МЕСОАМЕРИКА глазами русских первопроходцев

 

 

Loading

 

 

 

 

Города майя >

 

 

Карта города

Карта Майяпана

Майяпан

Д.Д. Беляев

 

Майяпан (древнее название Ичпаа Майяпан), город цивилизации майя постклассического периода на севере полуострова Юкатан, в 40 км к юго-востоку от современного города Мерида (столица штата Юкатан, Мексика). По одной традиции (в хрониках, записанных в 16 в. в «Книгах Чилам-Балам») Майяпан впервые упомянут в конце 12 – начале 13 вв., в связи с тем, что Хунак-Кеель, служивший у правителя Майяпана Ах-Меш-Кука, был брошен в колодец в качестве жертвы, спасся и стал правителем Майяпана. Затем он возглавил восстание против Чичен-Ицы, захватил и разрушил её. В отместку потомки жителей Чичен-Ицы через несколько десятилетий захватили Майяпан. Согласно древней традиции (в «Сообщении о делах в Юкатане» Диего де Ланды) Майяпан был основан мифическим правителем Кукульканом. Между 1263 и 1283 годами к власти в Майяпане при помощи наемников, говоривших на науаских языках, пришла династия Коком (возможно, связана с титулом к’ухуль-коком, использовавшимся в Чичен-Ице в 9 в.). Их государство контролировало всю территорию Северного Юкатана. Опора на чужеземных наемников вызвала недовольство подвластных правителей, прежде всего династии Шиу из Ушмаля. В 1441 Ах-Шупан Тутуль-Шиу возглавил восстание, захватил Майяпан и истребил правящий дом, за исключением одного из сыновей правителя города (он в это время возглавлял торговую экспедицию на территорию Гондураса). Спасшийся царевич основал новое государство Кокомов со столицей в г. Сотута, просуществовавшее до испанского завоевания. Правитель Майяпана династии Кокомов именовался котекпан («находящийся во дворце»), его небесным покровителем считался Кукулькан-Кецалькоатль, культ которого стал обязательным для подчиненных земель (их правители постоянно жили в столице или имели там своих управляющих – кальваков). Верховный жрец Майяпана носил титул ах-май («тот, кто от даров»).

Остатки Майяпана открыты Дж. Л. Стефенсом и английским художником Ф. Казервудом в 1841. Стефенс первым отождествил их с городом, упомянутым в испанских источниках 16–17 вв. Научные исследования городища ведутся с 1930-х гг. (в основном Институтом Карнеги). Раскопки американских экспедиций - с 1942 (Дж. Брэйнерд и др.). Работы Института Карнеги в Майяпане в 1951–55 при участии ряда ведущих специалистов положили начало комплексному исследованию городов майя, включая изучение церемониальной зоны, жилых кварталов и др. Раскопки возобновлены в начале 1990-х гг., с 1996 – мексиканской экспедицией К. Пераса, с 2001 – в рамках проекта по изучению экономики Майяпана (Университет штата Нью-Йорк в Олбани и мексиканский Национальный институт антропологии и истории).

Майяпан был окружён каменной стеной длиной около 9 км с 7 большими крытыми воротами и 5 проходами; включал около 4000 построек (по современным оценкам население города составляло до 20 тысяч человек), образующих усадьбы, окруженные каменными заборами; несколько усадеб имели общий забор и разделялись улочками. Дома простых горожан были на каменном фундаменте, состояли из 2 комнат; усадьбы знати (известно более 50) включали каменную постройку с колоннами и деревянной крышей (под её полом встречаются погребения), 1-комнатное святилище с колоннадой, алтарь в центре двора. Ядро Майяпан располагалось в западной части города, включало пирамиды и залы с колоннадами на платформах, там же, на краю сенота (карстового колодца), находилось главное здание – Храм Кукулькана, округлая в плане ступенчатая пирамида; её нижние уровни украшены штуковыми изображениями божеств смерти с оружием в руках. Стены некоторых зданий покрыты росписями в стиле Миштека-Пуэбла, характерными для культур на территории Центральной Мексики. В залах с колоннадами встречается много церемониальной керамики (в основном фигурные антропо- и зооморфные курильницы) и нет погребений. Предполагают, что это описанные Д. де Ландой мужские дома, по другой версии, это жилища для паломников или административные здания, связанные с городами, подчинёнными Майяпаном. Зал Q151 украшен каменными масками бога дождя Чаака в стиле Пуук. В Майяпане была возрождена традиция майя классического периода воздвигать стелы с иероглифическими надписями, в т.ч. 3 стелы, приуроченные к окончанию 20-летних календарных периодов (1244, 1283, 1441). Майяпан был важным торговым центром, поддерживавшим контакты с побережьем Мексиканского залива и территориями в Центральной Мексике. Среди многочисленных импортных изделий керамика, обсидиан (месторождения Иштепек в горной Гватемале – 95%; Пачука в Центральной Мексике – 5%), медные бубенчики и др. Изучались керамические мастерские (изготовление фигурных курильниц типа Чен-Муль и др.) по обработке кремня и обсидиана. С местным производством связаны керамические антропоморфные фигуры высотой около 1 м, каменные колонны в виде змей и др.

 

Лит.: Pollock H. E. D. et al (ed.) Mayapan, Yucatan, Mexico. Wash., 1962; Кнорозов Ю. В. Письменность индейцев майя. М.; Л., 1963; Smith R. E. The pottery of Mayapan. Camb., 1971; Гуляев В. И. Города-государства майя. М., 1979; Milbrath S., Peraza C. Revisiting Mayapan: Mexico’s Last Maya Capital // Ancient Mesoamerica. 2003. Vol. 14.

 

 

Майяпан. Эль Кастильо.
Майяпан. Барельефы на Эль Кастильо.
Майяпан. Обсерватория
Майяпан. Дворец Фресок
Майяпан. Бог дождя Чаак
Майяпан. Скульптура ягуара
Вид на Дворец Фресок с Эль Кастильо.
Майяпан. Стела.
Майяпан. Фрески. Эль Кастильо.

 

 

Майяпан
Один из наиболее интересных городов Майя, в которых нам удалось побывать, хотя он не блещет архитектурой... (глава из Путешествия 1999 - Путешествие к Юкатанским Майя)