МЕСОАМЕРИКА глазами русских первопроходцев

 

 

 

 

 

 


 


 


 

Loading

 

 

 

 

Великие Озера > Этнография >

Когда все звали меня Га-бэ-би-нэсс - «Вечно Летящая Птица»

 

ПРИРОДА И КОНЦЕПЦИЯ СИЛЫ У ОДЖИБВА МИССИССИПИ И ВЕРХНЕГО ОЗЕРА: РАЗМЫШЛЕНИЯ ПОЛА БАФФАЛО

Тим Руфс (со слов Пола Баффало), вместо главы 28; перевод weshki

 

Введение

Оджибва1 района Верхнего Озера почитали свою землю и жили в близком духовном согласии с природой2. Живые и неодущевленные вещи разделяли тот же самый дух жизни, из которого древние оджибва черпали свою духовную силу. Они делили землю с животными, мифологическими людьми, духами и умершими родственниками и друзьями. Благодаря своим верованиям, люди оджибва могли общаться со сверхестественным миром через природу. В 1850 Джордж Копвэй (Кэ-ге-га-га-бо), оджибва и миссионер, работавший в районе к югу от Верхнего Озера, писал о своем народе и его верованиях:

«Небеса были наполнены божествами, которым они поклонялись, и леса были наполнены их шопотом. Озера и реки были местами их посещений, горы и долины их обиталищем. Все замечательные уголки в стране были признаны их излюбленными местами. Это были пики скалистых утесов; расщелины скалистых гор. Водопады считались местами их забав.

Небо было обителью бога, который бдительно присматривал за звездами. Они слышали его шопот в легком ветерке, или завывание в буре...

Созвездия были собраниями богов. Самыми яркими звездами были правящие духи, поставленные Великим Духом хранителями меньших духов...

Земля изобиловала духами всех видов, добрыми и злыми; Духи леса одевались во мхи. Во время ливня или дождя тысячи их укрывались в одном цветке.

Оджибвей, лежа под сенью своих лесов, представлял этих богов находящимися вокруг него. Он слышал их тоненькие голоса в жужжании насекомого. С полузакрытыми глазами он видел их тысячами, забавляющимися в луче солнца. Они видны и слышны вечером. Вверху, внизу, со всех сторон....»3

Оджибва получали свою силу от природы, олицетворенной жизненной силы. Они наблюдали знаки природы и использовали медицину, чтобы поддерживать порядок, продлевать жизнь и способствовать проявлению доброй воли среди друзей и родственников. «Силачи» - слово, наиболее обычно относящееся к шаманам или врачевателям - искали поддержки у земли. Оджибва понимали силу как силу, поддерживающую физические, психологические и духовные способности. Люди, которые заслужили уважение и хорошую репутацию за мудрое использование силы, неизбежно обновляли эту силу, общаясь с землей, ее животными и растениями.

По оджибвейской традиции, оживотворение и обновление силы через природу - очень личный опыт. Те, кто развили особые силы, или особое использование силы, часто говорят только об общих чертах своего опыта. Мистер Пол Баффало (Га-бэ-би-нэсс)4, однако, в последние тринадцать из своих семидесяти семи лет жизни, систематически записывал большинство из своих верований и оставил наследие приблизительно в четыре тысячи страниц материалов истории жизни. Мать мистера Баффало, сама будучи знахаркой, сказала своему сыну незадолго до своей смерти, что видела сон, открывший как однажды придет человек записать их индейский образ жизни. Она сказала ему, что когда это время придет, он должен будет рассказать о тех вещах, которым она учила его. Вот поэтому у нас есть редкое личное свидетельсвто о некоторых из этих верований.

Потомок Бижики (Вождя Баффало) с Верхнего Озера, Пол Баффало родился возле места слияния рек Миссиссипи и Лич в 1900м. В ранней юности он был свидетелем традиционной жизни оджибва северной Миннесоты, и их продолжающихся встреч с белым человеком и его дорогами, рельсами, речными пароходами, ценностями и образом жизни. Он принимал участие в начале лесозаготовок в северной Миннесоте, а в 1930х годах работал советником и представителем своего народа. У мистера Баффало был дар пересказывания «разговоров у костра» прежних дней и передачи своей культуры, ценностей и взгляда на историю. Мистер Баффало, хотя он и был крещен, продолжал следовать исконным индейским практикам. Его знание индейской религии и образа жизни, и его осведомленность о совеременных представлениях и проблемах, давала редкую способность проникновения в сущность верований своего народа.

