МЕСОАМЕРИКА глазами русских первопроходцев

 

 

 

 


 


 


 


 

Loading

 

 

 

 

Майя > История и культура >

Ак’е и Шукальнах: история и политическая география государств майя Верхней Усумасинты

Беляев Д.Д.
Сафронов А.В.

Бассейн реки Усумасинты (или Западный регион) является одной из самых изученных в эпиграфическом отношении территорий области майя. Большое количество монументальных надписей позволяет достаточно полно реконструировать политическую историю и географию здешних государств в IV-IХ вв. Однако, если с локализацией крупных царств, таких как Бакаль (Паленке), Попо' (Тонина), Йокиб (Пьедрас-Неграс), Пачан (Йашчилан) трудностей не возникает, то царства «второго эшелона» зачастую известны лишь по названиям, и отождествить их с известными археологическими городищами порой очень трудно.

В многочисленных надписях, происходящих из области Верхней Усумасинты, часто встречаются «эмблемные иероглифы» двух царств - Ак'е и Шукальнаха. Судя по данным письменных источников, они играли заметную роль в политической жизни региона, особенно в поздний классический период (VII-IX вв.). С археологической точки зрения эта территория (так называемая Лакандонская сельва) практически не изучена в силу своей труднодоступности. Это существенно затрудняет исследование истории данного региона, прежде всего локализацию царств.

В 1975 г. Питер Мэтьюз идентифицировал в надписях Йашчилана неизвестный «эмблемный иероглиф», который также встречался на стеле 1 из Бонампака. На основании этого он предположил, что это «эмблемный иероглиф» Бонампака [1]. Независимо от Мэтьюза к аналогичному выводу пришли Дэвид Келли и Джойс Маркус [2]. Позднее этот иероглиф был прочитан 'a-k'e-'AJAW, 'Ak'e' 'ajaw («царь Ак'е»). В это же время Мэтьюз определил в надписях Бонампака еще один титул, обозначенный им как «ahpo-летучая мышь», в состав которого входил знак, изображающий летучую мышь [3]. Впоследствии стало ясно, что это второй «эмблемный иероглиф», который читается xu-ka-la-NAH-'AJAW, Xukalnaah 'ajaw («царь Шукальнаха»). В надписи на панели из городища Лаканха, местный сахаль (областной правитель) именуется 'aj Xukalnaah («человек из Шукальнаха»). Соответственно, в литературе прочно утвердилось мнение, что Бонампак был столицей царства Ак'е, а Лаканха - Шукальнаха. Граница между царствами проходила приблизительно с северо-запада на юго-восток вдоль реки Лаканха. Детальный анализ всех имеющихся в нашем распоряжении сведений позволяет оспорить эту точку зрения и предложить иную реконструкцию политической географии этого региона.

Иногда «эмблемные иероглифы» Ак'е и Шукальнаха встречаются вместе в титулатуре одного правителя. Феномен двойных «эмблемных иероглифов» был впервые отмечен уже их первооткрывателем Генрихом Берлином в 1958 г. [4] По всей видимости, он обозначает два царства, объединенные под властью одного царя или династии. Впервые двойной «эмблемный иероглиф» был, видимо, принят царями Йокиба еще в начале VI в. после присоединения К'ина. Затем в 1-й половине VII в. он появляется в Пачане («царь Пачана, царь Каха»).

Ранее всего в иероглифических текстах появляется Ак'е. Первый известный царь Йашун-Балам правил в 1-й половине V в. и упоминается в надписи YAX: Lnt. 49 [5]. Предполагалось, что он был основателем царской династии. Несколько надписей упоминают Йа…-Акана, правившего в конце V - начале VI в. Небольшая панель, хранящаяся в Музее Искусств в Хьюстоне (Техас), содержит сведения о том, что в 495 г. некий Акуль-Чан прибыл «в землю Йа…-Акана, царя Ак'е» и умер здесь в 498 г. Отсутствие титулов у Акуль-Чана говорит, что это имя было хорошо известно жителям региона.

В этой же надписи говорится о воздвижении стел в 495 и 498 гг., а также об освящении здания Нах-Шуп, бывшего дворцом К'ан-Татбу-Бац'а, названного ya-na-'a-bi-li, y-ana'abil Йа…-Акана. Надпись на рельефной панели, датирующаяся 521 г. (так называемая «Панель По»), сообщает об установке притолоки в святилище К'ан-Татбу-Бац'а. В этом тексте он назван ya-'a-bi-li, y-a'abil.

Эти свидетельства политической активности говорят о важности Ак'е в конце V в. Это было единственное государство в Левобережье Усумасинты, в котором в это время воздвигались монументы. Прибытие Акуль-Чана именно в Ак'е также свидетельствует о высоком авторитете его царей.

Основным соперником Ак'е в раннеклассический период стало быстро растущее царство Пачан. Первый известный царь Йашун-Балам был захвачен в плен К'инич-Татбу-Холем I из Пачана в 1-й половине V в. В конце V - начале VI в. пачанский Хой-Балам I одержал победу над 'u-yajawte' («человеком из рода») Йа…-Акана [6], а вскоре после этого разбил Йокиб. Скорее всего, два события были связаны, и Ак'е и Йокиб выступали в союзе. После этой войны Ак'е, вероятно, оказалось под властью соседа. В начале VI в. его царь Акуль-Мо выступил вместе с Хой-Баламом и правителем Вабе против властителя Йокиба и К'ина Йа…-Ака [7]. Коалиция была разгромлена, очевидно, при помощи «западного каломте» Тахом-Ук'аб-Туна в 518 г. Побежденные властители изображены связанными на Панели 12 из Пьедрас-Неграса.

После 518 г. Ак'е вернулось под гегемонию Йокиба. Около 530 г. произошло новое столкновение с Пачаном в результате которого был захвачен в плен К'антела, правитель Вочаля, «человека из рода» Хой-Балама, владыки Ак'е.

Сведения об истории Ак'е во 2-й половине VI в. отрывочны. Единственный сохранившийся источник - надпись на стеле, хранящейся в Королевском Музее искусства и истории в Брюсселе (так называемая «Брюссельская стела») [8]. Стела была воздвигнута в честь окончания двадцатилетия в 593 г. (9.8.0.0.0) К'инич-Аком, правителем области в составе Ак'е. В тексте говорится, что он начал править в 572 г., и упоминаются его родители: мать Иш-К'ебте и отец - знатный владетель, чье имя не сохранилось. Заключительные блоки сообщают, что К'инич-Ак был «человеком из рода ('u-yajawte') Цу-Балама, царя Ак'е». Других упоминаний Цу-Балама нет, но его имя включает элемент Балам («Ягуар»), характерный для царей Ак'е (Йашун-Балам, Хой-Балам).

Шукальнах выходит на политическую сцену лишь во 2-й половине VI в. Судя по археологическим данным, увеличение населения в долине р. Лаканхи отмечается с VI в.

Надпись на Стеле 1 из городища Охос-де-Агуа под 588 г. упоминает местного владетеля Т'аб-Пата. Он назван «седьмым преемником человека из рода сына Ах-Йаш-Пунима…, царя Шукальнаха». Из этого следует, что основатель рода правителей Охос-де-Агуа принадлежал к царскому роду, первым представителем который был упомянутый в конце Ах-Йаш-Пуним. Следовательно, шукальнахская династия берет свое начало в конце IV в., тогда же, когда появляются первые упоминания об Ак'е.

Имя владетеля Охос-де-Агуа Т'аб-Пат похоже на имена правителей области Бубульха в VII-VIII вв. Йич'ак-Пат и Акуль-Пат. Топоним Бубульха без сомнения связан с глаголом bul («погружать в воду, топить, мочить») [9]. Bubulha' (очевидно, от *bul-bul ha' - «бьющая вода», т. е. родник) является точным майяским эквивалентом современного испанского названия Охос-де-Агуа.

В ноябре 564 г. К'ан-Ток-Лук из Шукальнаха, как сообщает ретроспективная надпись на Иероглифической лестнице 3 из Йашчилана (YAX: HS 3-I), был захвачен в плен царем Пачана. Отсылки к этой победе, встречающиеся в надписях Ицамнах-Балама III (681-742) указывают на важность этой победы, которая, видимо, служила обоснованием претензий пачанских царей на господство над Шукальнахом.

