МЕСОАМЕРИКА глазами русских первопроходцев

 

 

 

 

 

 


 


 


 

Loading

 

 

 

 

Великие Озера > Этнография >

Когда все звали меня Га-бэ-би-нэсс - «Вечно Летящая Птица»

Этнографическая биография Пола Питера Баффало (под редакцией Тима Руфса)

перевод weshki

 

ГЛАВА 30. МИДЭВИВИН - ВЕЛИКОЕ ОБЩЕСТВО МИДЭ

Я верю в ми-дэ-уэ.

Я не был по-настоящему крещен священником. Я не был по-настоящему крещен священником. Меня крестил простой человек - мой дедушка Джон С. Смит, без богослужения. Меня крестил простой человек, который верил в Книгу. Он читал Библию, но он не был настоящим священником. В Библии написано, что крещение может совершить простой верующий. Когда кто-то находится при смерти, и звать священника уже слишком поздно, а вы хотите стать католиком, простой верующий может окропить вас святой водой. Мой дедушка крестил меня просто как католик. Так написано в Библии, что это способ крещения1. Но он не был священником. Мы знали, что он не был священником. Он просто читал Книгу. Он просто читал мне Библию. Это не считается - у него не было силы для крещения. И поэтому я вернулся к Великой Медицине2. Итак я вернулся к ми-дэ-вэ. Итак я вернулся к ми-дэ-вэ, и я верю в индейский путь жизни.

Я не думаю, что вы найдете кого-нибудь кроме меня, так же близко знакомого с Мидэвивин, и рассказывающего об этом. Есть множество других людей, кто занимался этим больше чем я. Мидэ не скажут вам ничего, пока вы не присоединитесь к ним, и не захотите быть обращенным в индейскую веру. Многие из них знают то, о чем я говорю. И они боятся этого. Я тоже боюсь, но я уже стар; я могу рассказать об этом3. Если ты все об этом знаешь - это хорошо. Но если тебе об этом рассказали - это другой вопрос4. В нашем индейском пути жизни много сторон. Я знаю что было прежде. Я могу передать это. И передавая это знание, я буду медитировать о том, чтобы это было записано в книге5. Многие просили меня об этом.

Поэтому я думаю, что это хорошо. Я раскажу то, что знаю, тем, кто хочет узнать, что было прежде. Возможно именно поэтому Великий Дух благословил меня на это доброе дело - на то, чтобы перевести6 знания о Мидэ с индейского языка на английский.

Много раз индейцы говорили мне: «Ты не должен ничего рассказывать белым!»

«Почему?»

«Ты знаешь, что они сделали», - говорили мне. «Они забрали все - голубику, дичь, природу, цветы, даже землю. Теперь у нас нет ничего этого. Они пытаются отнять даже нашу религию - даже нашу веру! После того, как они отнимут ее, кто знает, что они сделают с нами».

«Хорошо», - говорил я им, - «мы еще посмотрим».

Вот почему ты и слова из индейца не вытянешь. Я достаточно смел, чтобы рассказать тебе, что происходит в мире, потому что я знаю об этом все7. Вот почему я говорю с тобой. Вот почему я рад, когда ты задаешь эти вопросы. Это не глупые вопросы. Это просто путь, которому мы следуем, это то, чем мы пытаемся жить.

Правда, я не буду говорить слишком много о ряде вещей8. Эти вещи могут обернуться против меня. Я не буду говорить о них слишком много, но кое-что я о них расскажу. Есть предел, который не следует преходить. Если человек знает слишком много и рассказывает об этом другим - это нарушение закона9.

Я не хочу попасть в беду. Конечно же я помогу тебе, но лишь до определеного предела. Я помогу. Но я не выдам тебе информацию, которая, я знаю, останется без применения10. Поэтому я расскажу тебе, почему мы верим в то, во что верим. Чуть позже ты это узнаешь.

Независимо от того, что другие думают об этих вещах, мне нелегко говорить о них. Я живу жизнью, дарованной мне, и пытаюсь жить так, как я должен жить. И ты должен поступать так же.

Но мне кажется, что чем больше я говорю, тем больше ты хочешь. Ты хочешь все больше, больше, больше. Ты думаешь, что можешь двигаться вперед слишком быстро. Остановись, старина. Чем больше ты учишься, чем больше у тебя опыта - тем лучше ты начинаешь понимать этот мир. Раньше или позже ты узнаешь, как сорвать еще один цветок, и затем, довольно скоро, у тебя будет уже целый букет. Это правда.

Я хочу, чтобы это было так.

Вот почему мои мать и отец говорили мне: «Будь осторожен. Не иди вперед слишком быстро».

Это важные слова...

Я хочу помочь, но я не хочу идти вперед слишком быстро11.

Я знаю что делаю, я должен знать. Это мое дело. И я его делаю. Ты не должен подгонять меня. Нет. Не должен. Я иду вперед с такой скоростью, с какой захочу. У меня есть право на это.

Так что я не вижу ничего плохого, чтобы рассказать тебе о Мидэ. Вот во что мы верим12.

Великое Общестово Мидэ - это больше занятие целительством. Оно дает жизнь индейцам, когда они уважают друг друга, уважают птиц, уважают животных, уважают природу и деревья за порогом. Это дает индейцам жизнь, потому что эти деревья и вещи даны им для целительства. Индейцы используют определенные части древесины и коры для лекарств.

Это природное, это дано индейцам, и это работает.

В этой медицине есть сила, но индейцы должны пройти через пост и медитацию, чтобы вложить силу в медицину. Когда они делают все необходимое при приготовлении медицины13, они наполняют ее силой. После наполнения силой, медицина может быть использована пациентом, или кем угодно. Но чтобы использовать медицину, ты должен показать, что ты веришь в нее. Ты должен показать, что ты надеешься, что она подействует.

Если ты ни во что не веришь - это бесполезно. Если ты не веришь ни во что на земле, эта медицина для тебя совершенно бесполезна. Ты должен верить во все.

Каждый человек думает, что он поступает хорошо. Ты можешь распознавать людей по их делам, по словам, которые они говорят, по языку, который они используют. С точки зрения самого человека, он - хороший человек. Но в этом мире дела говорят громче, чем слова, и ты можешь общаться с человеком, в зависимости от того, во что он верит и как живет.

Мидэвивин будет с тобой настолько, насколько ты веришь в это. Если ты присоединяшься к этой вере и веришь твердо, в результате твоя вера только укрепится. Потом ты получаешь ступень, как в христианстве, через какое-то время ты получаешь ступень14 в Мидэвивин15. Если вы твердо веришь, ты стремишься получить ступень Мидэвивин. Если ты состоишь в Мидэ, ты веришь в силу, в медицину. Если ты состоишь в Мидэвивин, ты ходишь на собрания мидэ. Обычно в Ингере собирается одна такая группа мидэ16.

Эта религия довольна похожа на христианство, но мидэ верят в деревья, и верят в Бога, в Маниту17. Они верят во все. Они уважают все сущее.

Ступень Мидэвивин ма-мош-маш-ка-ва-зиз... ма-мо-маш-ка-ви-зи18 - «сильная добрая воля в голове». Я говорю о доброй воле, а не о злой. Добрая воля, которая помогает нам в этом великом мире, происходит от Бога, который поместил ее сюда, на землю.

А злая воля - это просто. Над ней работает дьявол. Если ты веришь в дьявола и делаешь что нибудь плохое, у тебя будут неприятности. Ты долго не протянешь. Если ты веришь в доброго Бога, ты доживешь до старости19. Бог хочет позаботиться о тебе. Он будет заботиться о тебе. Это слова Бога.

Как часто мидэ собираются вместе зависит от того, зачем они устраивают собрание, это как паувау. Я думаю, в общем они проводят одно собрание осенью и одно весной. А иногда и в другое время года. Все зависит от того, кто его созывает. Весна, когда распускаются листья - это хорошее время года. Возможно в этом времени года есть что-то такое, через что мы проходим вместе с природой. Обычно весной мидэ устраивают большие собрания. Мы называем эти весенние собрания ма-вин-джи-и-ди-вин - «собрание». Это происходит весной, когда есть много возможностей встретиться.

На собрании Великого Общества Мидэ произносится хорошая проповедь - это то же самое, почти то же самое, что и проповедь в церкви: «Если ты поступаешь хорошо, то тебе воздастся за это хорошо. А если ты поступаешь плохо, то это плохо для тебя самого. Чем больше добра ты делаешь, тем лучше тебе будет. Если ты делаешь добро кому-нибудь - ты будешь чувствовать себя хорошо. Если ты творишь злые дела и делаешь людям зло, значит, в твоем уме начало действовать что-то, что нехорошо для него».

Каждую весну мидэ устраивают специальное собрание, на котором благодарят Бога. Они называют это - Танец Великой Силы. В этом танце участвуют молодые индейцы, которые готовы вступить в Великое Общество Мидэ. Это то же самое, что инициация. Каждую весну в Великом Обществе Мидэ проводится переосвящение, или ре-медитация. Переосвящение весной каждого года называется ми-на-ва ми-дэ ви-аг, ми-на-ва ми-дэ-и-вэ. Это переосвящение для усиления жизни.

Вероятно20, одно собрание мидэ проходит осенью, и одно - весной. Они совершают переосвящение, чтобы дать больше силы тому человеку, который собирается получить более высокую ступень. Они медитируют над этим. Это называется ми-дэ-ви-а.

