Куаутемок - 1520-1522


Анауакака

Тлакаэлель


ПРАВИТЕЛИ ТЕСКОКО

Кинатцин - 1318-77

Иштлильшочитль - 1409-18

Несауалькойотль - 1418-72

Несауальпилли - 1472-1515

Какаматцин - 1516-20

Коуанакочтцин - 1520-...


ПРАВИТЕЛИ ТЛАКОПАНА

Тотокиуатцин - 1431-1470

Чимальпопока - 1470-1490

Тотокиуатцин II - 1490-1519

Тетлепанкетцанитцин - 1519-1521


Библиография

[ 1486-1502 ]

Ауитсотль

("Водяная Собака")

Был выдающимся полководцем, который жил и спал вместе со своей армией. Его часто называют Александром Македонским Мексики. Он значительно расширил границы Тройственного союза на юг и восток, дойдя до тихоокеанского побережья Гватемалы. Первый его поход в Оахаку был инаугурационным. Вместе с остальными участниками Тройственного Союза, городами Тескоко и Тлакопаном он захватил города Оахаки Шикипилько, Куауакан и Чиан с Шилотепеком в современном Чьяпасе.

После подавления восстания уастеков, вспыхнувшего в 1487 году мешики принесли в жертву 20.000 пленников, которых ввели в Теночтитлан связанными за носовые украшения, которые по обычаю уастеков были вставлены в носовые хрящи. Праздник освящения нового Храма продолжался 4 дня, и на него были приглашены правители Тлашкалы, Уэшотцинко, Чолулы, Метцтитлана и тараски Мичоакана, которые прибыли к ацтекам втайне от своих народов. На праздник приглашены были и правители г. Телеолоапана (города на западной границе с тарасками), но они не прибыли. Ауитсотль поняв, что они восстали, отправился в карательный поход. Примкнули к восстанию и города Алауитцтлан и Остоман. Жители Телеолоапана при приближении ацтекских войск перешли на их сторону, а остальные города были разграблены и уничтожены вместе со всем населением, кроме детей, более 40 тысяч которых, распределили по городам и весям Тройственного Союза. Через полгода эти плодородные земли были заселены колонистами. Остоман был превращён в одну из крепостей для защиты от нападений тарасков.

Между 1491 и 1495 годами вместе с Тескоко Ауитсотль расширил границы Союза до современного Акапулько на юге, присоединив к его владениям 300-километровую полосу побережья Тихого океана. Территория отсталых племён йопи, находившаяся дальше к югу, осталась не завоеванной, т.к. не представляла интереса для мешиков.

Известны и серии походов ацтеков на юг - к перешейку Теаунтепек, который был ключевым постом для торговли с южными странами, откуда поставлялись бобы какао, перья кецаля, золото, хлопок. Первый поход на юг был совершён в 1488 или 1489 году, в 1495 было завершено покорение района Оахаки (кроме самого города Оахаки).

Примерно около 1496 года сапотеки под руководством Косихоесы смогли договориться со своими врагами миштеками и уничтожили оставленные ацтеками гарнизоны. Измотанная предыдущими сражениями и очень тяжёлым 500-километровым переходом армия мешиков не смогла примерно наказать мятежников, но Ауитсотль ценой брака своей дочери с Косихоесой пусть номинально, но заставил сапотеков признать свою власть, что не помешало ему в дальнейшем совершать против них военные походы.

Военоначальник, правитель и торговец (почтека)

Последний военный поход на юг был предпринят Ауитсотлем единолично (без поддержки Тескоко и Тлакопана) около 1500 года. Его целью стала местность южнее Теуантепека - Соконуско (Шоконочко). Город Соконуско был ключом к Тихоокеанскому побережью Гватемалы и важнейшим торговым центром на стыке районов проживания майя, миштеков и сапотеков. Жители городов Соконуско, Шолотлы и Масатлана презрительно называли сапотеков "трусами", "лакеями", "бабами", за то, что они формально признали власть ацтеков. В ходе вспыхнувшего конфликта были убиты торговцы ацтеков, чего Теночтитлан простить не мог. После 600-километрового перехода ацтекам был оказан пышный приём в Теуантепеке и, затем, ацтеки предприняли штурм Соконуско. То ли защитники города стояли на смерть, то ли сказалась явная усталость ацтекских войск, но, если бы не поддержка сапотеков Теуантепека, мешикам пришлось бы туго. В конце концов Ауитсотль заключил с осаждёнными соглашение, по которому ему и его воинам была выплачена контрибуция. После этого были захвачены Шолотла, Масатлан и Аутлан (Аутла; "Земля черепах"). Жители Соконуско предложили Ауитсотлю вместе с ними отправиться войной на майя Гватемалы, но он отказался из-за усталости своих войск, которым ещё предстоял обратный путь домой.

Ауитсотль был завоевателем номер один в истории мешиков. Называется от 13 до 40 покорённых им городов и районов. О нём говорили, что он не был тупым сапогом и жестокосердным мужланом, его любили и бедные и богатые, он был смел, приветлив, умён, любил музыку и считался, для своего времени, приличным человеком.

Ауитсотль не только воевал, но и много строил. Самым известным является строительство нового акведука "Акуэкуэшкатль", "вода Куэкуэша" названного так по имени астролога, с которым советовался тлатоани по поводу строительства водопровода.

Воду решено было брать из района городов Койокан и Уитцилопочко, т.к. источники Чапультепека уже не справлялись с нуждами быстрорастущего населения Мехико.

Правитель Койокана, Тцотцома, слывший честным и порядочным человеком, предупредил Ауитсотля, что в источниках часто меняется напор воды, и это может принести беду городу, а так же посоветовал пользоваться водой Чапультепека. Ауитсотль взбесился и приказал казнить (удушить), показавшегося ему строптивым правителя Койокана. Что, в конце концов и было сделано, несмотря на все уговоры и объяснения приближённых, что Тцотцоматцин ничего дурного не хотел, а просто высказал своё мнение. Перед смертью несчастный предсказал, что Теночтитлан ждет великое наводнение. Его смерть осуждалось и ацтеками и всеми жителями Мексиканской долины.

Когда путепровод был построен и пустили воду, то случилось то, что и предсказывал покойный Тцотцома - наводнение, от которого вынужден был спасаться и сам тлатоани. Для отвода воды он приказал рыть канал, а сам, по совету правителя Тескоко, Несауальпилли, отправился в Койокан, где принёс покаяние за убийство и назначил сына Тцотцоматцина правителем города. Случилось это в 1499 году за три года до его смерти.

Ауитсотль умер в 1502 году то ли от странной болезни, то ли ему что-то подсыпали в еду, когда он был в Соконуско. Есть версия, что он, спасаясь от наводнения в Теночтитлане, поскользнулся и ударился, заработав гематому. Чувствуя приближение смерти, он приказал высечь своё изображение на скале в Чапультепеке. Его похороны были пышными. В костёр, где горело тело тлатоани, бросались дымящиеся сердца 200 рабов, принесённых в жертву на специальном каменном барабане. Пепел правителя собрали в урну и похоронили рядом с темалакатлем, "Камнем Солнца".

Известен щит Ауитсотля, который был искусно украшен перьями кецаля и попал в руки Кортесу, а затем к королю Карлу V. Щит изображает водяное животное с зажатым в пасти ножом для жертвоприношений.


«« назад

дальше »»

[an error occurred while processing this directive]