593 г. датируется юбилейная стела 7 из Лаканхи. На ней изображен правитель в боевом облачении (шлем-кохау и квадратный щит). Надпись довольно необычна, так как содержит две начальные серии. Первая - 9.8.0.0.0 (24 августа 593 г.) - относится к ритуалу окончания двадцатилетия (tsuhtsaj waxak winaakhab). Вторая - 9.6.11.0.8 (31 января 565 г.) - некруглая. По аналогии с синхронными монументами этого региона (например, «Брюссельская стела») представляется, что это дата воцарения. Она всего на 52 дня отстоит от даты захвата К'ан-Ток-Лука (19 ноября 564 г.). По-видимому, К'ан-Ток-Лук действительно был правителем Шукальнаха, которому наследовал царь Стелы 7. Последний дожил как минимум до 593 г., а возможно и до 600 г., когда трон занял Йахав-Чан-Муван I.

Воцарение Йахав-Чан-Мувана I в 600 г. было одним из важнейших моментов в истории Шукальнахского государства. В надписи BPK: Msc. 4 особо отмечается, что это произошло в Укуле, т. е. в Бонампаке, а не в старой столице [10]. По-видимому, Йахав-Чан-Муван I перенес свою резиденцию на другой берег реки Лаканха. С этого момента на городище Бонампак отмечен рост строительной активности, а в собственно Шукальнахе перестают воздвигаться монументы.

Перенос столицы мог быть связан с более активной внешней политикой. В мае 603 г. новый правитель разгромил некоего «человека из Лакамхи». По мнению Н. Грюбе речь идет о царстве Бакаль, столица которого - городище Паленке - в древности носила название Лакамха. Он полагает, что Йахав-Чан-Муван I был в то время вассалом Йокиба и выступал в войне на стороне «царя царей» - повелителя Каналя [11].

Конец VI - 1-я половина VII в. в истории Западного региона были ознаменованы ожесточенными войнами между «царем царей» - каломте [12] из Каналя и его вассалами с одной стороны и царями Бакаля и их союзниками с другой. В 599 г. «человек из рода» Ут-Чаналя, владыки Каналя, вместе с войсками из Вабе и Пачана захватил столицу Бакаля Лакамху. Город был опустошен, а боги-покровители бакальской династии «были повергнуты».

Тот факт, что Шукальнах в это время входил в состав Канальской державы не вызывает сомнений. Но структура этого политического объединения была не двух, а трехуровневой: каломте подчинялись вассалы первого уровня (Вака, К'анту, Южный Муталь, Йокиб и др.), а тем, в свою очередь, - вассалы второго уровня [13]. Какое из государств бассейна Усумасинты было гегемоном во 2-й пол. VI - начале VII в.?

Исследователи традиционно полагают, что, как и в позднейший период, это был Йокиб. Однако после поражения от Пакбуля в 559/560 г. [14] это государство пришло в упадок. Между 539 и 603 гг. не было воздвигнуто ни одного монумента, нет никаких сведений об этом периоде и в поздних надписях. По-видимому, гегемоном в это время был Пачан. Об этом говорит победа над Шукальнахом в 564 г., а также то, что по сведениям надписи на Иероглифический лестнице из Паленке, в 599 г. Ицамнах-Балам II из Пачана вместе с правителем Вабе участвовал в опустошении Лакамхи после взятия города войсками Каналя [15]. 613 г. датируется юбилейная стела 2 из Йашчилана, видимо, принадлежавшая Ицамнах-Баламу II. Царь Йокиба К'инич-Йональ-Ак I в это время был еще ребенком и не мог быть достойным соперником. Хотя в октябре 603 г. его войско захватило входившую в Бакальское царство область Никте, это единственная известная военная акция Йокиба в начале VII в.

Интересная информация об участии Пачана в династической борьбе в Шукальнахе содержится в надписи BPK: Msc. 4 [16], однако существующие интерпретации этого текста во многом усложнили его верное понимание. Согласно Л. Шили и Н. Грюбе, в тексте упоминаются цари Бонампака и Лаканхи, второй из которых был захвачен в плен и умер [17]. По мнению А. Арельяно, в тексте упоминаются двое правителей Лаканхи (Ах-Йицек' и Ах-Наль-Канак) и Чан-Муан I из Бонампака [18]. Эти предположения были основаны на искусственном разделении царей Шукальнаха/Лаканхи и «Чан-Муана», правившего в Бонампаке.

В 605 г. Йахав-Чан-Муван I умер и оставил трон Ах-Ольналю. В марте 610 г. последний был изгнан из своих владений и бежал [19]. Трон перешел к некоему Ах-Чан-Ток'у. А. Арельяно полагает, что это тот же человек, что и К'ан-Ток, упомянутый в надписи BPK: Mon. 2 [20]. Это отождествление полностью ошибочно, так как мы имеем дело с двумя совершенно разными именами: 'a-CHAN-na-TOK', Ах-Чан-Ток' («Небесный кремень» или «Тот, у кого 4 кремня») и K'AN-to-ko, К'ан-Ток («Желтое облако»). В марте 611 г. Ах-Ольналь разгромил своего соперника и вскоре вернулся в Укуль [21].

События в Шукальнахе, скорее всего, не были изолированы от общей политической ситуации в Западном регионе. Несмотря на поражения в 599 и 603 гг. Бакальское государство при Ах-Неоль-Мате (605-612) продолжает борьбу с Каналем. Надпись из Санта-Элена-Баланкана (столицы Вабе) сообщает, что местный царь взошел на трон «как это повелел» Ах-Неоль-Мат, хотя в 599 г. Ну'н-Лакам-Чак из Вабе был одним из главных союзников «царя царей». По-видимому, подчинение Вабе произошло около 610 г. Стэнли Гюнтер датирует декабрем 610 г. упоминание о войне против царя Вабе в надписи на курильнице из Паленке [22], хотя Саймон Мартин полагает, что речь, скорее, идет о смерти члена царского рода Вабе. В ответ на это весной 611 г. канальская армия во главе с самим каломте вторглась в Бакаль и 4 апреля захватила его столицу. Ах-Неоль-Мат был, видимо, захвачен в плен и дальнейшая его судьба неизвестна.

Похоже, что ситуация на Верхней Усумасинте развивалась по тому же сценарию. Ах-Ольналь был изгнан в марте 610 г., а его победа над соперником и возвращение произошли 24 марта 611 г., когда канальские войска форсировали Усумасинту. Эти совпадения вряд ли случайны. В реставрации Ах-Ольналя ключевую роль сыграл Ицамнах-Балам II из Пачана, даже удостоившийся чести быть изображенным на монументе 4 из Бонампака. Ах-Чан-Ток' был креатурой противников Канальской державы, которыми на тот момент являлись Бакаль и, очевидно, Сакц'и - важное, но пока не идентифицированное политическое образование в Лакандонской сельве. Военные операции 610 г. были, видимо, скоординированы и привели к подчинению союзникам Шукальнаха и Вабе. Это вызвало ответное наступление каломте и его вассалов по всей Усумасинте, которое закончилось масштабной победой.

История Ак'е и Шукальнаха на протяжении большей части VII в. известна отрывочно. В последнем фрагменте надписи BPK: Mon. 4 под 614 г. упоминается некая Иш-К'ан-Ток, названная k'uhul 'ixik («божественная женщина», т.е. жена царя). Женщина с кроликом в руках внутри лунного серпа (имперсонируя богиню Луны) изображена на монументе 2 из Бонампака. Идущая по серпу надпись сохранилась плохо, но в ней можно различить дату (613 г.), а также имя Иш-К'ан-Ток, которая названа дочерью «божественного царя Ак'е». Далее в тексте, возможно, встречается титул «царь Шукальнаха» и имя Йахав-Чан-Муван. По-видимому, Йахав-Чан-Муван I в начале VII в. заключил союз с Ак'е, закрепив его женитьбой на царевне Иш-К'ан-Ток.

А. Арельяно датирует 621 г. упоминание неизвестного ранее царя Ак'е на панели 4 из Пьедрас-Неграса (PNG: Pan. 4) [23]. Ранее мы полагали, что речь идет о его возвращении из изгнания [24]. Однако более внимательное изучение фотографий надписи показало, что в ней говорится не об Ак'е, а о Петуне (вассальном Йокибу небольшом царстве со столицей на месте городища Ла-Мар). Ошибочной оказалась и датировка 621 г.: в действительности это 631 г.

Наши знания об истории Левобережья Усумасинты в 1-й половине VII в. основаны главным образом на данных надписи, два фрагмента которой хранятся в Музее искусств в Денвере (США) [25] и Королевском музее искусства и истории в Брюсселе [26]. Описанные в ней события происходили в малолетство йокибского царя Ицам-К'ан-Ака III (639-686), родившегося в 626 г. Начало текста не сохранилось, но в нем говорилось о каком-то действии в отношении К'инич-Йональ-Ака I (603-639), предпринятом царем Сакц'и К'аб-Чанте в 635 или 636 г. [27] 19 февраля 641 г. Никте-Мо из Петуна сжег столицу Сакц'и [28], но на следующий день был разбит и, по-видимому, погиб в битве [29]. Через два дня К'аб-Чанте одержал новую победу и захватил в плен царя Ак'е Эк'-Мо, которого «сопровождал» Йаб-К'авиль, владетель К'антеля. На следующий день правители областей Ак'е были призваны к победителю, видимо, чтобы принести клятву верности [30]. Использование в тексте существительного y-ichnal «пред ликом» (буквально «его поле зрения») указывает на то, что это была личная встреча К'аб-Чанте с его новыми подданными. Возможно, что начиная с этого времени цари Сакц'и начинают претендовать на власть над Ак'е.