Люди, готовые для вступления в общество, слушают наставления членов Мидэвивин, и после этого они готовы стать верующими Великого Общества Мидэ. Члены Мидэ устраивают большой обед с рисом, мясом и кленовым сахаром. Они просто выставляют большое блюдо, что бы каждый мог взять что-нибудь сам. Это как в кафе, где все можно взять самому. Можно взять все, что угодно.

Члены Мидэвивин обычно собираются в той местности, где живут. Местные мидэ собираются вместе. Раньше бывало собирался лагерь до трех сотен человек, две - три сотни человек. Но в последние годы их больше не собирается так много.

Но в каждой семье21 по-прежнему есть человек, общающийся с Великим. Обычно один человек в семье занимает более высокое положение. В Мидэ есть более высокая ступень силы, которая называется «высшая». По-английски можно сказать «причастие, последнее22 причастие».

Сейчас осталось всего около трех членов Мидэ23. В старые времена их было больше, в разных местностях по-разному. Постепенно ответвлялись группы мидэ24. Они разделялись из-за резерваций. Наша история говорит, что люди знали, где находятся другие группы племени. Они отправлялись повидать друг друга, устраивали праздники и собрания и говорили о силе какого-либо духа25.

Они повторяли эти рассказы снова и снова, чтобы доказать, чтобы доказать силу Мидэвивин.

Высшая ступень Мидэ называется чи-ми-дэ-ви, «большой-большой-большой Мидэ»26. «Большой-большой-большой мидэ» называется чи-ми-дэ-вэ. Он самый главный.

Его медицина имеет самую большую силу. Эта самая сильная медицина не предмет разговора, где бы то ни было!! Настолько она уважаема и сильна. Мидэ используют ее в самом конце27. Эта медицина - нечто сделанное из дерева. Она из дерева, из сердца дерева. Я думаю что она скорее всего из корня дерева. Я знаю, как она называется, но не знаю как это сказать по-английски. По-индейски она называется он-на-ман. Это самая высшая медицина. Да. Это высшая сила природы. Это высшая растительная сила природы. Она только для высшей ступени. Это самая сильная и уважаемая вещь, которую может хранить индеец. Очень немногие согласны хранить ее. Очень немногие хотели бы видеть ее на себе. Она настолько сильна, что ты должен знать как обращаться с ней. Это самое высшее, что я знаю. Ее уважают.

Если человек хранит ее, он получает высшую ступень целительства Мидэ. Если она есть у тебя, тебе есть о чем заботиться. Это великая вещь. Если она есть у кого-либо - будь внимателен! Ты узнаешь, ты должен знать у кого она28. С ними не стоит шутить. Если она у них, что бы они ни сказали - сбудется. Но очень немногие хранят он-на-ман! Это высшее.

О, они могут хранить его, но все зависит от того, как много они должны отдавать. Они отдают его, когда собираются на собрание. Это как пальмовые ветви. В Пальмовое Воскресенье у тебя должна быть пальмовая ветвь. Если ты католик, то в Пальмовое Воскресенье у тебя должна быть пальмовая ветвь. Ты должен принести ее домой и относиться к ней с уважением.

Это есть почти во всех религиях. Большинство религий говорит: «Ты должен взять и хранить эту вещь. Когда придет время использовать ее, используй ее. Если ты боишься, что может случиться что-нибудь плохое - используй ее». Эта вещь будет охранять тебя.

Следующим за высшим мидэ был духовный шаман, духовный шаман Великого Общества Мидэ. В Мидэ шесть или семь ступеней29. Чем выше ты поднимаешься, тем больше знаешь30. У ступеней разные названия, но все их я не знаю. Это тайна31. У них множество разных наименований. Большинство из наименований ступеней - названия растений.

Мидэ измельчают растения. Да. Они измельчают растения и кладут в маленький мешочек из оленьей кожи32 - мешочек для «медицины» или «удачи». Некоторые называют его по-английски «мешочек, приносящий удачу». По-индейски он называется баш-куэ-гин-а-маш-ки-мод. Маш-ки-мод - это «мешок», баш-куэ-гин - «оленья шкура». Стоит сказать баш-куэ-гин маш-ки-мод, «мешочек из оленей кожи», и все сразу понимают, что ты говоришь о медицинском мешочке. Его используют для двух целей - для удачи, или для медицины. Если тебе нужна удача, медицина, приносящая удачу - это он. В нем объединены два этих свойства. Для чего бы ты ни хранил его - для добра или зла, - это сбудется33.

Растения - это то, что Бог дал земле. Над ними медитируют. Над этими растениями медитируют. Мидэ могут взять любую медицину, растение, корень, размолоть их и медитировать над ними, чтобы вложить в них силу для исполнения той цели, для которой их будут использовать. Иногда используется и агат34. Мы используем три цвета агата. Может быть в мешочек кладут и табак - кинникинник35, а может быть и трубочный табак36, и какую-нибудь медицину. И туда кладут какой-нибудь камень, что-нибудь красивое. Мидэ кладут в мешочек все, что находят.

Все это благословляется человеком силы. У мидэ есть барабан, и они бьют в него и поют. Они поют для того, чтобы вложить силу и т.д. Иногда они также совершают разные вещи37.

Человек, обладающий духовной силой, медитирует над вещами, точно так же, как священник благословляет их. Мидэ дана сила делать это. Индеец, который хочет хранить у себя такую медицину, делает это ради достижения определенной цели, цели, которая была вложена в эту медицину при медитации.

Во время собраний мидэ можно увидеть особых людей, стоящих там и тут38. Их выбрали. Это охранники. Они тоже члены Мидэ. Точно так же, как и в других обществах39.

Недавно у нас тоже было собрание. Ну... о,... они до сих пор собираются40. Четыре, пять лет назад, я помню, мидэ проводили танцы Великого Общества Мидэ41. Это их вера - Мидэ, и может быть эти собрания и до сих пор проходят42.

Я расскажу как они выглядят. Мидэ устраивают большое собрание в мае, я думаю в мае - когда распускаются листья. Когда распускаются листья, они устраивают собрание в большой огороженной церкви43. Место, где они проводят собрание, как бы огорожено. Эта ограда около 6-8 футов в высоту и около 60-100 футов в длину. Она сделана из маленьких шестов, вкопанных в землю. Возможно, она 60-100 футов в длину и 40-50 футов ширину. Это достаточно просторное место, чтобы все поместились. Потом они прикрепляют сверху большие шесты, проходящие через верх, по всей длине. Это ми-дэ-вин. Эта церковь-ограда округлая, округлая сверху. И в одном из ее концов есть дверь. В одном из узких краев.

Тебя туда не пустят, пока ты не станешь последователем Мидэ. Ты не должен входить туда, пока не поверишь в Мидэ, пока ты не захочешь чтобы они посвятили тебя в Мидэ посредством своей доброй воли.

Но любой, кто хочет к ним присоединится, любой кто хочет танцевать, может войти.

Ва!44

Зрители могут стоять за оградой. Но тебя не пустят внутрь пока ты не захочешь присоединиться к их вере. Ты должен вступить в группу мидэ, чтобы войти внутрь. Это как в церкви. Они танцуют, чтобы все были счатсливы, чтобы вострожествовала добрая воля, чтобы лето выдалось хорошим.

Ва!

Недалеко от этой церкви стоит вигвам с дверью. Духовные люди потеют в нем перед началом церемоний. Вигвам стоит у одного из узких концов, а не у центра церкви45. Это обычный вигвам, но его используют для потения. Вокруг него нет ограждения. Просто вигвам у одного из концов церкви. Мидэ потеют в нем перед началом церемоний.

Мидэ не возражают против того, чтобы дети бегали по этой территории и забегали внутрь, потому что дети молоды умом. Дети залезают внутрь и слушают наставления вместе со своими родителями. Дети танцуют. Мидэ никогда ничего не говорят детям. Но они уводят детей, когда начинают бросать пожелания лучшей силы и доброй воли для всех. Они уводят детей перед тем как говорить с Богом.

Внутри этой церкви-изгороди довольно мало людей. Некоторые отходят от веры, другие продолжают следовать. Хо! Может собраться тридцать - сорок, иногда шестьдесят человек. Там достаточно места, чтобы они могли танцевать со своей медициной. Чем больше танцоров, тем больше они делают посторойку.

Мидэ танцуют со шкурами животных46. Во время медицинских танцев используется другой язык, отличный от мирского индейского языка. Язык Мидэвивин называется ми-дэ ви-га-ги-до-вин. Обычный индейский язык имеет к нему определенное отношение. Нэ-ка-на-га-на-гэ-нао вээ-хуу, нэ-ка-на-га-на-гэ-на. Они поют это. Мидэ выдерживают определенный ритм, когда поют это.

Ва!

Это медицинские песни. Старый индейский шаман сидит47 и поет, и все поют и танцуют радостно и счасливо. Там в церкви сидит человек. У него есть сила творить добро, зло, творить все, что ему угодно. И он знает историю жизни. Старый человек сидит и поет песню. Потом мидэ бьют в барабаны и поют такие же песни, как я спел вам. Они бьют в барабан и танцуют. У них есть медицина, и они танцуют каждый со своей медициной, завернутой в шкуры животных: шкуры норок, скунсов, бобров. Мидэ используют все, что у них есть. Они высушивают эти шкуры и заворачивают свою медицину в эти шкуры.

