МЕСОАМЕРИКА глазами русских первопроходцев

 

 

 

 


 


 


 


 

Loading

 

 

 

 

Ашайакатль

Выборы тлатоани


ПРАВИТЕЛИ ТЕНОЧТИТЛАНА

Меши (Мешитли) - ранние годы

Теноч (Тенуч) - 1325-13??

Акамапичтли - 1376-1396

Уитсилиуитль - 1396-1416

Чимальпопока - 1416-1428

Итцкоатль - 1428-1440

Мотекусома I - 1440-1469

Ашайакатль - 1469-1481

Тисок - 1481-1486

Ауитсотль - 1486-1502

Мотекусома II Шокойотцин - 1502-1520

Куитлауак - 1520

Куаутемок - 1520-1522


Анауакака

Тлакаэлель


ПРАВИТЕЛИ ТЕСКОКО

Кинатцин - 1318-77

Иштлильшочитль - 1409-18

Несауалькойотль - 1418-72

Несауальпилли - 1472-1515

Какаматцин - 1516-20

Коуанакочтцин - 1520-...


ПРАВИТЕЛИ ТЛАКОПАНА

Тотокиуатцин - 1431-1470

Чимальпопока - 1470-1490

Тотокиуатцин II - 1490-1519

Тетлепанкетцанитцин - 1519-1521


Библиография

[ 1469-1481 ]

Ашайакатль

("Водяное Лицо")

Его приход к власти в 19-тилетнем возрасте не прошёл гладко. По одной из версий у Мотекусомы не было сыновей, Тлакаэлель от предложения стать тлатоани, якобы, отказался, и выборщики назначили племянника Мотекусомы (сына его дочери Атотоцтли и её мужа Тесосомока, бывшего родным сыном Итцкоатля), Ашайакатля. Но это официальная версия хитрых ацтекских придворных историков.

Есть мнение, что с 1469 по 1477 ацтеками правила его мать - Атотоцтли. Это вполне допустимо, например, супруга первого тлатоани, Акамапичтли, Иланкуэитль, входила в круг первых лиц Теночтитлана, а дочь Мотекусомы II, Текуичпо, так же занимала высокое положение в раннеколониальном обществе, быв, последовательно, замужем за тремя идальго и вошла в историю под именем доньи Исабель де Мотекусома. Нельзя исключать, что Атотоцтли была опекуншей или правила вместе со своим мужем.

Другая версия состоит в том, что у Мотекусомы было два сына - Икеуатцин и Мачималли, вполне достойных кандидатов на трон, которые возмутились такой несправедливостью и подняли мятеж, продолжавшийся в течение 3-х или 6-ти лет и окончившийся для них не удачно - смертью.

Ашайакатль был великим воином и стратегом и расширял пределы государства. Он завоевал плодородную долину Толука (Матлатцинка), где проживали такие народы как: отоми, масауа, матлатцинки, окуилтеки. Во время этого похода он был ранен в бедро воином - матлатцинком, по имени Тлилкуэтцпал ("Чёрная Ящерица"). Эта рана сильно пошатнула здоровье правителя. Но из похода воины вернулись победителями и прибыли как раз к празднику "Ободранная Человеческая Кожа", на который были приглашены тотонаки и ноноалки. Последние поступили правильно, приняв приглашение ацтеков, так как в противном случае их отказ послужил бы мешикам отличным поводом объявить им войну.

Вскоре представился удобный повод начать новую военную кампанию - по приказу Ашайакатля каменотёсы изготовили новый "Камень Солнца" и тлатоани, собрав армию в 24-30 тысяч воинов, отправился на запад, в Мичоакан, к тараскам. Сами себя тараски называли "пурепеча" и в военной мощи почти не уступали мешикам. Против врага они выставили 40-46 тысяч воинов и, в последовавшей двухдневной битве отстояли свою независимость. Ашайакатль вынужден был отступить и оставить пограничные гарнизоны для обороны от тарасков. Это было первое крупное поражение ацтеков.