Победа 641 г., вероятно, привела к резкому усилению Сакц'и и его союзника Бакаля. В 658 г. Ицам-К'ан-Ак III собрал своих вассалов для участия в ритуале «взятия кохава [31] ». Среди них были член царского рода Пачана, Муйаль-Чан-К'авиль из Ак'е и четверо представителей Шукальнаха - флотоводец (noh 'aj payal jukuub, «великий ведущий каноэ») Чаналь-Чак-Чиво, владетель Саклакаля Ах-Чак-Холь, владетель Бубульхи Йич'ак-Пат и владетель Таха Тич-К'ин-К'ух-Чаталь. Примечательно, что среди них нет Петуна и Сакц'и. Кем был в реальности Муйаль-Чан-К'авиль мы тоже не знаем: он носит титул «царь Ак'е», но его имя не характерно для царского именослова этого государства.

В конце правления Ицам-К'ан-Ака III и особенно в правление его преемника К'инич-Йональ-Ака II (686-729) Йокиб быстро теряет свои позиции. В 681 г. на трон Пачана восходит Ицамнах-Балам III (681-742), который начинает проводить независимую политику. Первый же его поход, предшествующий коронации, был направлен против Намана, откуда происходила невеста наследника йокибского трона.

В Шукальнахе в 683 г. воцарился Ах-Нак'ей. Надпись BPK: Mon. 1 сообщает, что в юбилейную дату 18 марта 692 г. (9.13.0.0.0 по долгому счету майя) он «вернулся в землю Укуля». Изгнание, по-видимому, произошло ок. 689 г. Одним из моментов борьбы за шукальнахский трон являлась победа пачанского царя Ицамнах-Балама III в ноябре 689 г. над Ах-Сак-Ичий-Патом, «человеком из Саклакаля» (YAX: Lnt. 44) [32]. Саклакаль, вероятно, располагался в северной части Шукальнаха, рядом с Бубульха, но ближе к Усумасинте. Об этом говорит присутствие владетеля Саклакаля вместе с владетелями Бубульха и Таха среди созванных в Йокиб военных отрядов в 658 г. (см. выше). В 746 г. владетель Саклакаля также воевал в Набхуке, возможно, входившем в состав Пачанского государства. Все это указывает на то, что Саклакаль был той областью Шукальнаха, которая граничила с Пачаном. Может быть, его центром было городище Дорантес, контролировавшее проход в гряде Сьерра-Кохолита.

Скорее всего, Ах-Нак'ей, как и его предки в начале VII в., опирался на Пачан и бежал именно в это царство. В этом случае поход на Саклакаль имел целью реставрацию Ах-Нак'ея, но, несмотря на пленение саклакальского владетеля, оказался неудачным, и шукальнахский царь вернул трон лишь через три года.

Территория выше истоков Лаканхи в конце VII в. стала ареной ожесточенной борьбы между царствами Попо, Бакаль и Сакц'и. Около 682 г. царь Попо захватил в плен трех правителей, один из которых носит титул 'Anak'e 'ajaw [33]. Этот странный «эмблемный иероглиф» более нигде не встречается, поэтому возможно, что в надписи ошибка и речь идет об Ак'е. В 687 г. Попо в свою очередь потерпело поражение от Бакаля. К 692 г. правители Петуна, Анайте [34] стали вассалами Кан-Балама II (683-702). Однако в серии походов 692-695 гг. новый владыка Попо К'инич-Бакналь-Чак установил в регионе собственную гегемонию [35], и Ак'е вошло в число его вассалов. Царь Ток'-Чой в необычной надписи на колонне, хранящейся в Музее искусств в Сент-Луисе и посвященной 13-летнему юбилею его правления, сообщает, что по меньшей мере с 702 г. он был вассалом К'инич-Бакналь-Чака. Однако параллельно претензии на Ак'е предъявил царь Сакц'и К'аб-Чанте. Ретроспективная надпись под 706 г. называет его «священным царем Ак'е», хотя в реальности там правил Ток'-Чой. Он продолжал удерживать царство после смерти К'инич-Бакналь-Чака летом/осенью 708 г. [36] вплоть до мая 715 г., когда он воздвиг колонну с надписью.

Генеральное наступление Сакц'и произошло, по-видимому, в 716 г., поскольку в феврале 717 г. К'аб-Чанте сажает на трон Шукальнаха своего ставленника, и превращает титул «царя Сакц'и и Ак'е» в реальность. Таким образом, Сакц'и получило надежный выход к Усумасинте и Пасьон - основным речным артериям низменностей майя. В связи с этим его альянс с Бакалем потерял актуальность, и к началу 720-х гг. произошла реконфигурация политических союзов. Сакц'и теперь блокировался с Йокибом, а Бакаль - с Пачаном.

Экспансия Бакаля, возобновившаяся с воцарением Акуль-Мо-Наба III в 721 г., теперь направлена не только против Йокиба, но и против вассалов Сакц'и. Надпись на так называемой «Палетке Рабов» сообщает о победоносных войнах на востоке, которые вел йахавк'ак' Чак-Суц [37]. Первым в 723 г. был побежден Лаль (небольшое объединение, впоследствии союзное с Шукальнахом). В июне 725 г. пала К'ина - столица левобережной части Йокибо-К'инского царства [38]; в плен попали два сахаля йокибского царя. В 729 г. Чак-Суц' опустошил Коколь (неизвестную область в Левобережье), а в сентябре того же года одержал победу над правителем области Атун, входившей в состав Ак'е. Таким образом бакальские войска вклинились глубоко между владениями своих противников, поставив под угрозу успехи Сакц'и. Параллельно Ицамнах-Балам III с юга атаковал Йокиб (726 г.) и Шукальнах (729 г.).

Под 713 г. в надписях Ицамнах-Балама III из Пачана сообщается о пленении Ах-К'ан-Усиха, царя Буктуна. Это царство более нигде не упоминается. В надписи на Иероглифической лестнице 3 (YAX: HS 3-I) победа над Буктуном стоит между победами над шукальнахскими владыками в 564 и 729 г., а на притолоке 46 Ицамнах-Балам назван «наследовавший оружие Хой-Балама, который захватил Ток'-…». Речь идет о Хой-Баламе I, захватившем в 564 г. шукальнахского царя (см. выше). Очевидно, Буктун был небольшим царством, находившимся в сфере влияния Шукальнаха, и их цари были родичами. Скорее всего, он располагался на юго-восток от Пачана, в Левобережье Усумасинты. К сожалению, обстоятельства этой войны неясны: Буктун мог представлять лагерь противников шукальнахских вассалов Ицамнах-Балама III или в Шукальнахе уже утвердился враждебный Пачану правитель. В пользу последнего говорит подчеркивание побед царей Пачана над Шукальнахом.

Сведения о внутренней истории Шукальнаха и Ак'е в 710-730-е гг. содержатся в надписях на двух резных панелях, находящихся в археологическом хранилище в Бонампаке. Место их происхождения неизвестно. В неопубликованных полевых заметках Й. Грэма говорится, что они были обнаружены на городище около современных поселков Нуэво-Халиско ли Палестина. Однако А. Арельяно со ссылкой на археолога В. Ортиса указывает, что они были похищены с городища Эль-Седро [39]. Однако указанное на карте местоположение Эль-Седро не соответствует сведениям Грэма. В последнее время появилась точка зрения, что панели происходят с городища План-де-Айутла близ заброшенной станции чиклерос Эль-Седро (отсюда и могла произойти путаница). Работы на городище только начинаются, поэтому с уверенностью говорить об этом нельзя.

Панель 2 сообщает о коронации в феврале 717 г. К'инич-Чак-Чиха «как это повелел» К'аб-Чанте, царь Сакц'и. В 721 и 726 гг. новый правитель отпраздновал ритуалы окончания календарных периодов. В 726 г. сахаль Саклакаля [40] Куй-Пан высек надпись в честь своего предшественника. В ней говорится, что Куй-Пан был сахалем К'инич-Чак-Чиха, царя Шукальнах, который «вассал К'аб-Чанте, царя Сакц'и, царя Ак'е». Таким образом, сведения панели из План-де-Айутлы подтверждаются этим текстом.