У мидэ есть спецальные песни для этого. Они поют духовные песни. В этих песнях есть ответ на все. Когда человек поет такую песню, он знает, что получит ответ. Это духовные песни. Это медицинские песни. Их используют в Мидэ. Если бы у меня был барабан, я бы ударил в барабан: бэнг! рррррррррррр, - это как гремучая змея. В барабан тоже вложена медицина48. Мидэ получают ответ на свой вопрос под этот звук в конце песни. Это медицинская песня. Мидэ разговаривают с духами. Это духовная песня. С этими песнями тоже не стоит шутить. С их помощью мидэ получают ответ49. Птицы несут послание. Птицы несут эти песни. Когда вы видите рядом птицу - он отвечает вам. Что-то должно произойти.

Птицы это хороший знак. Если только они не черные. Ползающие твари - плохой знак. Увидеть ползающую тварь - плохой знак. Многие индейцы не любят змей, потому что они не знают, что это за змея, потому что в медицине Мидэ многих ползающих тварей используют как посланников. В Мидэ они посылают рептилий с посланиями.

Ползающие твари даны, чтобы очищать пищу, поедать жуков и тому подобное. Жуков едят и лягушки, и змеи, и все что ползает в траве. Я имею в виду в растительности есть ползающие твари. Ты должен быть осторожен, когда идешь. В растительности вокруг ты можешь с чем-нибудь столкнуться. Ползающая тварь может прийти к тебе с теплую погоду, летом.

Мидэ используют всех этих тварей, даже бабочек. И, конечно же, они используют ми-гис. Ми-гис - это морская раковина. Мидэ используют ее для послания сообщений. Это хорошо. Это большая вещь50. Это сила. Мидэ не говорят о ми-гиссе. Старые индейцы знают о ми-гиссе. Поэтому молодежь уважает старших - у них много силы, много веры, у них есть сила воли. И они используют эту силу. Когда они говорят животному, когда они посылают его куда-либо помедитировав над ним, а они верят в медитацию, - оно пойдет туда, оно пойдет туда, и ты увидишь что то, что они хотят, случится.

И у них у всех есть такой же медицинский мешочек, как у меня. В прежние времена, можно было увидеть как мидэ танцуют со шкурами на своих поясах. Шкура на поясе может быть шкурой ласки, норки, скунса - чьей угодно. Мидэ обрабатывают и очищают ее. Они снимают мясо и используют только шкуру. Они моют и сушат ее, моют и сушат, моют и сушат. Так что когда мидэ высушивают ее в последний раз, она становится совершенно чистой. Потом они сушат ее и растягивают. Сушат ее на солнце. А когда она просушивается на солнце, мидэ медитируют над ней, вкладывая в нее ее назначение. Такая шкура наполнена медициной. Они наполна силой Великим, в которого они верят. Это первая религия, которая была у индейцев, и это хорошая религия! Она действовала!

Старые люди сразу узнают для чего предназначается шкура. Они не боятся шкур. А молодые, если найдут такую шкуру, отдергивают руки, потому что она может быть как хорошей, так и плохой.

Я всегда хранил такие шкуры. Индейцы верят в свой индейский путь жизни. Они верят в дух земли, который находится в них51. У меня есть шкура ласки, которую я всегда ношу с собой. У меня есть шкура ласки, над которой я сам медитировал. Это наше доказанное индейское средство. И я ношу ее с собой, когда думаю о чем-нибудь, очень серьезно задумываюсь о чем-нибудь. Она со мной сейчас. Она со мной. Я задаю этой шкуре вопрос. Я спрашиваю свою шкуру: «Что мне делать? Что из этого выйдет?»

«Чего мне ждать?»

Я просто говорю шкуре ласки, чего я ожидаю, и я вижу ответ. Я довольно быстро получаю ответ.

Эта шкура ни разу меня не подвела! И я уважаю ее. Если сначала она немного ошибается, это не беспокоит меня. Если она ошибается, значит я упустил что-то со своей стороны. Возможно я забыл сделать что-то. Возможно я забыл вспомнить что-то52.

Вот так это работает. У меня это работает, и я надеюсь будет работать всегда. Я верю в это. Мы все храним эти шкуры в соответствии с нашим индейским путем жизни. Мидэ и верующие53 - все хранят шкуры.

У мидэ много таких шкур. Но мидэ наполняют их силой по-разному. Иногда они проходят через пост. Иногда через медитацию. Иногда через барабаны54. А иногда через свои собственные методы.

Вот для чего нужны шкуры животных. Я показываю свою шкуру друзьям, и они задают мне множество вопросов. Шкура ласки, которую я храню, однажды жила на земле. Возможно, она жила нелегкой жизнью. И она умерла. Поэтому мы храним эти шкуры и используем их как помощников в Великой Медицине. Мы используем их во время танцев Мидэ. Мы танцуем со шкурами - вот что мы делаем. Мидэ сильнее, и их сила мощнее, чем у просто верующих.

«Верующие» - это те, кто верят в индейскую религию и путь жизни, но не являются мидэ. Верующие стоят на обеих сторонах. Они иногда ходят в христианскую церковь, или не ходят, но при этом они верят в индейского Бога55. А Мидэ - это действительно высшая сила, мидэ сильнее. У мидэ гораздо больше силы.

Во время церемонии мы достаем эти шкуры. Мы достаем их, потому что в них есть сила, которая предназначена давать здоровье, предназначена давать здоровье окружающим, предназначена указать лучший путь жизни. Они предназначены помогать в жизни. Ты веришь в это и поступаешь в соответствии с этой верой. Ты используешь все виды медицины, размельчаешь их, и потом кладешь определенную часть этой медицины в шкуру. Мы храним шкуры.

Это надо уважать. Надо уважать другого человека, другой человек тоже может иметь шкуру! Уважая других, ты поступаешь нормально, ты поступаешь правильно. Поступай правильно. Если ты поступаешь правильно, ты никогда ни в чем не будешь иметь ущерба. Другие тоже могут поступать правильно, и они тоже никогда не будут иметь ущерба.

То среди нас есть и такие, кто пытается разрушить нашу веру. Среди нас есть люди, которые разрушают нашу веру, пытаясь опровергнуть ее. Мы думаем, такие люди есть в любой религии. Мы не смеемся над ними. Мы не обращаем на них внимания. Конечно же есть люди, которые переходят границы своей силы. Они просто приходят и говорят плохие вещи. В небольшом количестве это не вредит им. Но смотри, чтобы они не зашли слишком далеко!

В тебе есть вера. Когда мы были в Ингере, твое сердце было открыто. Ты почувствовал это. Иначе, если бы ты не верил, если бы ты не хотел этого слышать, сила не подействовала бы на тебя56. Если ты хочешь научиться Мидэ, это принесет тебе добро. Ты увидишь. Но если ты не заботишься об этом, если ты думаешь, что это шутка, в твоей жизни могут возникнуть большие проблемы. Тебе следует быть осторожным. Тебе следует согласиться с Мидэ для своего же блага.

Таков наш путь жизни. Так мы живем. Почти все, о чем мы думаем, случается, если мы достаточно сосредточены на этом.

Я думаю люди, которые хранят шкуры, думают об этой практике хорошо. Они счастливы. У них доброе сердце. У этих индейцев доброе сердце. Они добры к другим людям. И их уважают. Они очень добры. Мы храним эти шкуры, чтобы помочь окружающим. Шкура - это напоминание для человека. Это напоминание для тебя, когда ты выходишь в мир. Это то же самое, что медаль 57, только она жила на земле. С ней не стоит шутить! С ней не стоит шутить. Это что-то, с чем ты живешь. Что-то, с чем ты чувствуешь себя хорошо. Ты счастлив оттого, что сохраняешь здоровье год за годом. Мне хорошо от ощущения этого. Уважение шкуры приносит хорошее самочувствие. Уважение друг друга приносит хорошее самочувствие.

Возможно, возможно ты сейчас возьмешь шкуру, но на этом ее действие не закончится. Она будет помогать тебе так долго, как долго ты будешь ее хранить. Чем серьезнее ты к этому отнесешься, чем смелее ты станешь. В тот момент, когда ты берешь ее, в тебя вселяется смелость. Через какое-то время, ты не будешь беспокоиться ни о чем, кроме Великого. Шкура поможет тебе в этом.

Вот что происходит, когда ты хранишь шкуру. Все это происходит когда ты хранишь шкуру. Будь внимателен! И если ты обращаешься к своей ласке - ты будешь услышан. В ней есть сила.

Но сила твоей шкуры ограничивается тобой. Если ты нашел шкуру ласки, которая принадлежит кому-то другому - это его сила. Шкуры имеют силу, и шкура, которую хранит другой человек, дает силу ему. Даже если ты потеряешь свою шкуру - она твоя. Если она найдется - без сомнения, она все еще твоя.

Могут ли другие люди воздействовать на тебя через твою шкуру? Через твою шкуру? Могут ли они заполучить ее и воздействовать на тебя?

Конечно!

Конечно!!

Но если ты используешь чью-то шкуру - это отразится на тебе58. Если люди крадут такие вещи - это не пойдет им на пользу. Если у человека нет защиты, он может заболеть, если прикоснется к чужой шкуре или попытается хранить ее у себя. Для него это плохо.

Я потерял одну шкуру, которая у меня была. Однажды эта шкура вернется ко мне59. Люди, возможно, пытаются вытащить шкуры из моих карманов. Такие вещи случаются иногда. Я потерял две или три шкуры в прошлом году. Кто-то следит за мной. Возможно эти люди думают: «Мы ослабим его силу, если стянем эту шкуру».