Известно о походе Ашайакатля в страну миштеков и сапотеков, которым в этот раз удалось объединиться и отбить ацтеков. Всего, по разным данным, Ашайакатль завоевал от14-ти до 37 городов.

Самой известной военной компанией Ашайакатля стало усмирение восстания в братском городе Тлателолько в 1473 году. До этого времени тлателольки сами избирали правителей и даже вели самостоятельные завоевательные походы. Причиной восстания стало обострение отношений между торговцами Тлателолько и воинами Теночтитлана, а самая главная - претензии правителя тлателольков Мокиуиштли на трон соседей. Мокиуиштли, подстрекаемый своим военным советником Теконалем, даже искал поддержки у "врагов дома" в Уэшотцинко и в Тлашкале, но не получил её. Теночтитлан это расценил как банальное предательство. Мокиуиштли стал разрабатывать план "Блиц Криг", мечтая о лёгкой победе над своими братьями, думая, что Тлакаэлель уже стар, а Ашайакатль слишком молод. Но тайные планы стали известны Ашайакатлю, ведь шила в мешке не утаишь, живя, практически, в одном городе, имея один рынок на двоих, где торговки ссорятся между собой, не стесняясь в выражениях и в угрозах. Да и супруга Мокиуиштли приходилась родственницей тлатоани Теночтитлана, естественно она не могла молчать. Она видела дурные сны и предзнаменования и умоляла мужа не лезть в бутылку, на что он, грустно вздохнув, объяснил ей, что уже поздно что-то менять.

Рынок в Тлателолько. Фреска Диего Ривьеры

Ночной удар тлателольков был успешно отбит и эффект неожиданности не сработал. В открытой битве Ашайакатль разгромил мятежников и собственноручно убил Мокиуиштли и Теконаля на вершине Храма Уицилопочтли, а их тела приказал сбросить вниз. По другой версии Мокиуиштли сам бросился с вершины. Тело Теконаля, как главного зачинщика было посажено на кол и выставлено у ворот в Тлателолько. Уцелевшие воины пытались скрыться в зарослях тростника и, Ашайакатль, вняв уговорам, пощадил их, но заставил крякать и кричать на разные птичьи голоса. С тех пор тлателольков стали называть "крякающими".

Последствия "завоевания" Тлателолько были очень важны:

  • огромный рынок города был включён в экономическую систему Теночтитлана;
  • тлателольки стали платить дань (20% от всего, что обменивалось на рынке) каждые 80 дней, как и все;
  • их обязали участвовать в военных походах, но не воинами, а носильщиками, что было унизительно;
  • знатным стало запрещено носить одежду из хлопка - только из волокон агавы, как простолюдинам;
  • управлять городом стал наместник из Теночтитлана.

То есть Тлателолько полностью утратил независимость. Только в 1519 году, после прихода к власти в Тлателолько внука Ашайакатля, Куаутемока (он был сыном дочери Ашайакатля, Тлилалкапатль) его положение изменилось.

В некоторых сообщениях утверждается, что завоевание, т.е. подчинение Тлателолько было совершено ещё при Итцкоатле в 1431 году, что и объясняет дальнейшие военные успехи Ашайакатля, уже имевшего хорошую экономическую базу для своих походов. А в 1473 году было усмирение мятежа. Что логично.

Ашайакатль был женат на дочери правителя Тескоко, Несауалькойотля, которую звали Аскашочитль. Оба их сына - Мотекусома и Куитлауак были впоследствии тлатоани. Есть предположение, что Ашайакатль писал стихи, и является автором двух дошедших до нашего времени гимнов.

Последние годы жизни этого тлатоани нам неизвестны, известно только что он умер молодым от болезни, а, может, сказались полученные в боях раны. Перед смертью он, по традиции, приказал высечь в горах своё изображение рядом с ликом Мотекусомы и, уже больной, отправился на него посмотреть. Умер он на обратном пути.


«« назад

дальше »»