Весьма вероятно, что К'инич-Чак-Чих происходил из династии Паталя [41] (государства в верховьях Усумасинты) и был связан с шукальнахской династией отдаленным родством. Его преемник Хой-Балам II, взошедший на престол в 4 года и, скорее всего, приходившийся К'инич-Чак-Чиху сыном, неоднократно назван «человеком из Паталя» (см., например, BPK: Lnt. 3, A7; LAC: Lnt. 1, D5).

Переход Шукальнаха под власть Сакц'и привел к разрыву с Пачаном. Так, сахаль Куй-Пан в своей надписи носил эпитет «хозяин человека из Холя». Холь - место происхождения скульптора Ах-Чакиля, работавшего при дворе Ицамнах-Балама III в 720-е гг. Вероятно, это область в составе Пачана или Каха. Сам К'инич-Чак-Чих также носил воинственный титул «тот, у кого семь пленников». В июле 729 г. Ицамнах-Балам III взял в плен Пополь-Чая, принадлежавшего к царскому роду и носившего титул 'aj payal mo'ol («ведущий …»). В надписях на иероглифической лестнице 3 эта победа ставится в один ряд с разгромом Шукальнаха в 564 г.

В 728 г. родился Хой-Балам, возможно, сын К'инич-Чак-Чиха. В трехлетнем возрасте он наследовал своему отцу, скончавшемуся в апреле 732 г. Вскоре после этого к нему перешел и титул царя Ак'е. Таким образом, впервые произошло объединение двух государств под эгидой одной династии.

Однако в Шукальнахе Хой-Баламу II пришлось столкнуться с оппозицией сахалей. Многие из них, по-видимому, вели происхождение от боковых линий царской династии и таким образом могли претендовать на трон. Активную роль в разразившейся борьбе сыграл Ах-Сактель-Хух, сын сахаля Шукальнаха Йо'наль-Ак-Балама. Управляя старой столицей, эта семья занимала особое место в политической структуре царства. Согласно надписи BPK: Lnt. 3, в сентябре 740 г. Ах-Сактель-Хух захватил Ч'а…, «человека из рода Хой-Балама». Поскольку последнему на тот момент не исполнилось и 12 лет, побежденный, очевидно, был одним из его опекунов. Примечательно, что Ах-Сактель-Хух удостоен всех царских титулов (Xukalnaah 'ajaw k'uhul 'Ak'e' 'ajaw), в то время как его противник назван просто 'aj Patal («человек из Паталя»). Между тем мы знаем, что по крайней мере до 746 г. царем Шукальнаха и Ак'е был Хой-Балам, а Ах-Сактель-Хух был его сахалем. Надпись LAC: Pan. 1 (746 г.), сообщая о занятии в 743 г. Ах-Сактель-Хухом должности, называет его просто 'aj Xukalnaah («человек из Шукальнаха»).

Притолока 3 это явно поздний памятник, выполненный в стиле монументов Йахав-Чан-Мувана II. И в других надписях этого царя (BPK: St. 1, BPK: St. 2) Ах-Сактель-Хух назван царем Ак'е и Шукальнаха. По-видимому, в поздней версии истории Шукальнаха патальская линия была представлена узурпаторами, а Ах-Сактель-Хух считался легитимным владыкой. Не случайно его наследник получил имя Пуксик'алис-…н-Йахав-Чан-Муван в честь правителя начала VII в. Поскольку Чак-Чих и Хой-Балам были вассалами Сакц'и, то победы Йахав-Чан-Мувана II над царем Сакц'и (притолоки 1 и 2) и войны его отца (притолока 3) выстраивались в единую линию.

К 746 г. сахали признали власть Хой-Балама II, но вскоре молодой правитель скончался. Это должно было произойти между 4 июня 746 г., когда он упомянут как сюзерен Ах-Сактель-Хуха, и 15 февраля 747 г., когда двое владетелей из Шукальнаха были призваны ко двору Йашун-Балама из Пачана. С этой смертью недолго просуществовавшее объединенное государство распалось. Ак'е, видимо, вернулось в сферу влияния Сакц'и или Йокиба, а в Шукальнахе начали борьбу за власть областные правители. Важную роль в ней сыграл будущий царь Пачана Йашун-Балам IV. Между тем он еще не был формально коронован (это произошло лишь в 751 г.), но уже претендовал на титул Pa'chan 'ajaw.

Главным источником по истории Шукальнаха середины VIII в. является надпись на монументе 5 из Бонампака (BPK: Mon. 5). Согласно ей, в мае 746 г. владетель Саклакаля, бывший флотоводцем Шукальнаха, атаковал область Набхук' [42]. Расположение Набхук'а пока неизвестно: еще раз он упоминается под 755 г., когда Йашун-Балам IV одержал здесь победу над правителем по имени «Драгоценный Череп». Никаких указаний на то, чьим подданным он являлся нет, поэтому представляется вероятным, что это был один из мятежных областных владетелей в Пачане. В пользу этого, по нашему мнению, свидетельствует и продолжение анализируемой надписи из Бонампака. После сообщения о нападении на Набхук' в ней идет «интервальное число», связывающее это событие с датой 15 февраля 747 г. [43] Топонимы Набхук' и Пачан здесь взаимозаменяемы, следовательно область Набхук' входила в состав царства Пачан. Очевидно, в смутные годы перед воцарением Йашун-Балама IV областные правители обрели самостоятельность и проводили собственную политику.

Вскоре после этой войны, в феврале 747 г., двое владетелей из Шукальнаха были призваны к Йашун-Баламу [44]. Один из них был из неизвестной области Нак'аб, а второй - из Укуля, т. е. Бонампака. По-видимому, Йашун-Балам выступил арбитром в династическом споре, поскольку в мае 747 г. был коронован новый владыка Шукальнаха с тронным именем Винакхаб-Ток', а пачанский властитель «повелел это». Инаугурация произошла не в Укуле и не в Шукальнахе, а в неизвестном месте под названием Хучтун («Раковинный Камень»). Возможно, это была резиденция Йашун-Балама до того, как он официально короновался в Танха-Пачане.

Тем не менее борьба за Шукальнах продолжалась. 13 ноября 751 г. Винакхаб-Ток' бежал из Укуля (lok'ooy 'Uku'l). В перечислении военных побед Йашун-Балама IV на Иероглифической лестнице 1 из Йашчилана упоминается победа над неизвестным противником шесть дней спустя, 19 ноября 751 г. Как полагает Вернер Нам [45], совпадение двух дат неслучайно - по-видимому, изгнанный правитель спасся в Пачане. Винакхаб-Ток' вернулся в свое царство лишь в январе 752 г. [46] В феврале Йашун-Балам захватил в плен сахаля царя Вабе. Это объединение не входило в число «великих» царств и, как правило, зависело от Бакаля или Йокиба, хотя какова была ситуация в середине VIII в. неизвестно. Наиболее вероятно, что отряды Вабе входили в состав армии Йокиба. Об этом говорит, во-первых, то, что был захвачен не сам царь, а его сахаль, видимо, бывший военачальником. Во-вторых, Вабе и Пачан разделяла территория Йокиба, и столкновение между ними могло произойти только на чужой земле. Победа, судя по всему, была окончательной, и 8 марта 752 г. Винакхаб-Ток' окончательно утвердился на троне, получив еще одну инсигнию власти ('u-ch'amaw … paach). В свою очередь через два месяца, 3 мая Йашун-Балам IV короновался как царь Пачана и Каха в своей столице.

Представляется, что война шукальнахского и пачанского владык была направлена против объединенных сил Йокиба и Сакц'и. Последние во второй половине VIII в. находились в тесном союзе, о чем говорит тот факт, что в 763 г. их цари вместе упоминаются в связи со смертью сахаля Йашниля и инаугурацией его преемника. Вражда между Йокибом и Пачаном с переменным успехом шла с 680-х гг. В 749 г. йокибский царь принял при своем дворе некоего Йо'ат-Балама, названного «священный царь Пачана», и царевичей Ах-Макте и Ах-Чита. Видимо, это был соперник Йашун-Балама IV; впоследствии в йашчиланских текстах ни он, ни его спутники не упоминаются.

Период 760 - начала 770-х гг. плохо освещен источниками. Ряд сведений содержится в надписях из так называемого «Канберрского городища» - неизвестного центра в бассейне Усумасинты. Это стела в Австралийской Национальной галерее в Канберре, небольшая стела в частной коллекции в Мехико, стела в частной коллекции в США и панель в частной коллекции в Италии (так называемая «Панель Бермана») [47]. Все они были созданы в 760-780-х гг. правителем, носившим титул «Тот, у кого 14 пленников». Судя по тому, что ни он, ни его отец не названы царями, оба были правителями какой-то области в составе неизвестного государства.