Вот почему на этот раз у меня с собой есть еще и медаль60.

Иногда люди вероятно просто дурачатся. Бад Тиббитс однажды держал в руках мою шкуру. «Хэй, хэй», - шутил он, демонстрируя ее окружающим. А я сказал: «Бад, это подействует против тебя». Он бросил ее мне.

Ты не должен прикасаться к чужой шкуре!

Но если бы я предложил тебе воспользоваться ей, это бы сработало, да. Я дал тебе пользоваться шкурой ласки, а ты отдал ее Томми. Если ты отдаешь шкуру кому-нибудь, ее нужно переосвятить для той цели, для которой ее хочет использовать этот человек.

Откуда я знаю, что он не использует эту шкуру против меня? Ну! Потому что он ее не использует61. Он просто положил ее у себя дома, чтобы она защищала его дом. Он в это верит. А откуда я знаю, что он ее не использует? Он не станет ее использовать против кого-либо! Его личность говорит громче, чем его слова.

Шкура, которую используют в Мидэвивин, наполнена силой. И если мы хотим воздействовать с ее помощью на кого-нибудь, или вылечить кого-нибудь, мы танцуем, потом танцует барабанщик, а потом мы все снова танцуем.

Когда мы принимаем новичка62, мы передаем ему силу. Когда человек присоединяется к Мидэвивин, мидэ подтверждают его вступление, передавая, перебрасывая ему свою силу. Они перебрасывают63 силу друг другу. Когда в тебя вливают силу, ты тяжелеешь и падаешь, и все падает у тебя из рук.

Когда бросают силу, заключенную в шкуре, это называется ми-дэ-вэ-а. У мидэ есть сила передавать свою медицину. Индейская сила дает возможность перебрасывать медицину. Это вера Мидэ. Когда они лечат, лечат по-индейски, мидэ используют эту же медицину. Но при посвящении новых членов они бросают силу в того, кто хочет стать членом Великого Общества Мидэ. Мидэ бросает медицину:

.....

.....

«Попал!!»

Когда они бросают силу в человека, она может пролететь шесть футов. Они делают так!64 Они «бросают» силу, выпрямляя все пальцы по направлению к цели. Они чувствуют силу. Она пролетает шесть футов. Но если ты хочешь сделать кому-нибудь зло или нанести ответный удар, сила может пролететь и больше. И это опасно.

Как часто они вот так бросают силу зависит от разных условий. Старики делают это чаще. Старики делают это чаще, но я думаю, что сейчас они не слишком часто занимаются этим. Они боятся этого.

Знаешь почему?

У людей, которые посылают силу, могут быть дети. И эти дети могут быть случайно задеты, могут получить побочный удар65. Если дети находятся на пути силы, она можешь случайно задеть одного из них.

Это очень опасно! Вот почему мы оставили это. Мы оставили это. С этим нельзя шутить. Можно почувствовать в руках, как вливается сила. Чувствуешь там электричество.

Мидэ бросают силу при помощи шкур животных. Она пролетает около шести или восьми футов. Люди падают, когда она попадает в них. Это как заражение. Они заражены. Это не похоже на заражение микробами, микробы как бы просверливают тебя. А от удара силы люди падают, лежат, отдыхают, а потом поднимаются снова. Это демонстрация индейской силы. Обычно тот, кто получает такой удар, справляется с ним сам. Мидэ не помогают друг другу вставать. Человек, возможно, начинает потеть, и это выводит из него плохую кровь. Они очищаются.

«Джа!!!»

Вот что они говорят, когда бросают свою медицину.

Когда сила медицины попадает в человека, можно увидеть, как она сбивает человека66. Ох!!, это здорово! Ну, это способ, которым мидэ посвящают человека. После такой инициации, он становится шаманом и членом данной группы шаманов. Он - мидэ, член Общества Великой Медицины, он принадлежит к Мидэвивин, Обществу Великой Медицины.

Посвящение - это получение высшей ступени, высшей ступени индейской религии. Посвящение - ма-мо маш-ка-вэ-зи67, это значит - «он получил силу». Ма-мо значит «все вместе», маш-ка-ва-ди-зиз - сильный, здоровый и тому подобное. И он - главный, он ма-мо маш-ка-ва - «шаман-с-сильной-доброй-волей».

Каждый раз, когда возникнет какая-нибудь проблема, его будут использовать как шамана. Если кто-то болен, больного будут приносить к нему. Больных приносят к шаману, и шаманы вылечивают их. Шаманы используют слова.

В дестве я не мог пользоваться своей рукой. Она была парализована, но сейчас я могу пользоваться ей. В детстве говорят, я все ронял из левой руки. Моя мать говорила: «У него удар». Но она не могла сказать ничего, что помогло бы вылечить руку68. У нее не было лекарства для этого. И меня отвезли к индейскому шаману. Родные знали, что это поможет, но он сказал: «Он может поправиться, но все зависит от того, как он будет жить».

Мы называем эту болезнь по ее природной причине - ви-а-о ка-пи-таш-кан ви-у - «он не верит». Он не верит ни во что! Би-таш-ка-го, би-та-го-шкан означает попасть во что-то, он попал в неприятности, по своей воле. Это болезнь, в которую вы попадаете.

Во времена старого Джона Смита все индейцы понимали Мидэвивин. Но, постепенно, практикующих его становилось все меньше и меньше. Когда люди стали отходить от индейской веры, я был молодым человеком. Были места, где я останавливался и видел индейский путь, когда я был молод. Да, я видел путь индейской веры. Я столкнулся с индейским путем, когда мне было шесть или семь лет.

Мои родители говорили: «Будь осторожен, когда находишься среди людей».

Я сказал: «Почему?»

«У индейцев есть вера. У них есть своя вера, и они уважают чужую веру. У них есть специальные знаки, которые они используют в речи».

«Что, что ты имеешь в виду, мама?»

«Ну, индейцы проводят богослужения. Они проводят медитацию, когда ты получаешь более высокую ступень. Когда ты практикуешь, когда ты практикуешь, с возрастом ты получаешь более высокую ступень. Ты узнаешь это. И потом твоя сила, твоя сила воли начнет действовать. Ты узнаешь. Ты должен быть очень осторожен».

Вот так они относились друг к другу. И в мое время индейцы уважали друг друга.

Я был довольно мал, когда в первый раз принял в этом участие.... Мне было лет восемь-девять. Я ходил на собрания Мидэвивин. Я ходил на них в Тауэре, в Миннесоте. Мне было девять или десять лет, и я жил на севере. Я ходил в школу в Тауэре. Там была большая правительственная школа, и компания мальчишек и девчонок ходила смотреть на танец шаманов.

Там у нас было много канадских индейцев, которых мы называли «оджибве»69. Некоторые из них были из Канады, другие жили близко к канадской границе.

Общество Великой Медицины проводило там собрания. Шаманы Мидэ собирались там на собрание каждой весной. Они проводили праздник переосвящения, чтобы помочь больным, помочь нуждающимся, помочь решить проблемы людей. Там я впервые увидел Великую Медицину. Все школьники и учителя ходили смотреть на них.

Мидэ не возражали, старики не возражали. Они ничего не имели против нашего присутсвия. Они не обращали внимания на детей, потому что знали, что мы учимся в школе. Они знали, что у нас тут правительственная школа.

Было довольно интересно наболюдать за их действиями.

Понять служения Мидэвивин на английском невозможно, но можно было сидеть рядом с кругом и слушать по-индейски70. Они знали, что ребенку должно было исполниться семь лет перед тем, как его можно впустить в Мидэвивин и позволить ему слушать шамана Мидэ. Ребенок может понять, что к чему только по достижении семи лет71. Он может понять это по-индейски.

Мидэвивин - великая вещь. Мидэвивин - это дух, который не может быть видим. Это дух. Этот ваш Великий Дух принадлежит вам и принадлежит всем72. Мидэ не идут против никакой религии73.

На собрании был один индеец, который вел его, и он говорил. У мидэ есть что-то вроде особого слэнга, который они понимают. Индеец, который вел собрание, принадлежал к высокой ступени. Он занимался Великой медициной многие годы.

У него была медицинская шкура. Как я помню, она выглядела как шкура норки. Мидэ медитировали. Можно сказать, что это было почти то же самое, что крещение74. «Ре-медитация», переосвящение - так они называют это служение весной. У всех есть неприятности: проблемы, болезни, да все что угодно. Вот зачем они переосвящяют друг друга.

Главный мидэ танцевал вокруг со шкурой и «бросал» 75 эту шкуру на определенное расстояние. Он указывал шкурой на человека, над которым медитируют, и, говоря дословно, в соотвествии с индейской верой, «стрелял» в него. Но ничего не было, никакого шума. Мне казалось, что он дует в то же самое время. Но у него ничего не было во рту.

Мидэ продолжали танцевать в круге. Остальные мидэ не бросали свои шкуры, только главный мидэ бросал. В последний раз мидэ прошли по кругу барабаня в барабан, так же как на паувау. Они били в барабан.

О, это было красивое зрелище! Я удивлялся глядя на их собрание. И думал про себя: «Так вот какие у них ритуалы, так вот какая вера у индейцев. Вот почему76 они уважают друг друга, и вот почему они так внимательны друг с другом, так осторожны к тому, что они говорят».