История жизни Пола Баффало предоставляет нам его очень личное свидетельство о своем народе и его отношении к земле Верхнего Озера. Рассказы Пола Баффало отражают веру в связь всего в природе, что парадоскальным образом и просто и сложно одновременно. Великие и глубокие вопросы о вселенной переплетаются с воспоминаниями о песне зарянки. Простое и грандиозное сосуществуют в природе и одинаково важны в личной жизни человека. Смерть, болезнь, жизнь, закон, эмоции, дружба, религия, пища, надежда и тысячи граней жизни взаимодействуют друг с другом, как части одного мира. В основе этого свободного повествования, лежат суждения о взаимосвязи всех созданий и двигающем самообновлении природы. Хотя Пол Баффало говорит о своем большом личном опыте и долгом знакомстве с природой, его отношение к ней не притупилось, привратившись в обыденность. И по прошествии трех четвертей столетия, оно осталось свежим, чувствительным и часто трепетным.

Выборка, которая следует, не поддается точным определениям, но скорее служит только передаче начала понимания. «Определение» силы у Пола Баффало уклончиво, особенно для людей академических, обычно более привычных к четкой констатации определений и кассификаций. Если, однако же, быть вынужденным классифицировать и давать определения, можно сказать что сила здесь представлена как нейтральная, синергетическая вспомогательная способность, использование которой в добрых целях ведет к ее самовосстановлению.

Сила - нормальна и естественна, и доступна каждому, кто интересуется природой и жизнью. Но обращать внимание и быть заинтересованным природой - не достаточно, чтобы фактически обрести силу. Чтобы «получить» силу человек должен последовательно «практиковать» это внимание и интерес. Сила требует действия, и она не обретается пассивным образом. Однажды обретя ее, человек обязан непрерывно использовать силу во благо, таким образом увеличивая ее.

Чтобы объяснить силу, сам мистер Баффало в конечном счете обращается к универсальному примеру двух людей, которые к какой-то момент приходят к сопереживающему пониманию друг друга через истинную заинтересованность в общении. Внимание, интерес, искренность, честность и удовлетворение объединяются, чтобы воплотить этот опыт. Или же мы можем сказать, что два человека «настроились на длину волны друг друга» и достигли и умственного понимания сообщения и духовного или эмоционального чувства по отношению друг к другу. Как бы его ни описывали, это опыт духовного партнерства. То, что в подобных ситуациях превращает простое общение в понимание - и есть сила. Она присуствует, по словам Баффало, подобно магнетизму, гравитации и электричеству.

Продолжая, он сказал бы, что если ты интересуешься природой, уделяешь внимание знакам природы, и «практикуешь» свой интерес к природе, та же сила, что рождается в особых отношениях с друзьями, рождается в тебе и в этом случае. Та же самая сила приходит от общения с деревьями и птицами, солнцем и звездами, совами и зарянками, собаками и кротами, и всеми остальными созданиями, которые замечали и любили Пол Баффало и его народ.

* * *

Слова Пола Баффало:

... Мы иcпользуем размолотую кору, порошок, и маленькие дикие корешки5. Это смесь природных вещей, но это не все. Шаман, который вкладывает силу в эти естественные вещи, проходит через кое-что, создавая эту смесь. Индейские доктора постятся, когда делают лекарство. Они не едят два, три дня. Они не едят, и таким путем извлекают дух. Они проходят через церемонию, подобно священнику. Священник благословляет все, и индейский силач делает то же. Индейцы поют, чтобы обрести силу, они постятся, и они говорят с птицами и деревьями, рассказывая им, для чего прредназначена их медицина. Они говорят с деревом, и перед тем, как взять его лекарство, кладут немного табака этому дереву. Потом они курят трубку...