В 767 г. «Тот, у кого 14 пленников» захватил в плен некоего Мо, возможно носившего титул 'aj 'Ak'e' («человек из Ак'е»). В 769 г. он совершил удачный поход на Паниль, область в составе Ак'е. В надписи на стеле из Канберры оба события связаны «интервальным числом», а в сопутствующей сцене изображен победитель, держащий за волосы двух пленников. Видимо, один из них - Мо, а второй - владетель или военачальник из Паниля.

Важнейшим источником является надпись на «Панели Бермана», но текст этот очень запутанный:

(A1) LAHCHA'-LAHCHA'-WINIK-hi-ya (B1) HO'LAJUN-CHA'-WINAK-HAB-hi-ya (A2) 'a-CHANLAJUN-BAK-ki (B2) CHAN-nu (A3) 'a-LAKAM-TUN-ni (B3) CHAN-WINAK-HAB (A4) 'a-JUKUB (B4) xu (A5) ka-la-NAH (B5) 'AJAW (A6) wa-WAY-ya (B6) bi (A7) HUX-WINAK-HAB (B7) 'AJAW-wa (C1) 'u-CHAN-nu (D1) YAX-'IK'-NAL (C2) 'AJAW-wa (D2) CHAN-WINAK-HAB (C3) ya-'AJAW-TE' (D3) KALOM-TE' (C4) 'u-NICH'AN (D4) NIK-ki-li (C5) 'u-CHAN-nu (D5) ch'o-ko (C6) K'UH-… (D6) … (C7) 'a[k'e]-'AJAW (D7) ba-ka-ba

lahcha' [k'in] lahcha' winikhiiy ho'laju'n [hab] cha'-winaakhabhiiy 'aj chanlaju'n baak cha'n 'aj lakamtuun chan winaakhab 'aj jukuub Xukalnaah 'ajaw wayaab huux winaakhab 'ajaw 'u-cha'n Yax 'Ik'nal 'ajaw chan winaakhab ['u]-yajawte' kalo'mte' 'u-nich'an-nikil 'u-cha'n ch'ok k'uhul ... 'Ak'e' 'ajaw bakab.

В надписи нет ни одного глагола, поэтому Альфонсо Арельяно счел его подделкой, с чем нельзя согласиться. Текст после «интервального числа» представляет собой одну длинную именную фразу, которую можно разделить на три основных фрагмента: В2-В6, С1-D3, C4-D7. Отдельные блоки между ними (А2, А7-В7) - это эпитеты самого автора надписей.

Первый фрагмент упоминает до того неизвестного пленника: cha'n 'aj lakamtuun chan winaakhab 'aj jukuub Xukalnaah 'ajaw wayaab - «пленивший Ах-Лакамтуна, ах-хукуба на четвертом двадцатилетии, шукальнахского владыку, вайаба». Он был начальником флота каноэ (ах-хукубом), происходил из царского рода Шукальнаха и сновидцем (вайабом).

Во втором фрагменте упомянут пленник, встречающийся на всех остальных монументах «Канберрского городища»: 'u-cha'n Yax 'Ik'nal 'ajaw chan winaakhab ['u]-yajawte' kalo'mte' - «пленивший царя Йаш-Ик'наля, на четвертом двадцатилетии, человек из рода каломте». Йаш-Ик' в конце IV в. было названием небольшого царства с центром на городище Бехукаль. После этого упоминания о нем исчезают, но в VIII в. титул «царь Йаш-Ик'а» носил правитель Ик'а (Мотуль-де-Сан-Хосе), государства в Западном Петене. Сак-Муван, правивший во 2-й половине VIII в., был первым, кто принял наивысший в политической иерархии майя титул каломте.

В третьем фрагменте упомянут отец «Того, у кого 14 пленников» и его эпитеты: 'u-nich'an-nikil 'u-cha'n ch'ok k'uhul ... 'Ak'e' 'ajaw bakab - «сын пленившего юного … царя Ак'е, бакаба». Следовательно, он захватил в плен одного из царевичей Ак'е.

Когда произошло новое объединение Ак'е и Шукальнаха неизвестно. В момент коронации в июне 776 г. Йахав-Чан-Муван II уже носил двойной титул. Своего отца Ах-Сактель-Хуха он тоже называет царем и включает в состав его эпитетов двойной «эмблемный иероглиф». Новый правитель был тесно связан с Пачаном и даже был женат на пачанской царевне, очевидно сестре Ицамнах-Балама IV.

Начало 787 г. ознаменовалось крупной победой Ицамнах-Балама IV, царя Пачана и Каха, и Йахав-Чан-Мувана III, царя Ак'е и Шукальнаха. В течение нескольких дней объединенные войска нанесли поражение царю Сакц'и Йет-К'иничу и захватили в плен двух военачальников, принадлежащих к роду царя Сакц'и [48]. Эта победа стала наиболее значимым военным достижением Йахав-Чан-Мувана II. В честь нее в 791 г. в Бонампаке был возведен храм, росписи внутренних помещений которого изображают деяния Йахав-Чан-Мувана II, в частности битву и триумф 787 г.

Вскоре после этого все упоминания Ак'е и Шукальнаха в текстах прекращаются. Согласно А. Анайе, последняя дата в Бонампаке происходит из Здания 1 (9.18.15.0.0, 24 июля 805 г.) [49].

Таким образом, реконструкция политической истории показывает, что на протяжении почти всего классического периода Ак'е и Шукальнах были двумя независимыми государствами. Их объединение произошло впервые лишь в 730-х гг., просуществовало до 746 г., а затем повторилось в последней четверти VIII в. при Йахав-Чан-Муване II. Кроме того, приведенный выше материал позволяет сделать ряд важных выводов.

Во-первых, анализ частоты встречаемости «эмблемных иероглифов» Ак'е и Шукальнаха показывает, что титул «царь Шукальнаха» чаще встречается в надписях из Бонампака, чем «царь Ак'е». Нам известно 23 надписи из этого региона, из которых 12 происходят из Бонампака, а 4 - с близлежащих городищ. Происхождение еще восьми текстов неизвестно. Из них четыре («Брюссельская стела», «Хьюстонская панель», «Панель По» и «Сент-Луисская колонна») принадлежали царям Ак'е, одна - сахалю из Шукальнаха («Цюрихская панель»), а две панели, как говорилось выше, были, возможно, увезены с городища План-де-Айутла. Кроме того, цари Ак'е (но не Шукальнаха) упомянуты в двух надписях из Сакц'и.

В надписях непосредственно из Бонампака упоминаются только цари Шукальнаха, в трех случаях носящие простой «эмблемный иероглиф», а в пяти - двойной. Все примеры двойного титула датируются 2-й половиной VIII в. Ни в одном случае местный правитель не назван просто «царь Ак'е». Единичный пример этого «эмблемного иероглифа» встречается на монументе 2, где он относится к тестю Йахав-Чан-Мувана I.

С другой стороны, все четыре известных надписи, высеченные по приказу царей Ак'е или их вассалов, не имеют точной археологической привязки, а были найдены грабителями и в настоящее время разбросаны по частным коллекциям и музеям. Нет никаких оснований утверждать, что они происходят из Бонампака. Следовательно, это городище не может считаться столицей Ак'е. Данная идея независимо была выдвинута немецкой исследовательницей Фрауке Заксе в докладе на 1-й конференции Европейской ассоциации майянистов (Лондон, 1996).

Во-вторых, надписи на монументах 4 и 5 из Бонампака говорят, что древним названием города было, видимо, Укуль ('Uku'l). Основной знак этого топонимического иероглифа изображает какую-то птицу с вытянутым клювом, возможно, водяную. Он похож на орнитоморфные версии силлабограмм li и tsi, а также на одну из форм логограммы WITS, но, скорее всего, это новая логограмма. Она встречается как в топонимах, так и в «титулах происхождения» 'aj ... («человек из …»). Мы имеем следующие варианты: 1) 'aj-ПТИЦА - «титул происхождения» Йахав-Чан-Мувана II (BPK: Lnt. 1, B4) и одного из областных правителей в Шукальнахе (BPK: Mon. 5, K); 2) 'aj-ПТИЦА-la - «титул происхождения» Йахав-Чан-Мувана II (BPK: St. F5); 3) 'u-ПТИЦА - топоним (BPK: Mon. 1, D2b; BPK: Mon. 4, B3; BPK: Mon. 5, F6). В случае параллельной записи ПТИЦА и 'u-ПТИЦА силлабограмма 'u выступает в качестве фонетического подтверждения, следовательно логограмма ПТИЦА должна выглядеть как 'U… Присутствие в одном случае la говорит о том, что топоним образован при помощи распространенного суффикса -Vl, который в большинстве случает опускается. Йашун-Балам IV среди своих военных эпитетов имеет 'u-cha'n 'aj 'Uku'l («хозяин человека из Укуля») [50]. Представляется, что в этом случае мы имеем дело с названием Бонампака.