Вот как я понял это. Вот почему они не хотели, чтобы мы подходили слишком близко. Вот почему они не хотели, чтобы мы подходили близко к их кругу, сделанному из шестов, связанных вместе77. Они говорили нам: «Держитесь в стороне. Вы можете подойти только до сих пор. Не подходите слишком близко». Только те, кто присоединились к Мидэ78 могли пойти и танцевать там. Мы верили в другую религию, и они знали это. Наверное мы были католики, или методисты, или еще кто-нибудь. Они не хотели чтобы такие дети подходили слишком близко. Но они разрешали нам смотреть.

Но среди нас всегда были ребята, которые проходили внутрь. Они не знали, что это такое. Они думали, что это паувау, и они тоже могут танцевать. Мидэ говорили им: «Это особый ритуал. Это особый ритуал».

И пока они танцевали, в стороне горел большой костер; все женшины, большинство женщин, находились там, а три или четыре женщины готовили еду. Мужчины там тоже были, и у них были большие блюда с ручками. Когда приходило время пира, у индейцев были большие блюда, большие кастрюли, большие старомодные блюда с двумя ручками, полные печенья, кленового сахара и дикого риса. У них было тушеное мясо с сушеной голубикой и другими вещами. Мясо, дикий рис, они добавляли все в это блюдо. Там был дикий рис, кленовый сахар, все виды ягод, вареных сушеных ягод.

О, как это заманчиво выглядело!

Мы были голодны!

О, это был большой праздник!

Я просто ждал этого, я собирался поесть немного, когда выяснил, что все это только для посетителей79, приехавших в эти места. У нас было много еды в школе, и моя сестра сказала мне: «Нет, это для тех людей, которые приехали сюда издалека. Не ешь».

В те дни индейцы верили в блюда, приготовленные из собак. Для них это было большим угощением. И я видел это. Эх, было здорово, когда они готовили собак. Я тоже собирался попробовать собаку, но моя сестра остановила меня. Она сказала: «Это предложение шаманов. Ты католик». Она сказала, что я уже был крещен. Но я знал, что я не был крещен священником.

Индейцы никогда не доверяли собакам, а в то время было много собак. А-ни-мош, «собака», - это не очень хорошее слово. Они слишком близко, слишком близко к земле. Да. Индейцы ели их. Обычно индейцы ели их. Ты не обязан был есть собак в те дни80, но индейцы делали это как дар своему Духу. Вот что делали верующие в индейкую религию. Они делали собачий суп с диким рисом, и подавали с ним кленовый сахар.

Я чуть было тоже не поел, но моя сестра отозвала меня в сторону. Я собирался присоединиться к трапезе. Я хотел есть. Я собирался сесть и поесть, когда моя сестра Мэри Баффало отозвала меня в сторону: «Не ешь здесь. Ты уже обедал. Ты не принадлежишь к этой вере».

«Какая разница?»

«Ты католик. Ты католик!»

«Но я хочу вернуться к этой религии».

«Нет, ты не можешь этого сделать прямо сейчас. Тебя следует преосвятить».

Они не дали мне есть пищу, которую используют мидэ, потому что у меня была сестра и у меня были родственники, которые были католиками. Они сказали: «Ты смешанный».

Поэтому я остановился. Мы не стали есть, но когда мы в те выходные пришли туда, было уже далеко за полдень, и я был голоден. И я стоял и смотрел, как они едят.

После пира мидэ снова вошли в круг и делали почти все тоже самое. Нескольких людей переосвятили. Те, кого повторно освятили, сидели с обеих сторон круга.

На озере Вермиллион собралась большая толпа индейцев. Я не могу сказать сколько их было, но было много зрителей, вроде нас, и было много индейцев. Я спросил, откуда пришли все эти индейцы. «Некоторые из них живут здесь, а некоторые приехали из окрестностей или издалека. Это особое собрание».

Я не знаю сколько человек принимало участие в танце. Могу сказать лишь, что возможно 30 или 40. Они просто танцевали по кругу, выстроившись в один ряд, друг за другом. Там были главный мидэ, проводящий церемонию, духовный лидер и барабанщик. Если барабанщик хорошо знал свое дело, он знал как руководить81 главным мидэ при помощи сигналов, при помощи песен.

Женщины тоже танцевали, но они тоже держали детей подальше от места. Все дети сидели и играли за кругом, достаточно далеко от него.

Вот так делали индейцы. Это индейский обряд. Я хорошо помню его. Это прекрасная картина. Я видел это. Я думаю, я достаточно хорошо понял то, что видел.

Эта церемония проводилась в 1909, или 1910, или 1911 году. Да. Она проходила в Тауэре в Миннесоте. Да. Там они используют Великую Медицину. Они проводили медитацию и переосвящение людей. Мы все стояли вокруг и смотрели на это. Но мы не подходили слишком близко, потому что старый вождь сказал: «Встаньте чуть-чуть в стороне». Эта штука82 пролетает возможно около шести или семи футов. Все зависит от того, сколько силы они вкладывают в нее.

Кроме того, что я видел, мы приезжали и в Ингер83, я не помню, чтобы я видел как бросают силу где-либо еще. Хотя, раньше, я думаю я видел один раз, в 1912. Я не видел, чтобы эту практику использовали слишком часто, потому что нынче люди не часто могут это.

Но мидэ проводят шаманские церемонии всегда, когда кто-либо в этом нуждается. Я думаю, что та церемония, которую мы видели в Ингере84 проводится более часто. Моя тетя, сестра моего отца, посещала одно из этих мест85. Она вынуждена была возвращаться три раза, прежде чем она стала готова к использованию Великой Медицины. Она стала католичкой. Когда она вернулась к Великой Медицине, мидэ пришлось провести специальную службу, специальное собрание для этого. Ее нужно было переосвятить для этого.

Я думаю у этого главного мидэ очень сильный ум. Из-за того что моя тетя ходила в церковь, и возможно была крещена, он чувствовал, что не хочет нарушать чей бы то ни было ум. Он чувствовал, что эта женщина, моя тетя, была крещена, и прежде чем он начал воздействовать86 на нее, он хотел убедится, что она твердо этого хочет. Он хотел убедится, что она поменяла веру на благо.

Высший мидэ может почти читать твои мысли. Они почти знают, о чем ты думаешь. Человек может прийти к Мидэ, отойдя от другой церкви. Он может менять одну религию на другую.

Но я думаю такие прыжки из одной церкви в другую могут быть признаком слабости в чем-либо, и эта слабость может оказывать влияние. Трудно убедить высших, что ты поменял веру. Когда тебя крестили, ты обещал оставаться в этой вере87. Чем больше ты остаешься с одной верой, тем большую силу ты получаешь. С тех пор Духовное всегда будет с тобой. Это все одно и то же88, говоря по правде. Один и тот же принцип действует с ином мире. Высший мидэ89 указывает на это. Там, в деревне Райса90 индейцы применяют пейот. Они пьют его. И иногда, я верю, что мидэ чувствуют, что это может быть допингом. Эти индейцы выходят за границы истины жизни, они заходят слишком далеко.

Индейцы в деревне Райса попали под влияние чужаков, пришедших в наши края. Знаешь, индейцы говорят, что будут появляться различные религии: «Придут разные религиозные люди, многие из которых будут исследовать Бога, искать Бога, искать будущее. И будет много людей, навязывающих свою веру и говорящих, во что ты должен верить».

«Но оставайся с одной религией и поступай правильно. Это все, что ты должен делать - поступать правильно по отношению к другим. Если ты скачешь от одной веры к другой, даже если ты и веришь в Великого, ты начинаешь верить во все, и это разрушает тебя. Во что ты собираешься верить? Ты путаешься, и это нарушает твой ум. Но искать и найти, где находится лучшее - хорошо».

Ты можешь изменить веру и прийти к Великой Медицине, но обычно мидэ не любят причинять вред, или отвлекать внимание людей от их веры.

Видишь ли, вот в чем проблема: люди легко поддаются влиянию чужаков, нарушающих желание людей делать то, что они хотят. Индейцы всегда говорят, что они не хотят, чтобы ими управляли. Они хотят делать то, что правильно, и если они делают то, что правильно, я думаю, они чувствуют, что получат от этого результат. Они получают результат, если они поступают правильно, они получают результат на земле, в будущем и в прошлом. В этих хороших словах истина.

Возможно нам следует ясно понять. Мы все проходим через жизнь. Жизнь идет, нет пути, чтобы выйти из нее. Истина Великого - это та вещь, которой ты не можешь сказать «нет».

Большинство молодежи, нынешнее молодое поколение, мало чему было обучено, и их не волнует индейская медицина. Но большинство мидэвэ, тех, что верят в индейский путь жизни, до сих пор верит в индейскую медицину и в индейский духовный путь. «Я здесь живу, и я принял эту религию, когда начал жить. Возможно мне следует оставаться с ней». Вот что думает большинство из них.

Я думаю это правильно.

В наших местах не все индейцы верят в Мидэвивин. Некоторые из них католики. Католические священники приходят и говорят им, что там тоже есть Бог. Так что, где бы ты не увидел людей, всегда кто-нибудь приходит и говорит им что-нибудь другое о религии.

Вот где начинается ваша религия. Белый человек приходит, пытается цивилизовать нас, используя средства «религии». Но у индейцев уже есть своя религия и это - медицина. Шаманы использовали эту силу и показали, что эта сила действует. Вся медицина показала и доказала себя. Индейцы изучали свои собственные способы целительства, и многие из них добились в этом результатов, которые даказали их действенность. Индейцы уверены в этом, уверены в этом. Они уверены в медицине, все индейцы уверены в медицине. У них есть великая медицина - это Великая Медицина.