Знаешь, этот мир - природа и деревья - живые. Они не могут говорить, но в дереве есть нечто, что ты можешь использовать, если знаешь как использовать. Ты говоришь с деревьями, ты говоришь с птицей, ты говоришь с собакой. Ты учишься. Собака поймет тебя. Лошадь умна, она тоже поймет тебя. Да, говори с деревьями. Вот что тебе надо делать, и почти тогда, тогда появляется твоя сила. Тогда ты получаешь силу...

Видишь, индейцы знают природу. Они получают всю силу через пост и обращая внимание на природу во время поста. Маниту6 поместил их на землю. Индейцы легко выясняют, что дано им для пропитания и использования. Они тренеруют свою силу словами, и, может быть, знаками...

Постясь, ты довольно быстро начинаешь понимать вещи через знаки. Довольно быстро, через чтение знаков, ты понимаешь, что надо сделать в твоей жизни. Довольно скоро ты понимаешь свою задачу. Ты должен действовать ради будущего, потому что ты живешь здесь только какое-то время, а потом идешь в следующий мир.

Куда мы идем?

К солнцу. Кто-нибудь когда-либо отправлялся к солнцу? Может кто-нибудь описать, что такое солнце? Где ученые, которые расскажут, что такое луна? Зачем луна находится на небе? Зачем солнце на небе? Кто знает о солнце? Покажи мне кусочек солнца, чтобы я мог подержать его в руке. Кто знает об этом? Это место, в которое мы отправляемся, окончив дела на земле...

Солнце - большая штука, и оно дает земле свет. Мы не должны вмешиваться в него, как однажды люди сделали это с луной. Наше место на земле. Мы должны уважать землю и всех живущих на ней.

Но иногда люди стараются превзойти друг друга. Так ты хочешь превзойти других? Ну и что в этом хорошего? Если ты превзойдешь кого-либо, что это даст хорошего? Мы все умрем так или иначе. Мы просто оставим то, что узнали, за собой. Мы просто оставим это другому человеку, и это так и ведется. Солнце - великая вещь, и мы должны оставить его в покое.

Звезды! Звезды тоже хороши.

Да, это что-то. Земля велика, ее многие и многие мили. До солнца тоже многие мили. Великий Маниту находится за солнцем, и Он позаботится о солнце. Земля вертится и вертится, и мы видим солнце и луну и звезды. Это что-то, да...?

Индеец знает все эти вещи, знаешь, и индейцы также знают знаки земли. Они и в правду знают! Они в правду знают предупреждающие знаки природы; это так, они знают, когда что-то должно случиться. Они пользуются для этого необычными явлениями и необычными знаками.

Плохой предупреждающий знак иногда приходит, когда ты живешь на природе в лагере. У тебя лагерь где-нибудь, и вдруг когда ты спишь, кто-то закричит, прямо как человек, «Каайи-кай-кайи-каай-йаай. Кай-ай-хай-ай Ху. Ху. Ху. [молчание] Ках-ка-ка-ка-ка-ка-ка-ка-ка. Хуу. Ху. Ху». Это сова. Это плохой знак. Абсолютно точно, что это означает плохую новость. Это плохое предупреждение. После того, как ты услышить, что сова кричит вот так, не долго осталось ждать, пока ты услышишь, что случилось что-то плохое - например смерть! Кто-то умрет. Такое предупреждение совы означает, что кто-то умер.

Некоторые знаки означают болезнь, а некоторые смерть. О болезни предупреждает в основном шаровая молния. Шаровая молния в основном означает болезнь. Шаровые молнии - это обычный знак, который означает, что болезнь приближается...

Иногда можно увидеть кротов на дороге, лежащих на спине. Это тоже нехорошо. Это плохой знак - увидеть их, с их острым носом, лежащих на спине. О, это плохой знак. Если ты когда-нибудь увидишь крота, лежащего на спине, смотри в оба! Я говорю правду. Спроси любого. Все индейцы верят, что когда крот лежит на спине, это необычно. Если ты их видишь - это необычно. Но если прикоснуться к нему, этот разбойник поползет. Он просто играет в опоссума, он делает вид, что он умер.