Шукальнах же было древним названием городища Лаканха, поскольку правивший там сахаль Ах-Сактель-Хух носил «титул происхождения» 'aj Xukalnaah («человек из Шукальнаха»). Лаканха имела столичный статус в раннеклассический период. Это подтверждает и большое количество резных и гладких стел (около 15), обнаруженных на городище. Как уже говорилось, перемещение столицы на другой берег реки должно было произойти в начале VII в. В истории майя есть много примеров, когда столицами одного царства были два города: Цибанче и Калакмуль, Дос-Пилас и Агуатека, Тамариндито и Арройо-дель-Пьедра, Трес-Ислас и Мачакила. При этом название царства всегда связано с первой столицей.

В-третьих, многочисленные упоминания Ак'е и Шукальнаха в надписях из других государств позволяют реконструировать общую схему политических границ. Специфика коммуникация и развития транспортной системы в Мезоамерике ограничивала радиус политических взаимодействий. Как правило, упоминания о военных конфликтах свидетельствуют о соседстве двух воюющих сторон. Дальние походы могли предпринять лишь верховные цари майяских держав - Муталя и Каналя.

Из иероглифических текстов видно, что Ак'е было тесно связано с Йокибом и постоянно выступало на его стороне в войнах против Пачана и Сакц'и. Шукальнах же был задействован в йокибских событиях лишь однажды, в 658 г. вместе с Ак'е и Пачаном.

Пачан граничил с Шукальнахом и активно вмешивался в его дела. Однако общая граница с Ак'е существовала, видимо, лишь до 1-й половины VI в. После этого цари Ак'е вообще не упоминаются в йашчиланских надписях. Но это не имеет смысла, если считать столицей Ак'е Бонампак. Все походы на Шукальнах в этом случае должны были проходить через бонампакский берег реки Лаканха. Между тем ни в 564, ни в 611, ни в 729 г. мы не имеем сведений о войне Пачана с Ак'е. Хотя, когда в 729 г. Ицамнах-Балам III одержал победу над Ах-Пополь-Чаем из Шукальнаха, он не мог избежать столкновения с Ак'е и контролировавшим оба государства Сакц'и.

Борьба за Ак'е в начале VIII в. происходили без вмешательства Ицамнах-Балама III: здесь столкнулись Попо и Сакц'и. Не вызывает сомнений, что если бы Бонампак был столицей Ак'е, то сийахчанский царь не остался бы в стороне от этих событий.

В надписях из Сакц'и говорится об Ак'е, но никогда не упоминается Шукальнах, то есть общей границы у Сакц'и и Шукальнаха не было, и их разделяло Ак'е. Между тем единственный удобный путь из лакандонской сельвы, где, очевидно, располагалось Сакц'и, в Бонампак лежит через западный берег реки Лаканха.

Таким образом, все приведенные факты говорят о том, что городища Лаканха и Бонампак являлись двумя столицами царства Шукальнах, и, соответственно, вся область вокруг этих городищ вплоть до Охос-де-Агуа на северо-западе находилась под контролем Шукальнаха. Данный район представляет достаточно компактную долину в верхнем течении реки Лаканха с северо-востока и юго-запада ограниченную двумя небольшими горными грядами Сьерра-Кохолита и Сьерра-Сан-Фелипе (см. Карту 1).

К северу, за грядой Сьерра-Кохолита, начиналась территория Пачана. В почти 50-километровой возвышенности между Бонампаком и Йашчиланом есть только два удобных прохода, соединяющих долину Лаканхи с областью Йашчилана (по одному из них проходит современная дорога). Со стороны долины Лаканхи в этих проходах были обнаружены небольшие городища Дорантес и Блом-1953 (см. карту 1), которые могли контролировать проходы. По эпиграфическим данным, Шукальнах включал несколько областей, из которых нам известны собственно Шукальнах, Укуль, Бубульха, Саклакаль, Тах. Первые два - это столицы государства на месте городищ Лаканха и Бонампак, Бубульха можно отождествить с Охос-де-Агуа, а Саклакаль, может быть, с Дорантес.

Царство Ак'е состояло по меньшей мере из восьми областей: Вочаль, К'антель, К'инйаха, Чакток'аль, …с, Паниль, Атун, Амуа. Ни одну из них пока невозможно идентифицировать. Ясно лишь, что Атун располагался где-то в северной части государства, так как стал объектом нападения бакальских войск, двигавшихся с северо-запада после захвата К'ина в 725 г. Наиболее вероятный район расположения Ак'е - северо-западная часть долины Лаканхи, возможно, вплоть до Усумасинты на севере и озера Суспиро на юго-западе. В настоящее время эта территория и, в частности, городище План-де-Айутла в центральной его части ассоциируется с царством Сакц'и [51]. Есть сведения, что в городище Санта-Клара обнаружены надписи, в которых встречается «эмблемный иероглиф» Сакц'и. По крайней мере, все сходятся на том, что Сакц'и находилось к югу от Йокиба за Йашнилем и Петуном.

Расположение городища План-де-Айутла (см. Карту 1) указывает на то, что оно являлось важным стратегическим центром. Здесь пока не найдено ни одной надписи, поэтому невозможно, как это делает А. Анайя, с уверенностью говорить что столица Сакц'и была именно здесь,. Наоборот, более вероятно, что План-де-Айутла - это столица Ак'е.

Если две так называемые «панели из Эль-Седро», упоминающие К'инич-Чак-Чиха (717-732) и Хой-Балама II (732 - 746) действительно происходят из План-де-Айутла, то кажется странным, что в столице Сакц'и были найдены надписи, посвященные вассальному царю Шукальнаха и его трехлетнему преемнику. Они явно были созданы с целью обосновать права Хой-Балама II на трон. Нам также известно, что в 740-е гг. Хой-Балам II уже был царем Ак'е и Шукальнаха, то есть, переход власти над Ак'е от Cакц'и к Хой-Баламу произошел приблизительно в период создания надписей (около 735 г.). Поэтому, не исключено, что, посвящая надписи себе и своему предшественнику, Хой-Балам II уже был царем Ак'е.

Данная территория оказывается также в непосредственной близи от возможного района действий войск Попо'. Такое географическое расположение Ак'е объясняет и стремление Сакц'и установить над ним контроль: в данном районе находится проход между горными грядами Сьерра-Кохолита и Сьерра-Гираль (см. карту 1), который вел к Усумасинте - основной транспортной артерии Западного региона. Вероятно по этой же причине к контролю над Ак'е стремилось и Попо'. Следует учитывать, что к северу от этого района, возможно, располагалось небольшое царство Анайте. Если оно находилось в другом месте, то территория Ак'е могла доходить до левобережья Усумасинты.

В таком случае собственные владения Сакц'и должна находиться гораздо западнее План-де-Айутла и южнее Ла-Мара, приблизительно в районе озер Охос-Асулес, Окоталь и Гинео. Данная область непосредственно примыкает к районам царств Йокиб, Петун и Ак'е. В тоже время она достаточно удалена от долины Лаканхи - ядра Шукальнаха. По крайней мере, эта схема не противоречит письменным данным. В тоже время территория Сакц'и вряд ли распространялась западнее озера Гинео. Описанный путь из Тонины к Ла-Мару также мог служить для передвижения войск на север, в Бакаль, бывший главным противником Попо на протяжении VII-VIII вв.

Таким образом, подробный анализ эпиграфических памятников, а также археологических и географических данных из бассейна Верхней Усумаситы позволяют нам прийти к ряду заключений, кардинально меняющих наши взгляды на политическую географию Верхней Усумасинты.

Бонампак и Лаканха вопреки общепринятому мнению являлись двумя столицами Шукальнаха. Само это царство занимало всю территорию верхней долины реки Лаканха, по крайней мере, до городища Охос-де-Агуа на северо-западе. Наиболее вероятным местом расположения царства Ак'е являлась область к северо-западу от Бонампака у истоков Лаканхи, между озерами Санта-Клара и Суспиро. Центром царства Ак'е вполне могло быть городище План-де-Айутла. Наиболее вероятным местом расположения Сакц'и является область в районе озер Охос-Асулес и Окоталь к западу от План-де-Айутла.