Ты не можешь прийти на службу, на службу Мидэ, просто врываясь на нее, смеясь и говоря то, что тебе нравится, потому что ты не знаешь, как чувствует себя шаман. Он настолько уверен в Великом Духе, что он чувствует себя Им91.

У наших индейцев многие годы существовал Мидэвивин, это все что у них было. Это была их вера. Чтобы прояснить это и многое другое, позволь мне сказать тебе кое-что. Сегодня я читал хорошую книгу92, и я заметил, что некоторые вещи о Мидэвивин уже записаны, вот почему я сказал тебе, что я видел церемонию.

Мидэвивин - это великая Медицина. Мидэвэ - это человек. Мидэвэ - это человек. Мидэвивин - это группа, занимающаяся Великой Медициной. Мидэ-вэ-вин - это группа мидэвэ. Мидэвивин. Индейцы всегда называют ее так.

Ми-дэ-ви-вин и хорошее и плохое, но мадж-и-ми-дэ-винс - это плохое. Ни-миш-кан93 - это действительно плохое, самое плохое слово, которое можно сказать. Шаман бросит в тебя всю силу94, как если бы ты был так же низок, как собака95. Он бросит в тебя все, что может. Он соберет все свои пальцы и выбросит их по направлению к тебе, все разом. И когда он это сделает, ты это почувствуешь. Вот сколько у них силы. Они используют собак, потому что они низки. Вот почему они используют их. Да, это ни-ниш-кам, это наихудьший знак у индейцев. Это наихудьшее что у нас есть.

Индейцы не используют слов с этим знаком, но они могут подумать все, что им угодно. Они могут подумать, что ты дьявол, или что ты возвращаешься в дьяволу, или что ты слишком плох и плывешь, не ища помощи96. Ты не хорош. Но они не говорят этого. Нет! Когда они делают это, работает их ум. Они повторяют слова в уме, вроде молитвы. Они не скажут, зачем они делают это. Они могут назвать тебя в уме мошенником. Они могут сказать, что ты долго не протянешь. Они ударят тебя всей силой97. Всей, какая у них есть. Это будет твое последнее причастие, потому что тебе конец98. Они делают это.

Я слышал, как мидэ спорили об этом движении руки - о движении руки! Хуже всего в этом старые женщины. Да, они становятся «йай-ай-ой ой!!» Знаешь? «Ты не достоин этого». Уай ай - это «ты не стоишь того, чтобы с тобой говорить». «Уой!!» Это значит, что они действительно в бешенстве. И тебе лучше убираться, когда они это делают.

У Мидэвивин есть записи на березовой коре, но мы об этом не расказываем - никому!!

Я слышал как мидэ говорили, что нельзя говорить о них никому. Так должно быть. Мы хотим, чтобы это было так.

Чтобы понять эти надписи, ты дожен посещать те собрания, где они их изготавливают. Многие вещи отзываются плохо на многих людях! Многих нет здесь, потому что они не уважали ограждение. Они не уважали ограждение этих записей99. Индейцы говорят, что это знак «стоп». Не переходи его, никогда! Я верю в это.

Я спрашивал своего свояка об этом. Я сказал: «Как на счет березовой коры? Когда ты писал на ней, ты мог потом прочитать эти надписи?»

«Я мог читать их, когда я занимался этим, но я уже очень давно этим не занимался. Когда индейцы перемешались с белыми и их священниками, я просто оставил это. Трудно вернуться, взять и вернуться обратно. В этих надписях много значения»100.

Да, я думаю, он был типичным101 индейцем. Он не слишком хорошо говорил по-английски. Он мог, если хотел, поговорить с кем-нибудь, но он говорил на ломаном английском. И он был отличным парнем. Он интересовался102. Он знает эти старые индейские пути. Он сейчас дома, в Грэнд Рэпидс. О, они его там любят. Он живет там в старом доме. Его забрали туда жить. Какие-то девушки забрали его жить к себе в прошлом году. Кто-то рассказывал мне, что они увидели его фотографию в газете и забрали его. О, он отличный старик. Он джентельмен. Он - настоящий индеец из Милл Лакс. О, все любят старого Джима. У меня был хороший свояк. Да. Он был хорошим добытчиком. Охотник!! О! Этот парень умел охотиться на оленей! Стоило только найти следы оленя, и можно было считать, что олень уже убит. Он кружил и кружил вокруг. А когда олень, судя по следам, начинал идти медленно, Джим останавливался и осматривался. Он смотрел откуда дует ветер и высматривал большую рощу деревьев. Если он решал, что олень возможно прилег в роще, он кружил вокруг нее и прокрадывался туда. Обычно он видел как олень вскакивал, вставая на ноги. И, о, он быстро стрелял.

Но он был чи-ми-дэ-ви!

А чи-ми-дэ-ви, тот кто посещает собрания Мидэвивин, - он велик. Это высокая ступень103 и это тот, кто занимается ми-дэ-ви. Это высокое положение. Иногда он созывает людей на церемонию.

Джим ничего бы не сказал о надписях на березовой коре. Мы не говорим об этих березовых свитках, никому! И в любом случае, читать эти индейские письмена довольно трудно. Я бы смог с этим справится. Я бы смог. Вы, ребята104, могли бы увидеть много вещей и понять их лучше. Я мог бы перевести их. Но мне надо достать эту кору с надписями. Надписи на коре, на деревянных куклах, на обрезках коры105. На всей этой коре есть лицевая сторона и наросты, и на них можно писать. Есть знак в письме, на коре, в индейском письме, который означает дьявола. Смотри в оба, когда этот тип рядом, дьявол. Если ты неосторожен, ты будешь пойман этим106. А если ты пойман этим, ты будешь страдать107.

Великая Медицина - это часть нашей религии. Индеец понимает природу и верит в природу на земле. Индейцы изучают природу и используют то, что изучили. А когда они это используют, они понимают природу еще лучше. Птицы даны нам, чтобы очищать землю от насекомых. Они очищают определенные части земли - насекомых, растительность, жуков, червей и все такое. А больше животные даны нам, чтобы питаться ими. Природа - вот на что смотрит индеец!

Мы изучаем те же вещи, что и белый человек. Мы видим, что где-то существует Дух, и мы желаем найти его в нашей жизни. И этот дух, которого мы пытаемся найти, однажы встретит нас снова, когда наша жизнь на земле будет окончена.

Теперь ты знаешь об этом от человека, который находится рядом с тобой108. Это слово Бога. Он дал тебе вещи, которыми ты можешь пользоваться, и если ты пользуешься ими правильно, ты будешь счастлив.

Многие годы назад многие люди из Болл Клаба женились и выходили замуж за людей из Ингера. Но в наши дни, поколения, идущие за нами, больше не женятся там так часто. Многие годы назад, все следовали гармонии. Да, все в те времена верили в одну религию. Это единственное, что у них было. Люди из Болл Клаб сидели вместе с людьми из Ингера. Это все что у них было в жизни. Сейчас некоторые используют индейскую медицину, но многие нет. Они болтаются вокруг. Употребляют марихуану. Им не нравится индейкая одежда. Они думают, у них свой собственный путь. Но они по прежнему много спрашивают меня о Великой Медицине.

Я говорил с ними: «Вы разве больше не следуете Великой Медицине?»

«Нет. Черт, это слишком большая ответственность».

Поэтому я не беспокою их.

Они хотят чтобы их оставили в покое.


КОММЕНТАРИИ

 

1 Это нормально, и «в соответствии с Библией» - это вариант крещения, но в соответствии и индейским верованием, дед не был на самом деле полномочен крестить человека в полной мере, потому что не был священником, или человеком силы.

2 Индейцы понимают слово «медицина» более широко. Медицина - это сила, или предмет, содержащий силу, который использует шаман, независимо от ее назначения. Медицину могут использовать для лечения, в качестве оберегов или талисманов, или для наведения порчи и черной магии. Медицина - это одновременно и лекарство, и лекарственное растение, и сила, и предмет, и дух, который используют шаманы в своей практике. Великая Медицина - это синоним общества Мидэвивин, которое также называется Общество Великой Медицины. [прим. переводчика]

3 Старые люди имеют привилегию говорить о вещах, о которых не могут или не должны говорить молодые. Это относится и к вещам, связанным с индейскими верованиями.

4 Важное разделение существует между вещами, которые тебе рассказали, и вещами, о которых ты узнал, принимая в них участие. Психологически это две разные реальности. Если ты делаешь что-либо на основе того, что тебе было рассказано о Мидэвивин, это может быть опасно. В следующих предложениях Пол Баффало говорит, что он на самом деле «знает» что происходило, и поэтому может передать это знание, т.е. он обладает знанием на основе своего участия, а не на основе рассказов. Эта разница похожа на разницу между свидетельством о событиях, сделанным на основе того, что ты слышал о событиях, и событиях, которым ты был свидетелем лично.

5 Пол Баффало специально медитировал об информации о Мидэвивин, чтобы ее можно было включить в эту книгу.

6 Пол Баффало считал объяснение и перевод индейских обычаев и пути неиндейцам «переводом» информации для них.

7 Он знает об этих вещах из собственного опыта, а не с чужих слов, и факт того, что он хочет рассказать об этом, говорит, что он знает об этих вещах. Он подразумевал не то, что он знает об этом «все», а что все, что он знает, он знает из личного опыта.