Говоря о необычных знаках, есть еще ма-уинг-гуэй, плачущий глаз. Если я чувствую себя нехорошо, мои глаза подергиваются. Те, кто чувствует такое в своих глазах, говорят: «Возможно я заболею. Возможно я увижу, что кто-то заболеет, или я увижу смерть». Индейцы знают эти предупреждения.

Сова - плохой знак. Это плохо. Ну и потом, лиса тоже плохо. Лиса иногда воет как человек: «Га-га-ка-кай-йай-а-ка-вай-га». Это звучит словно она разговаривает. «Ба-уу вуу. Ву-у. Ву. Ву». Волк тоже так делает. Это плохо...

Этим утром я гулял по аллее за твоим домом и прошел около половины квартала, затем развернулся и пришел обратно. Пока я там стоял, я слышал как зарянка призывает дождь. «Спорю, что будет дождь", - подумал я. Собирался дождь. И шел дождь немного, накрапывал уже. Эти зарянки поют: «кик, куук, куук, куук», когда призывают дождь. Мы смотрим на все это и слушаем. «Чи-куук. Чи-куук». Они хотят дождь. Но возможно, что произойдет что-то еще, о чем они говорят нам. Зарянки тоже иногда передают плохие новости. Когда они предупреждают о плохой погоде, кто-то почувствует это и увидит это, и будет знать чего ожидать. Конечно, зарянки не так плохи, но иногда все же достаточно плохи. Иногда кажется, что они говорят с тобой. «Чи-куу-лук-лук-лук-лук-лук-луук», - вот так они говорят.

У всех животных есть знаки, и некоторые из них действительно плохие. Но знаки должны быть чем-то необычным. Однажды весной во время сезона размножения я услышал как шумит сова. Это было в апреле, во время сезона сахара7, когда я был мальчиком. Я сказал старикам: «Я слышал как сова издает плохие звуки: «Чук-коук-кук-кук»».

«О, это ничего», - сказали они мне, - «они размножаются в это время».

Индейцы знают повадки животных, и не обращают внимание на некоторые вещи. Например, когда животные размножаются, мы не обращаем внимание. То же относится и к волку или лисе. Когда они размножаются, они издают всевозможные звуки...

Много раз белые люди видят все эти вещи, но они не замечают этого. Потом, позже, когда им нужна помощь, ответ существует, но они не помнят предупреждения.

Мы знаем эти предупреждения. Белые люди называют это «суеверным» или чем-то там. Они называют человека, который верит в знаки и предупреждения - «суеверным». Индейцы суеверны. Даже священник говорит это. Спросишь священника: «К чему этот знак [животное]? Что значит этот необычный знак?» Он скажет: «О, ты просто суеверен». Но индейцы говорят по-другому: «Ах, это не очень хороший знак...»

Это ужасно. Мне становится страшно, когда я думаю о том, что видел, а я видел многое. Я много думаю о силе, которая приходит ко мне через знаки. Я думаю о силе, и о том, что означает сила. Я думаю, что знаю, что это, и я использую ее, но нельзя просто объяснить, что это. Когда Маниту действует вместе с тобой, и ты действуешь вместе с Маниту, у тебя есть сила. Сила это как магнит. Когда у тебя есть сила, это как если твое тело намагничено. Это почти то же самое, что гравитация для земли. У всего есть электрическая форма - у видения, зрения, видения, слуха, земли, гравитации и Духа. Когда ты используешь силу, ты вызываешь так много этой формы, как можешь. Чем больше ты призываешь ее, тем легче ее призывать и тем больше ее у тебя. Если ты используешь свою силу на благо, эта сила будет возрастать. Но ты должен интересоваться этими вещами! Ты должен показать, что тебе интересно то, что существует в этом мире. Тогда ты начнешь приобретать силу.