 


Примечания:

[1] Mathews P.L. Notes on the dynastic sequence of Bonampak, Pt. 1 // Third Palenque Round Table, 1978. Pt. 2. Austin, 1980. P. 60-61. Fig. 1; Ibid. The Emblem Glyph of Bonampak, Chiapas, Mexico // Texas Notes on Precolumbian Art, Writing, and Culture. Austin, 1993. № 44.

[2] Kelley D. Deciphering Maya Glyphs. Austin, 1976. Р. 216, 218; Marcus J. Marcus J. Emblem and State in the Classic Maya Lowlands: An Epigraphic Approach to Territorial Organization. Washington, 1976.

[3] Mathews P.L. Notes on the dynastic sequence of Bonampak… Р. 61, 64, 68-70.

[4] См.: Berlin H. El glifo «emblema» en las inscripciones Mayas // Journal de la Societe des Americanistes. Paris, 1958. T. 47. P. 111-119.

[5] Mathews P.L. La escultura de Yaxchilan. México, 1997. P. 94, Cuadro 3-1; Schele L. An Epigraphic History of the Western Maya Region // Classic Maya Political History: Hieroglyphic and Archaeological Evidence / Ed. by T.P. Culbert. Cambridge, 1991. P. 79; Schele L., Mathews P. Royal Visits and Other Intersite Relationships Among the Classic Maya // Ibid. P. 239. Table 10.1. Новая датировка этой войны была предложена С. Мартином и Н. Грюбе (см.: Martin S., Grube N. Chronicle of the Maya Kings and Queens: Deciphering the Dynasties of the Ancient Maya. London, 2000. P. 119).

[6] Этот пассаж был опознан в 1975 г. П. Мэтьюзом (см.: Mathews P.L. La escultura de Yaxchilan. P. 94, Cuadro 3-1; Р. 98, Fig. 3-22). Датировка войны 499 г., предложенная Вернером Намом (Nahm W. Hieroglyphic Stairway 1 at Yaxchilan // Mexicon. 1997. Vol. 19. P. 66-67), была пересмотрена Мартином и Грюбе (см.: Martin S., Grube N. Chronicle of the Maya Kings and Queens. Р. 120).

[7] Grube N., Martin S., Zender M. Palenque and Its Neighbors // Notebook for the XXVIth Maya Hieroglyphic Forum at Texas. Austin, 2002. P. II-11.

[8] Впервые опубликована К. Майером в 1978 г. (Mayer K.H. Maya Monuments: Sculptures of Unknown Provenance in Europe. Ramona (California), 1978. Fig. 16, 17).

[9] Ср. чрт. b'uru - «мочить» (Diccionario Ch'orti Jocotan, Chiquimula. Ch'orti-Español. Guatemala, 1996. Р. 27), чл. bulbulña - «связанное с формой, в которой бьет вода», bulux - «бьющий из-под земли» (Aulie H.W., Aulie E.W. Diccionario Ch'ol-Español, Español-Ch'ol. México, 1978. Р.34), чнт. burux - «пузырек», buruxja - «пузырек воды» (Keller K.C., Luciano P. Diccionario chontal de Tabasco. México, 1997. Р. 48), юк. bul «погружать что-либо в воду, топить», bubulankil - «часто погружать в воду; лопаться пузырькам воздуха внутри воды или внутри пустого сосуда, который погружают в воду» (Diccionario Maya: Maya-Español. Español-Maya. México, 1995. Р. 69), bubulha' - «водяное насекомое, как жук-скарабей, которое пускает пузырьки, когда ныряет» (Ibid. Р. 67). По-видимому, это пример звукоподражания (буль-буль).

[10] Обоснование прочтения Укуль см. ниже.

[11] См.: Grube N. Palenque in Maya world // Eighth Palenque Round Table, 1993 / M.J. Macri and J. McHargue, eds. San Fransisco, 1996. P.3, 4.

[12] Каломте - в IV-VII вв. наивысший титул в политической иерархии майя, который принимали «цари царей», верховные правители Тикальской и Калакмульской держав. Точная этимология этого титула неясна, хотя, как предположил А.И. Давлетшин, это может быть древний апеллятив бога дождя («разрубающий дерево», т.е. бог-громовик), связанный с теотиуаканской идеологией..

[13] Беляев Д.Д. Древние майя (III-IХ вв.) // Цивилизационные модели политогенеза. М., 2002. С. 148-150.

[14] Об этом см.: Houston S.D., Escobedo H. et al. In the Land of the Turtle Lords: Archaeological Investigation at Piedras Negras, Guatemala, 2000 // Mexicon. 2000. Vol. 22, № 5. P. 101-102.

[15] С. Гюнтер и А. Анайя пересмотрели хронологию этого текста и пришли к выводу, что этот фрагмент относится не к 659, а к 599 г. и речь в нем идет не об Ицамнах-Баламе III (681-742), а о его тезке, правившем на рубеже VI-VII вв. (см.: Anaya A. Site Interaction and Political Geography in the Upper Usumacinta Region (Mexico) during the Late Classic: A GIS Approach. Oxford, 2001. P. 62).

[16] Впервые опубликована: Pérez M., Kifuri M.R. Dos nuevas Piedras Labradas de Bonamoak // Memorias del Primer Coloquio Internaiconal de Mayistas. México, 1987. P. 750-751. Авторы отнесли надпись к 593 г. Эта датировка была оспорена Альфонсо Арельяно (Arellano A. Diálogo con los abuelos // La pintura mural prehispánica en México: Área Maya: Bonapmak. Т. 2. México, 1998. Р. 263-264), однако поддержана остальными исследователями, в частности Л. Шили, С. Мартином, Н. Грюбе и А. Анайя (см.: Anaya A. Op. cit. P. 62).

[17] Schele L., Grube N. Notebook for the XIXth Maya Hieroglyphic Workshop at Texas. Austin, Texas, 1995.

[18] Arellano A. Op. cit. Р. 264-265

[19] LOK'-yi tu-CH'EN-na …-PA'-CHAN-na, lok'ooy tu-ch'e'n … Pa'chan - «он бежал в страну … Пачана».

[20] Arellano A. Op. cit. Р. 267.

[21] В тексте об этом говорится: chu-ku-ja 'u-… 'a-CHAN-na-TOK' xu-ka-la-NAH … SUT-yi tu-CH'EN, chuhkaj 'U… 'Aj Chan Tok' Xukalnaah ['ajaw] sutuuy tu' ch'e'en - «был захвачен У… Ах-Чан-Ток', [царь] Шукальнаха, он вернулся в свою землю [Ах-Ольналь]»

[22] Guenter S. Under a Falling Star: The Hiatus at Tikal. Unpublished MA Thesis. La Trobe University, Bundoora, 2002. P. 145-146. Существует, однако, и другая датировка этого фрагмента - 662 г. (см.: Токовинин А.А. Царь и его сахали: областные правители в западных царствах майя (VII-VIII вв. н.э.) // Древний Восток и античный мир. Труды кафедры истории Древнего мира исторического факультета МГУ. Вып. 5. М., 2002. С. 223).

[23] Arellano A. Op. cit. Р. 293.

[24] Беляев Д.Д., Сафронов А.В. Историческая география майя Верхней Усумасинты: проблема локализации царств Шукальнах и Ак'е // Труды научной конференции студентов и аспирантов «Ломоносов-2002»: История. М., 2003. С. 105.

[25] См.: Mayer K.H. Maya Monuments: Sculptures of Unknown Provenance in the United States. Ramona (California), 1980. Plate 34.

[26] См.: Mayer K.H. Maya Monuments: Sculptures of Unknown Provenance in Europe. Ramona (California), 1978. Plate 18.

[27] 9.10.3.2.8 11 Ламат 1 Вайеб (29 февраля 636 г.) или 9.10.2.4.5 13 Чикчан 18 Уо (12 апреля 635 г.)

[28] Надпись на Денверской панели (В5-А7): 'u-CHOK-K'AK' NIKTE'-MO' pe-TUN-'AJAW tu-CH'EN-na [k'a]ba-CHAN-TE' SAK-TS'I'['AJAW] ba-ka-ba, 'u-chok k'ahk' Nikte' Mo' Pe'tuun 'ajaw tu ch'e'en K'ab Chan Te' Sakts'i' 'ajaw bakab - «он распространил огонь, Никте-Мо, царь Петуна, в стране К'аб-Чанте, царя Сакц'и, бакаба».

[29] Текст на стыке Денверской и Брюссельской панелей: CH'AK-BAH-hi 'u-TE' NIKTE'-MO' 'u-CHAB-ya CHA'-WINAK-HAB-'AJAW [k'a]ba-CHAN-TE' 'u-K'IN-'AJAW, ch'akbaah 'u-te' Nikte' Mo' 'u-chabiiy cha' winakhaab 'ajaw K'ab Chan Te' 'uk'in 'ajaw - «обезглавление рода Никте-Мо; это повелел К'аб-Чанте 'uk'in 'ajaw». Титул 'uk'in 'ajaw встречается только в этой надписи и пока не получил удовлетворительной интерпретации.