8 Даже несмотря на то, что Пол Баффало может и хочет рассказать о Мидэвивин, есть несколько вещей, которые он не будет обсуждать. Он просто напоминает об этом. К примеру, Пол Баффало и другие люди не будут говорить о свитках Мидэвивин из березовой коры, принадлежащих не им, или о настоящих названиях ступеней Мидэ, или о могущественной медицине самого могущественного мидэ, или о священной раковине Мегис (Ми-гисс).

9 Если ты знаешь что-нибудь о Мидэвивин, но ты не был обучен использовать это знание, тогда «ты знаешь слишком много». Если ты рассказываешь о том, что знаешь, но не можешь использовать - это нарушение. И это опасно!

10 Он не хочет давать ни услышанную информацию, ни информацию об использовании силы от кого-то, кто не ИСПОЛЬЗУЕТ эту веру, ни давать информацию КОМУ-ЛИБО, кто не собирается ее использовать, или использовать правильно. Он хочет передать знания, использующиеся им на практике, кому-либо, кто хочет использовать их на практике, а не просто интересующемуся ими из любопытства.

11 Члены Мидэвивин обучены не торопиться в действиях.

12 Пол Баффало утверждал, что большинство из того, что он расскажет - тайна, особенно охраняемая от белых, но рассказывать это или нет для записи в книге - это его личное дело. Он также утверждал, что он расскажет не все, что знает. Он также утверждал, что он будет рассказывать в том темпе, в каком захочет, т.е. медленно. На самом деле, он записывал части этой главы, потом ждал долгое время (иногда больше года), чтобы посмотреть что призойдет, а затем продолжал записывать информацию дальше. Он действовал таким образом с 1867 по 1977 год, проверяя свое решение рассказать об этих вещах. В своем введении он также утверждает, что некоторые люди были против его решения рассказать белому об этих вещах. Он также замечает, что знает, о чем говорит - в противовес тем, кто рассказывает о вещах, включая Мидэвивин, имея незначительное или полученное не из первых рук представление о предмете. Его желание рассказать об этой теме и записать рассказ происходило из сна, который видела его мать о том, что кто-то придет и запишет рассказ об этом, и ее рекомендации Полу Баффало рассказать обо всех индейских верованиях, когда этот человек придет. И когда он увидел Хоффмана, он решил рассказать о Мидэвивин.

13 Если кто-нибудь приходит к шаману с проблемой, шаман проходит через ритуал и целительскую церемонию, которая включает в себя, в том числе, медитацию, или молитву над медициной, которую он или она будет использовать, чтобы решить проблему пациента. Медитация - главная часть «всего необходимого при приготовлении медицины....» При медитации над медициной шаман наполняет ее силой, чтобы ее можно было использовать в лечении болезни.

14 Член Мидэвивин - это человек, прошедший посвящение определенной ступени. Член Мидэвивин более менее соответсвует священнику, но в Мидэвивин несколько уровней - ступеней посвящения.

15 Мидэ - это человек, который верит в Великую Медицину. Мидэвивин - это организация тех, кто верит в Великую Медицину.

16 Ингер в Миннесоте - традиционная индейская община, находящаяся к северу от слияния рек Лич и Миссиссипи.

17 Фрэнсис Дэнсмор в «Обычаях чиппева», 1929, стр. 87, замечает, что «высшей концепцией Мидэвивин было божество, называемое Мидэ манидо («дух Великой Медицины»)», и что ни один из людей, с которыми она работала, не использовал более обычный термин Гитчи манидо («великий дух»), или термин Гижэ манидо («добрый дух»). Она продолжает: «Подчиненными ему являлись четыре манидо, по одному на каждую из сторон света, и множество меньших манидо, которые принимали формы животных. Манидо в форме медведя и животных, живущих в воде, были наиболее тесно связаны с Мидэвивин».

18 Ма-мо маш-ка-ви-зи (оджиб.) - самый сильный

19 Дожить да старости есть верный знак того, что вы жили праведной жизнью. Фрэнсис Дэнсмор в «Обычаях чиппева», 1929, стр. 86-87, цитирует Гагэ-вина, члена Мидэвивин: «Мидэвивин ничто не почитает более, чем сохранение знания об использовании растений для продления жизни. Основная идея Мидэвивин заключается в том, что жизнь продлевается через ведение праведного образа жизни и через использование растений, которые предусмотрены для этой цели Мидэ манидо [«духом Великой Медицины»]». Она продолжает: «этика Мидэвивин проста, но сильна. Они учат, что нравственность поведения приводит к продлению жизни, а зло неизбежно сказывается на совершившем его. Членство в Мидэвивин не освобождает человека от последствий его грехов. Особо подчеркивается уважение к Мидэвивин и уважение мужчин к женщинам.... Ложь, воровство и употребление алкоголя строго запрещены.... Мужчины обучены быть умеренными в речи, спокойными в поведении и неторопливыми в действии».

20 Наиболее обычно, что мидэ также собираются и осенью.

21 В большой патрилинейной семейной группе. [Оджибве жили семейными группами, или большими семьями, все члены которых, в основном, были родственниками по мужской линии. - прим. переводчика]

22 «Последнее» в смысле высшее, или самое высшее, а не обязательно «последнее» в смысле старокатолического обряда, поводимого перед смерью - соборования, называемого современной католической церковью «причащением немощных».

23 Живущих и практикующих в районе, где проживает Пол Баффало.

24 Они отделялись по мере того как расходились люди.

25 Здесь вероятно Пол Баффало имеет в виду разговоры мидэ о силе духа священного Мегиса, который обычно не является темой для разговора, и обычно обсуждение его считается табу.

26 чи-мидэви (оджиб.) - он великий мидэ. [прим. переводчика]

27 Ее используют как последнее и высшее средство.

28 Вообще говоря, каждый знает, или должен знать могущественных людей, которые достаточно сильны, чтобы хранить он-на-ман.

29 Существует от четырех до восьми ступеней посвящения, число зависит от местных обычаев. Наиболее часто их четыре или восемь.

30 Тем больше знаний о Великом Обществе Мидэ ты получаешь.

31 Пол Баффало вероятно знает большинство, если не все названия ступеней Мидэвивин. В данном случае он просто не говорит их, открыто упоминая, что это «тайна». Также, как сказано дальше, названия ступеней различаются в разных регионах.

32 Мидэ измельчают их (размалывают), а потом смешивают вместе, обычно в маленьком кожаном мешочке, но медицину можно положить во что угодно, ну, почти во что угодно.

33 Сила сама по себе нейтральна. Человек может использовать ее и в благих целях и в не благих. В любом случае, если медицина хранится «правильно», что бы вы не попросили - сбудется.

34 Разновидность агата, называемая «пэйнт рок» - «раскрашенный камень».

35 Индейский «табак» сделанный из красной ивы.

36 Курительный табак из магазина. Обычно «трубочный табак» смешивают с кинникинником, чтобы разбавить его и ослабить его силу.

37 Вроде поста и принесения себя в жертву.

38 Это охранники или дозорные, стоящие вокруг места, где проходит церемония. С первого взгляда кажется, что они охраняют проведение церемонии и не допускают вторжения самозванных гостей. Однако на самом деле, они обеспечивают, чтобы никто случайно не пострадал от того, что происходит на церемонии, случайно оказавшись на ней. Другими словами, они помогают защищать посторонних, а не защищать от посторонних.

39 Другие общества, например вроде Рыцарей Колумба, Масонов, Общества Святого Имени....

40 Некоторая нерешительность в том, чтобы сказать, что собрания проводятся до сих пор. На самом деле, Пол Баффало был на церемонии Великой Медицины всего за несколько дней до этой записи, в июле 1966 года. Сказать, что церемонии проходили «четыре - пять лет назад» приемлимо для намека на то, что они происходят до сих пор. Церемония, проводившаяся в июле 1966 года, также не была предметом обсуждения пока не прошло пять лет с момента ее проведения. Вскоре после нее человек, котрого вылечили на ней, сказал Полу Баффало и Тиму Руфсу: «Они больше не проводятся. Последняя церемония проводилась около ... лет назад, не так ли?»

41 Записано в июле 1966 года.

42 Это способ Пола Баффало сказать о том, что они проводятся до сих пор не говоря открыто, что они проводятся до сих пор. На самом деле они проводятся до сих пор.

43 «Огороженная церковь» - это особая посторойка, известная как мидэвиган. Она похожа на длинный узкий барак, сделанный из молодых деревьев и веток с самой высокой точкой крыши в шесть футов. Он обычно около пятнадцати футов в ширину и от 80 до 200 футов в длину. Поскольку в мифологии Мидэ востоку приписывается особое значение, члены входят в постройку с этой стороны. Если нет угрозы дождя и ненастья, посторойку не покрывают крышей.

44 Ова, или ва (оджиб.) - возглас одобрения. [прим. переводчика]

45 Баня, или вигвам потения, построенный рядом с мидэвиганом в Уайт Эрс в Миннесоте, был описан У.Дж. Хоффманом в 1891 году:
»Приблизительно в сотне ярдов к востоку от главного входа сооружают вигивам, или баню, которая используется кандидатами на посвящение и для того, чтобы принять паровую баню и для того, чтобы получить последние инструкции от своего наставника».
»Этот вигивам - сооружение куполообразной формы размером около 10 футов в диаметре и 6 футов в высоту в центре, с дырой в крыше, которая может быть легко закрыта куском коры. Рама постройки состоит из тонких стволов, воткнутых в землю, причем вершины их согнуты и связаны друг с другом. Другие тонкие стволы привязаны горизонтально к стоящим шестам, образуя кольца, сужающиеся в размере в направлении к вершине. Они закреплены на месте полосами липовой коры. Вся рама затем покрывается кусками березовой коры, часто используют и сосновую кору, оставляя узкое отверстие в стороне, повернутой к мидэвигану, которое может быть закрыто подходящим по размеру листом коры или одеялами».
»Пространство между мидэвиганом и баней должно быть свободно от других полаток, которые могут поставить некоторые из многочисленных посетителей церемоний».