Сила - это сила воли, вот что я имею в виду. Если у тебя есть сила воли, ты можешь сделать все что угодно. Ты сможешь сделать все что угодно, когда у тебя есть сила воли. Если ты достаточно упражняешь эту силу воли и делаешь это правильно, то Дух начнет действовать вместе с тобой, и ты получишь настоящую силу. Ты получишь силу. Вот что я имею в виду, когда говорю - сила. Ты должен твердо верить, что есть кто-то, кто сотрудничает с тобой. Когда ты сотрудничаешь с кем-то на благо, ты чувствуешь себя хорошо. Когда ты делаешь что-то для кого-то - например, когда ты делаешь что-то для умершего - ты получашь еще больше силы, потому что помогаешь мертвому-что-ушел своими словами, которые они слышат. Не легко попасть на небо, и когда мы помогаем мертвым-что-ушли, мы приобретаем силу. Когда мы умираем, мы должны пройти через множество мест. Нас должны проверить, прежде чем мы попадем на небо. Как там прекрасно! Но мы должны очиститься, чтобы попасть туда. Потому когда ты дейтсвуешь ради умершего на земле, когда они уходят, он даст тебе силу. Таким вот образом ты получишь немного силы при помощи собственной воли.

Нужно много воли, чтобы получить силу. Этого можно ожидать. Но ты знаешь, что можешь получить ответ, если у тебя есть сила воли. Если ты хочешь силу, ты пожелаешь побыть без еды, даже если ты голоден. Это не повредит тебе. Но придет что-то еще. Он будет служить тебе, ты увидишь, Он ответит тебе. Он дает тебе твою силу.

Однажды получив силу, она останется с тобой так долго, пока ты в нее веришь. Если ты соединишь эту веру с силой, и, если ты крепко веришь в это, будет так, что твоя вера будет укрепляться. Ты начнешь верить почти как в христианской науке. Наша вера очень похожа на христианскую науку. Мы верим в Бога, в Маниту, но мы верим и в деревья. Мы во все верим. Мы все уважаем.

Верь и уважай и занимайся этой силой, и через какое-то время ты получишь звание [членство ступени] в индейской вере, Мидэвивин8. Ты веришь в Великую Медицину, когда ты в Мидэвивин, и, если ты крепко веришь, ты прийдешь к получению ступени в Мидэвивин...

Великая Медицина - это больше лечение, но когда лечишь, состоя в Мидэвивин, ты получаешь еще больше силы. Ты должен пройти через особое получение силы. Затем, когда ты получишь определенную ступень Мидэвивин, ты можешь лечить индейским способом. Но сначала нужно пройти необходимую подготовку. Ты должен быть безупречным человеком и пройти через9 знаки и пост и показать, что ты овладел этим. Любой можеть искать силу, но только неоторые могут лечить в Мидэвивин. Если вложить силу Мидэвивин в руки кого попало, кто не может контролировать свою грубость и вспыльчивость, он долго не протянет. Я не думаю, что кто-нибудь такой сможет долго удерживать силу, потому что она будет действовать на него. Если характер человека слишком груб, он теряет уважение силы, и она начинает воздействать на него в ответ...

Тот, кто уравновешен, сможет развивать силу Мидэвивин. Чтобы быть принятым в него, нужно отвечать всем взглядам. Если ты высказываешь свой взгляд10, и если другие считают, что твой взгляд хорош, они примут тебя. Если твои взгляды не хороши, они не примут тебя к себе, и тебя не примут в Мидэвивин. Твой взгляд важен, чтобы показать твои способности, показать, что ты способен, что ты подходишь.

Мидэ11 бросают свою медицину. Индейская сила позволяет бросить медицину; это наша вера. И когда мидэ лечат, лечат по-индейски, они используют ту самую медицину, о которой я говорил сначала. Когда человек вступает в Мидэвивин, они принимают его, бросая в него свою силу. Когда эта медицина попадает в кандидата, она сбивает его с ног. О, это большая вещь!! Вот так они принимают членов. После того, как человека приняли, он - шаман и принадлежит к группе шаманов. Он - мидэ, член Великой Медицины, и он принадлежит к Мидэвивин, Обществу Великой Медицины.

Индейцы уважают его.