[30] Текст Брюссельской панели (А4-В8): pe-ka-ja ya-ba-K'AWIL 'a-K'AN-TE'-la 'a-K'IN-YAH-'a 'a-CHAK-TOK'-la 'a-…-su 'a-pa-ni-la 'a-'a-TUN-ni 'a-'a-mu-'a pe-ka-ja yi-chi-NAL [k'a]ba-CHAN-TE' SAK-TS'I'-'AJAW, pehkaj Yab K'awiil 'aj K'ante'l 'aj K'inyaha' 'aj Chaktok'al 'aj …s 'aj 'Atuun 'aj 'Amu'a' pehkaj y-ichnal K'ab Chan Te' Sakts'i' 'ajaw - «был призван Йаб-К'авиль, человек из К'антеля, [а также] человек из К'инйаха, человек из Чакток'аля, человек из …с, человек из Паниля, человек из Атуна и человек из Амуа; они были призваны пред лик К'аб-Чанте, царя Сакц'и».

[31] Кохав (kohaw) - головной убор особой формы, выполненный из кусочков мозаики, и бывший символом военного статуса в Теотиуакане.

[32] Название Saklakal записано с использованием необычного лицевого знака, изображающего череп, в верхнюю часть которого вписан элемент, напоминающий знак la. Такая форма редка в эпиграфике, но она практически идентична широко использовавшейся в Пачане лицевой форме логограммы NIK, в позднеклассическое время схожей по начертанию с la. Особенно эта форма характерна для резчиков, работавших над надписями Здания 44, в котором находится Притолока 44.

Несмотря на необычную лицевую форму знака, блок четко опознается как название владения в составе Шукальнаха - Саклакаль.

[33] Grube N., Martin S., Zender M. Op. сit. Р. II-31.

[34] Неизвестное царство где-то в Левобережье, возможно соответствует городищу Анайте II.

[35] Martin S., Grube N. Cronica de los reyes y reinas mayas. Barcelona, 2002. P. 181-182.

[36] Ранее общепринятой была датировка смерти К'инич-Бакналь-Чака 715 г. (см.: Martin S., Grube N. Chronicle of the Maya Kings and Queens. P. 184). Однако новые надписи, в частности, надпись на основании фигурной стелы, свидетельствуют, что его сын К'инич-…-К'ак' взошел на трон 28 ноября 708 г. (см.: Martin S., Grube N. Cronica de los reyes y reinas mayas. Barcelona, 2002. P. …).

[37] Martin S., Grube N. Cronica de los reyes y reinas mayas. Р. 173; Grube N., Martin S., Zender M. Op. сit. II-41 - II-43.

[38] Может быть, городище Чанкала.

[39] Arellano A. Op. cit. Р. 268. Примеч. 15.

[40] Отец Куй-Пана назван 'a-SAK-? (третий знак - неизвестная лицевая логограмма) - «человек из Сак…». Saklakal, видимо, означает «Место белых кузнечиков». Ср. моп. ajlaka-xik', laka-xik' «летающий зеленый кузнечик» (Hofling C.A., Tesucún F.F. Itzaj Maya - Spanish - English Dictionary: Diccionario maya itzaj - español - ingles. Salt Lake City, 1997. Р. 116, 403). Хофлинг и Тесукун также приводят корень laka-, который они обозначают как родовое понятие «кузнечик» (Hofling C.A., Tesucún F.F. Op. сit. Р. 403). По-видимому, в данном блоке лицевая логограмма это изображение головы кузнечика LAKA'.

[41] Чтение Паталь остается гипотетическим. Основной знак этого «эмблемного иероглифа» записан сложным знаком, состоящим из верхнего элемента логограммы PAT поверх знака, изображающего узел. Присутствие фонетического комплемента la говорит о том, что это топоним на -al (частый топонимический суффикс в иероглифическом майя). В большинстве работ по эпиграфике это государство обозначается как «Knot Site», предлагался также вариант чтения K'al. Подробнее о нем см.: Palka J.W. Sociopolitical Implications of a New Emblem Glyph and Place Name in Classic Maya Inscriptions // Latin American Antiquity. 1996. Vol. 7. P. 211-227.

[42] Надпись BPK: Mon. 5 (G2-G4): tu-ta-ja NAB'-ju-k'a 'u-CHAB'-ji-ya 'a-SAK-la-ka-la 'a-JUKUB, tuhtaj Nab'hu'k' 'u-chabjiiy 'Aj Saklakal 'aj jukub' - «был втоптан [в землю] Набхук', как это повелел человек из Саклакаля, тот, кто от каноэ (=флотоводец)». Глагол tuhtaj (форма пассивного залога) должен происходить от глагольного корня tut-. В чорти глагольная основа tuti означает «втыкать в землю, затыкать, забивать», а также «закрывать» (Wisdom C. Chorti dictionary: Ms. transcribed and transliterated by Brian Stross. 1950. P. 679; Wichmann S. A Ch'orti' Morphological Sketch. Manuscript, University of Copenhaguen, 1999. P. 30). Этот глагол также встречается в надписи на стеле из Алтар-де-Сакрифисьос (ALS: Pan. 1), где под 631 г. сообщается: tu-ji-ya 'a-CHAK-HA' …-'AJAW, tuhtjiiy 'aj Chakha' … 'ajaw, «был втоптан в землю (?) человек из Чакха, … царь». Переносное значение tut- «втаптывать в землю», «вбивать в землю» подходит в обоих случаях.

[43] Надпись BPK: Mon. 5 (Н4-Н5): CHA'-HUXLAJUN-WINIK tu2-ji-ya PA'-CHAN?-na, cha' [k'in] huuxlaju'n winik[jiiy] tuhtjiiy Pa'chan(?), «два [дня] и 13 месяцев с тех пор, как был втоптан [в землю] Пачан(?)». Из-за невысокого качества прорисовки идентификация блока Н5 как PA'-CHAN-na остается проблематичной.

[44] В тексте говорится (Н6-Н9, I-M): pe-ka-ja hu-HUH 'a-na-k'a-bi-la? yi-?-? 'a-'UK? ta-YAXUN-BALAM PA'-CHAN-'AJAW, pehkaj Huh 'aj Nak'abiil? Yi... 'aj 'Uk[u'l]? ta Yaxuun B'ahlam Pa'chan 'ajaw, «был призван Хух, человек из Нак'абиля (?) и Йи…, человек из Укуля (?) к Йашун-Баламу, царю Пачана».

[45] Nahm W. Hieroglyphic Stairway 1 at Yaxchilan // Mexicon. 1997. Vol. 19. P. 68.

[46] Текст BPK: Mon. 5 (F3-F7): CHAN-HAB-ya LAJUN-WINIK-ya LAJCHA'-K'IN-ni CHUM-la-ji-'AJAW-le WAXAK-'EK'ДЕНЬ JUN-MUWAN LOK'-yi-ya 'u-'UK? ...- 'EK'ДЕНЬ JUN-?-'OL SUT-yi, chan habiiy laju'n winikiiy lahcha' k'in chumlaji[iy ta] 'ajawlel waxak 'Ek' ju'n Muwaan lok'yiiy 'Uk[u'l]? ... 'Ek' ju'n 'O'l sutuuy - «через 4 года, 10 месяцев и 12 дней после того, как воссел на царство, в день 8 Эк', 1-е число месяца Муван, бежал из Укуля [Винакхаб-Ток']. В день … Эк', 1-е число месяца Оль, он вернулся».

[47] Прорисовки всех этих монументов были впервые опубликованы С. Хаустоном в 1983 г., а затем К. Майером. Стела в Австралийской Национальной галерее см.: Mayer K.H. Maya Monuments: Sculptures of Unknown Provenance, Supplement 1. Berlin, 1987. Frontispiece.

[48] Подробнее об этом см.: Сафронов А.В. Политическая история древних майя в монументальных текстах: Союз царств Сийахчан и Ак'е в конце VIII в. // Древний Восток и античный мир: Труды кафедры истории древнего мира Исторического факультета МГУ. М., 2001. Вып. 4. С. 180-194.

[49] Anaya A. Op. cit. Р. 81.

[50] Обоснование этого чтения в отличие от старого 'aj 'Uk , «человек и Ука» см.: Lacadena A., Wichmann S. On the Representation of Glottalized and Rearticulated Vowels in the Maya Writing // The Linguistics of Maya Writing / Ed. by S. Wichmann. Salt Lake City, in press.

[51] См.: Anaya A. Op. cit.