46 О шкурах животных см. ниже.

47 На церемонии в Ингере старый шаман сидел в самом конце помещения напротив двери, но немного в стороне.

48 Внутри барабана находится освященная медицина.

49 Они получают ответное послание от животного-посланника, они также получают ответ на свой вопрос [молитву] в виде видения того, что должно произойти по их просьбе.

50 Раковина сама по себе маленькая, но эффект от ее использования большой.

51 Вера в то, что дух в действительности находится в них самих.

52 Забыл учесть или узнать что-то.

53 «Верующие» - это люди, которые верят в индейский путь, но не являются обязательно членами Мидэвивин. В определеном контексте термин «верующие» может включать и мидэ.

54 Они используют барабаны, чтобы медитировать над своими шкурами (освятить свои шкуры).

55 Некоторые индейцы верят в христианского бога и ходят в церковь, а некоторые верят и в христианского бога и в индейскую религию, но не состоят в Мидэвивин.

56 Лечение было успешно, а это доказывает, что человек верил в него и хотел это слышать.

57 Медаль вроде тех, что носят католические священники, вроде медали св. Кристофера. Для Пола Баффало самое главное свойство медали не изображение на ней, а то, что однажды она была неотъемлемой частью земли, будучи рудой.

58 То, что ты пытаешься сделать другим, вернется к тебе и причинит тебе вред.

59 Однажды ее вернут, потому что люди, которые знают как действует шкура, знают, что она приносит пользу только полноправному владельцу, а другим людям, которые попытаются использовать ее, будет сопуствтовать несчастье, и они захотят избавиться от нее.

60 У него есть большая медаль с изображением головы индейца.

61 Он не использует ее в церемониях и других ритуалах. Он не верит в это и хранит ее как оберег. Это не есть нечто необычное. К тому же для человека, который не знает как ее правильно использовать, использовать ее опасно.

62 Неофита, вступающего в Мидэвивин.

63 Они бросают силу, желания... в человека. Нет никакого материального предмета (шкуры, растения....) который бросают на церемонии посвящения Мидэвивин. Это церемониальное «бросание» духовной медицины. Физически они не брасают саму медицину.

64 Демонстрирует бросок пятью пальцами.

65 «Побочный удар» означает оказаться под воздействием джибек, - это что-то вроде сглаза, злых чар.

66 Человек отталкивается, отбрасывается ударом силы.

67 Ма-мо маш-ка-вэ-зи (оджиб.) - самый сильный [прим. переводчика]

68 Хотя мать Пола Баффало была сильной женщиной-шаманом, она не могла сделать/сказать ничего, чтобы вылечить болезнь. Обычно индейские шаманы не могут эффективно лечить своих кровных родственников.

69 Народ анишинабэ, к которому принадлежал Пол Баффало, в США называют чиппева, а в Канаде - оджибве. [прим. переводчика]

70 Хотя у мидэ есть специальный язык для церемоний.

71 Это утверждение о «достижении семи лет» вероятно происходит из позднейшего католического учения, что человек начинает разумно понимать окружающее в семь лет.

72 Дух каждого существа - часть общего духа жизни. Все живые существа взаимосвязаны.

73 Мидэ практиковали свою собственную религию, и она не шла против никакой другой религии, индейской или белой.

74 Это скорее похоже на христианскую практику конфирмации, чем на крещение.

75 Как указывалось раньше, это духовный бросок, духовный бросок силы, находящейся в шкуре, а не бросок самой шкуры.

76 Они уважают друг друга, потому что знают, что другие тоже имеют силу. Они были осторожны в словах, чтобы избежать раздражения кого-либо, кто мог использовать джибик. (Джибик более менее может быть понят как «черная магия», хотя это скорее бесцветная магия, использующаяся в неочень хороших целях. Джибик может быть использован и в добрых целях, например, чтобы избавиться от человека в общине, который создает неприятности и нарушает порядок).

77 «Огороженная церковь». В надписях Мидэвивин на березовой коре также присутсвует ограда. Человек не должен «переступать ограду» интерпретируя березовые свитки, даже если ты не знаешь, что ты делаешь. Наказанием за это могут быть физический ущерб, или даже смерть.

78 Те, кто принадлежат к Мидэвивин.

79 Посетителей, т.е. людей, пришедших на церемонию.

80 То есть, в те дни было достаточно другой пищи, и ты не обязан был есть собак.

81 Направлять.

82 Брошенная сила.

83 Церемония в Ингере в Миннесоте в июле 1966 года.

84 Церемония в Ингере в Миннесоте в июле 1966 года.

85 Одно из мест, где мидэ проводят медицинскую церемонию.

86 Проводить церемонию переосвящения.

87 Многим не нравятся обращенные в другую веру, если они обратились во взрослом возрасте. Сдержать слово - считается одной из важнейших вещей в жизни. Также, отступление от своего слова признавалось одним из худьших провалов в жизни. Тем не менее, обещать обратиться в другую религию и потом не сделать этого - нарушение священности данного слова, и человек, который поступает таким образом, часто презираем, не столько за смену веры, сколько за невыполнение своего слова.
Пол Баффало рассказывал, как раньше индейцы дразнили белых, говоря друг другу: «Им нужен даже государственный нотариус!» «Белым нужно заверить, сертифицировать и подтвердить все!» Для многих то, что тебе нужен кто-то, чтобы подтвердить, что ты говоришь правду, возможно, было самым сильным оскорблением. Пол Баффало говорил, что сначала индейцам в его краях было вообще трудно понять, что такое нотариус.

88 Т.е. все действуют в принципе одним и тем же образом.

89 Глава Великой Медицины.

90 Старик Райс, индейский шаман, вылечивший Пола Баффало и давший ему свое имя - Га-бэ-би-нэсс, в последствии отошел от традиционной индейской веры и присоединился к последователям культа пейота, пришедшим в Миннесоту. [прим. перводчика]

91 Т.е. он в действительности чувствует себя этим духом.

92 Книга Уолтера Дж. Хоффмана, «Мидэвивин, или Общество Великой Медицины оджибва», 1891. После того, как Пол увидел, что кое-что уже записано о Мидэвивин, он решил, что нет ничего плохого в том, чтобы рассказать здесь о церемониях.

93 Нинишкам (оджиб.) - я в бешенстве, или я в бешенстве от тебя [прим. переводчика]

94 Т.е. всю силу, какую он может собрать, даже если это больше, чем он сам может контролировать. Это как проклятие, злые чары.

95 Собака - самое низшее существо, которым ты можешь обозвать кого-либо. Говорят, что в языке чиппева нет ругательств. Худьшее чем ты можешь обозвать человека - назвать его собакой.

96 «Плыть не ища помощи» считается очень плохой чертой. «Плыть не ища помощи» - сродни продаже своей души дьяволу. Не заботиться о вещах тоже признано очень плохой чертой.

97 Знак пяти пальцев попутно с ударом всей силы, какую они могут собрать.

98 Если они достаточно сильны, ты умрешь от проклятия. Говоря медицинским языком, с точки зрения западной медицины, происходит то, что сила, которую может произвести достаточно сильный человек, производит самоиндуктивный шок в жертве, и жертва умирает от шока, так же как человек может умереть от шока в автокатастрофе.

99 Они зашли за ограждение Мидэвивин, или дословно, во время церемонии Мидэвивин, или фигурально, пытаясь выведать значение записей Мидэвивин на березовой коре. Некоторые из записей Пол Баффало видел утром того же дня, включая изображения схематической ограды на них. Пол Баффало также видел фотографии свитков Мидэвивин, сделанные Пат Хоулихан из музея Хеард в Фениксе, Аризона.

100 Это довольно обычно, вместо того, чтобы подтвердить, опровергнуть или объяснить что-либо, сказать, что это больше не происходит, и это было так давно, что ты не помнишь подробностей.
Если человек хочет избежать разговоров на какую-либо конкретную тему, также очень обычно сделать общее заявление об этой теме, а потом почти мгновенно сменить тему разговора на более нейтральную или принятую. Это и происходит в следующем высказывании.

101 «Типичный индеец» - выражение использующееся с наибольшим уважением. Это означает, что он в очень почитаемом смысле очень «традиционный индеец».

102 Интересовался вещами в очень позитивной манере.

103 Выше в иерархии свяшеннослужителей Мидэвивин.

104 Белые.

105 Маленькие фигурки и узоры, сделанные из березовой коры.

106 Дьявол представляется как «это».

107 Это тоже довольно типично, когда имеешь дело с темой тайной или очень приватной, предупредить вопрошающего, указав как опасна эта тема и насколько следует быть осторожным. В данном случае, наказанием за невнимание к предупреждению и действиям при отсуствии понимания того, что ты делаешь, будет страдание, и, возможно, смерть.

108 Который находится рядом с тобой и много рассказывает тебе об этом.

 

«« назад

наверх

дальше »»