Зачем нам нужна Великая Медицина и все эти вещи? С Великой Медициной ты знаешь как обходиться с этим. Ты веришь и уважаешь всех животных. Уважаешь все деревья. Уважаешь все воды. Используешь табак, переправляясь через воду. Когда мы делаем все это, мы получаем ответ, не так ли? То, что мы делаем, приносит ответ. Когда приходит суровая зима, и мы оказываемся в опасности, мы говорим с Духом. Ты практикуешься в этом, и веришь в это, и Маниту и Его сила приближаются к тебе. С Маниту точно так же. Ты веришь в Маниту и практикуешь это, и ты делаешь превосходно; вот что означает уважение веры...

Великая Медицина дает жизнь индейцам, когда они уважают друг друга, уважают птиц, уважают зверей, уважают природу и лес. Это дает им жизнь, потому что деревья и другие вещи даны им в качестве лекарства. Они используют определенные части коры для приготовления лекарства. Это естественно, это дано им, и это работает. В их лекарстве есть сила, но они должны пройти через пост, и они должны пройти через определенную медитацию, чтобы вложить силу в лекарство. Когда они выполняют все необходимые требования, связанные с будущим применением лекарства, они могут вложить в него силу. После того, как в него вложена сила, индейский доктор, или кто-то другой, использует лекарство. Но чтобы использовать лекарство, ты должен верить в него. Ты должен показать, что ждешь, что лекарство подействует. Без веры ничего не будет, оно бесполезно. Если ты ни во что на свете не веришь, для тебя это лекарство бесполезно. Надо верить во все...

Великая Медицина - это просто часть нашей религии. Индеец понимает природу и верит в природу земли. Они изучают природу и практикуют то, что изучают. И поступая так, они еще лучше понимают природу. Птицы даны нам, чтобы уничтжать насекомых. Они очищают определенные части земли - насекомых, растительность, жуков, червей и все такое. Большие животные даны нам в пищу. Природа - вот на что смотрит индеец!

Индейцы изучают то же, что белый человек. Они видят, что где-то существует Дух и желают найти этот Дух в своей жизни. И этот Дух, который мы хотим найти, однажды встретит нас снова, когда наша жизнь на земле кончится. Когда мы приходим на собрание Великой Медицины, или просто на наставление, мы слушаем хорошую проповедь - это почти то же, почти то же, что и проповедь в любой церкви. Нам говорят, что надо поступать хорошо и в ответ тебе отплатят добром. А если ты поступаешь плохо, это плохо для тебя. Но чем больше добра ты делаешь, тем лучше себя чувствуешь. Если ты делаешь добро кому-либо, ты чувствуешь себя хорошо. Если ты делаешь плохие вещи и поступаешь с людьми нехорошо, ну, в твоем уме есть что-то, что начинает действовать, и что нехорошо для него...

Ты дожен заниматься всеми этими вещами, прежде чем станешь совершенен. Если ты не практикуешься, ты не можешь существовать. Если ты ничем не занимаешься, если в тебе нет интереса к этому, если нет интереса, нет и силы. Это как если кто-то говорит с тобой, когда ты пытаешься говорить с кем-то еще. В этом нет интереса, и в этом нет силы. Если нет интереса, нет удовлетворения. Но если ты подразумеваешь то, что говоришь, и говоришь то, что подразумеваешь, твой ум занят тем, о чем ты говоришь, тогда это сила. Видишь? Ты вкладываешь силу в разговор обращая внимание и проявляя интерес...

Да, я думаю, Великий дал нам хороший путь. Это путь, которому следовали индейцы много лет назад. Сейчас, каждый поступает хорошо по своему разумению. Ты видишь человека12 по его делам, по словам, которые они говорят, по языку, который используют, и ты знаешь, что в своих глазах он вроде как хороший человек. Дело говорит в этом мире громче, чем слова, и можно говорить с человеком в соотвествии с тем, во что он верит и как живет. Когда дела говорят громче, это значит что можно увидеть человека по его делам, по путям, которым он следует в жизни, по жизни, которая ему нравится, по тому, как его воспитали и по тому, чем он интересуется.

Если он хороший человек и приходит к тебе за исцелением, ты можешь сказать ищет ли он лучшей жизни на земле. Но если, когда он приходит к тебе, ты чувствуешь себя нехорошо, с этим человеком что-то не так. Возможно что-то с его телом. Возможно он болен какой-то болезнью, или микробами или возможно у него проблема с зубами. Возможно что он нездоров, если с ним не все нормально. Болезни нарушают ум людей, и когда ты болен, ты не проявляешь интерес к жизни. Любая болезнь нарушает ум...

Если у человека нет болезни, если он очищается и активен, если он ведет себя нормально, если он старается быть совершенным и старается вести хорошую жизнь, тогда он счастлив в жизни, и ты можешь говорить с ним. Ты можешь говорить с ним со смыслом, если в его теле нет болезни, которая влияет на мозг. Если болезнь, любая болезнь, достигает мозга, она раздражает его и причинает боль, и человек тогда бездумен13, и он не знает, что ты делаешь. Но если он вдумчив, вот где может действовать твое лекарство...

Потому, если что-то не так - если ты нехорошо себя чувствуешь, если твой организм функциониркет неправильно, если у тебя неправильный аппетит, если ты плохо спишь - что-то не так, и ты не проявляешь интереса к вещам. Если ты делаешь что-то чрезмерно, если ты чрезмерен в каких-то проявлениях своей жизни, значит пришло время отрегулировать это. Пришло время изучить это, пришло время пойти к доктору. К какому бы ты доктору ни пошел, он исследует твою болезнь и узнает, что с тобой не так. Ты узнаешь, что не так в твоей жизни, и он вероятно даст тебе хороший совет, который поможет. Если кто-то советует тебе что-то14, ты должен использовать это правильно - точно так же как ты используешь лекарство белого врача. Если мы даем человеку индейское лекарство, он должен использовать его правильно. Если ты используешь слишком много лекарства, доктор узнает, что ты используешь слишком много. А если ты используешь недостаточно, он узнает по работе твоего сердца, которое отбивает ритм твоей жизни...

Да, это прекрасно. Мы до сих пор используем этот метод, и в прошлом всегда использовали этот метод. Это был их закон. Ты не смог бы посмеяться над индейцем в прежние времена, или выставить его на смех, потому что они были очень могущественны. У них была сила, и они бы просто посмотрели на тебя, и чтобы они о тебе ни подумали, случилось бы с тобой15. Им не пришлось бы двигаться, они бы просто посмотрели на тебя...

Но, ты можешь сделать это с силой, ты можешь дойти до этого, это жизнь. Если бы все время светило солнце, что бы случилось? Чтобы случилось, если бы все время было облачно, день за днем. Я не думаю, что так случиться. Я не думаю, что так может случиться. В некоторых местах это может произойти, но природа позаботится о себе. Природа - это большое дело. Надо изучать природу. Надо узнавать, почему что-то случается. Ты должен питаться. Ты должен сьесть столько пищи, чтобы она подействовала в твоем мозгу. Ты должен сьесть столько пищи, чтобы она подествовала в твоих мышцах. Ты должен придать энергией движение этому мотору тела. Потом наступает время безмятежности, я скажу - приятного отпуска. Это не требует слишком многого. Но ты должен заботиться о своей жизни. Ты должен заботиться о себе, заботиться о других, если можешь. Ты должен заботиться о тех, кто с тобой в твоей группе, чтобы они начали все видеть.

Не плачь. Если ты заплачешь, может быть опять будет облачно, а это означает неприятности в жизни. Ты прольешь слезы, а потом не сможешь увидеть просвет, когда он появится. Если ты не плачешь, ты показываешь признательность солнцу и луне, которая светит, дает тебе свет, заставляет расти растения и то, что ты ешь. Ты должен быть признателен за то, что природа делает для тебя. Духи, Великие Духи, делают все это в часы ночного отдыха. Ты тоже должен отдыхать, и если ты делаешь так, у тебя не будет препятствий, чтобы их оплакивать.

Тебе дана жизнь на этой земле и ты должен ходить по ней и быть признательным за это. Будучи признательным жизни, ты должен благодарить за то, что получаешь. Ты должен быть признательным, говоря самому себе и своему сердцу, что ты признателен за то, чтобы было сделано в прошлом. Вот что я делаю. Я так делаю. И деревья живут и птицы поют. Птицы тоже поют, они поют и говорят между собой. Если бы мы услишали как они говорят, мы бы все равно не поняли их, но мы знаем, что они поют. Это природа, всего! О, это мир, который нужно изучать! Это ответ на твою жизнь. Если ты со своими друзьями признателен за это, ты увидишь хорошую жизнь.

* * *

При растущем беспокойстве о природе и окружающей среде, уроки, которые преподал Пол Баффало, и взгляд на мир, который предлагают он и его народ, обновляют вековое уважение к взаимосвязям между людьми и их природным окруженим. В природе есть сила, духовная сила, которую нужно использовать в каждодневной жизни. Это все еще верно, так же, как это было верно для Пола Баффало и тех оджибва, которых описывал Копвэй в 1850.


КОММЕНТАРИИ

1 Неясность откружает происхождение термина "оджибва". Историки часто предполагают, что название изначально означало "нагревать пока не сморщится", относя это к стилю мокасин со сморщеным швом, которые носили только оджибва. Названиеe "чиппева", под которым часто известны оджибва, считается результатом непонимания и неправильной записи индейского слова "оджибва". Большинство оджибва считают своим правильнм названием анишинабэг, или более популярно - анишинабэ, что означает что-то вроде "настоящие люди".

2 Публикаия этого материала сделана в память о Поле Баффало, который умер 28 июня 1977 года. Я хочу поблагодарить Стэнли Е. Ашенбреннера, Присциллу Гиддингс Баффалохэд, В. Роджераr Баффалохэда, Сюзан Коллинс Малхолланд, Роберта Е. Поулесса, Кетлин Смит Руфс, Девида М. Смита и Уильяма Стокдона за их отзывы и/или помощь при написании этой статьи или ее частей.

3 George Copway, The Traditional History and Characteristic Sketches of the Ojibway Nation. Boston: 1850, pp. 147-149.

4 "Вечно-Летящая-Птица".

5 Следующие материалы - это выдержки из магнитофонных записей, следанных Полом Баффало за 12и летний период. Исходные магнитофонные записи были переписаны и отредактированы, и эта первоначальная редакция была прочтена и одобрена лично мистером Баффало. Эта статья сводит воедино некоторые из его идей, относящихся к силе, которые были переписаны на бумагу. Редактирование в первую очередь преследовало цели последовательности и ясности, и сконцентрировалось с синтаксических изменениях. Значительное количество материла было убрано из-за ограничения в размерах. Все концепции и термины использующиеся в концепциях - это термины, использовавшиеся и/или придуманные мистером Баффало. Если возникал вопрос по поводу утверждения или понимания его, были сохранены оригинальные слова и выражения мистера Баффало. Существует намерение в будущем хранить и оригинал и отредактированные записи в подходящем центре.

6 Бог.

7 Весной, когда делают кленовый сахар.

8 Великое Медицинское Общество.

99. Т.е., наблюдать и реагировать.

10 Это относится к чему-то вроде философии жизни вобщем, в котороую верят и по которой живут. "Отвечать всем взглядам" означает, что твоя вера и поведение должны быть согласующимися, сравнимыми с верой и поведением других, у которых тоже есть "взгляд" и которые могут выдержать оценку других цленов Общества Мидэвивин.

11 Член Мидэвивин.

12 Ты можешь видить каков человек.

13 Не думает о вещах в природе и о том, как они в природе действуют, и не думает о том, как должны вести себя люди.

14 Предписывает.

15 Они использовали бы джибик, или негативную силу, чтобы напустить на тебя что-то вроде проклятия, но обычно им не нравилось это делать, если только они не были вынуждены. Что Пол Баффало говорит здесь, это то, что сила, которая нейтральна, может также быть использована и негативным образом, и если ты смеешься над силачом, он может использовать свою силу пртив тебя и таким образом.

 

«« назад

наверх

дальше »»