МЕСОАМЕРИКА глазами русских первопроходцев

 

 

 

 

 

 


 


 


 

Loading

 

 

 

 

Современные индейцы > Воины ХХ века: индейцы в армии США >

«Сильные телом, раненые духом…» Индейцы во Вьетнаме

Грегори Макнами; превод Аркадия Абакумова

 

Вьетнам часто называют «войной молодых и бедных». Однако многие не знают, какой вклад в эту войну внесли беднейшие из бедных - индейцы США.

Каждый 12-й из годных к армейской службе белых мужчин служил в Индокитае, - пишет в своей книге профессор Аризонского университета Том Холм. Из мужчин-индейцев во Вьетнаме служил каждый 4-й. Всего прошли Вьетнам 42 тысячи индейцев, и профессор Холм (имеющий предков из чероков и криков) был одним из них. «Как я воевал? Так же, как и все», - говорит Холм. - «Хотелось просто исполнить свой долг. И просто вернуться домой… на своих ногах».

Кроме неуловимого, изворотливого противника, индейским солдатам противостоял еще один враг - расизм. «Я порой вообще не понимал, кого больше бояться», - вспоминал ветеран из племени сенека. - «Мы слышали, как офицер говорил новобранцам: «Ребята, знайте: здесь - форт Апач. А там - дикари». Цинизм, постоянные насмешки, откровенные издевательства начальства, суровые наказания за малейшую провинность, - через это пришлось пройти многим индейцам.

С другой стороны, индейцев считали бойцами более искусными и храбрыми, чем остальные, и поэтому часто бросали на передовую, в самое пекло. «Командир постоянно называл нас «Вождями», очевидно полагая, что мы видим и слышим лучше белых ребят», - вспоминал один ветеран. - «Мне показалось, что для него мы были настоящими двуногими ищейками».

Книга Холма основана на данных исследования, которое он проводил по заданию Комиссии по ветеранам. Он опросил 170 индейцев из 77 племенных групп. Однако, материалы, собранные Холмом, оказались невостребованными. И в итоге индейцы остались за рамками объемистого отчета Комиссии - «Наследие Вьетнама», куда вошли данные по различным социальным и национальным группам.

«Наша рабочая группа представила доклад - и он ушел в пустоту», - говорил Холм. - «Мы так и не поняли, почему. Видно, просто такое было время - рейгановская бюрократия… То ли они не хотели слушать, что мы хотим сказать, то ли это просто никого не интересовало».

Все индейцы, опрошенные Холмом, сходились в одном - они, как это ни парадоксально, просто хотели выжить. Сохранить себя. Одни (и их оказалось большинство - около 70%) искали возможности соблюсти старинную воинскую традицию, ощутить связь со своими корнями. Другим просто хотелось вырваться из резервации. «Представьте себе, - пишет Холм, - «вы молоды (между 18-ю до 25-ю), а заняться просто нечем. Вас даже за людей не считают, вы - на самом дне, и падать дальше некуда».

Но, спешит добавить Холм, они отправились во Вьетнам не затем, чтобы стать «добропорядочными американцами». Как сказал один солдат, «мы заключили договор со Штатами, который обязывает нас оказывать им помощь в случае войны. В отличие от американцев, мы держим свое слово».

Когда воины вернулись домой, они снова обнаружили себя ненужными - ни по отдельности, ни вместе, как группа. До сих пор индейских ветеранов гложет то, что практически никто, кроме их самих, не знает, какой вклад они внесли в эту войну, какую жертву принесли этой стране.

Многие так и не поняли, за что воевали. «Мне часто доводилось слышать, как вьетнамцы называли индейских солдат «братьями». То, что приходилось совершать налеты на мирные деревни, захватывать жителей, сажать за колючую проволоку, сгонять с родных мест… слишком напоминало индейцам их собственную горькую историю». их». - пишет Холм. Один ветеран прямо заявил: «Я сражался не на той стороне…»

Некоторые из ветеранов, разочарованных и ожесточившихся, нашли выход в политической деятельности. Они окунулись в нее с головой, и среди них были Джон Труделл, Картер Кэмп, Билл Минс и другие вожди Движения Американских индейцев (AIM). Уделом же большинства стали жестокая депрессия, алкоголь, наркотики.

Но время лечит, заключает Холм. Просто потому, что индейские ветераны сами быстро становятся старейшинами и могут подчинить свое «я» нуждам своей общины и своей культуры - как делали великие воины прошлого. Однако многие проблемы может решить Комиссия по ветеранам - в частности, проблему с жильем, трудоустройством, медицинским обслуживанием. «Комиссии следовало бы понять, что индейцы умирали в той войне так же, как белые, афроамериканцы или испанос. И помнить об этом».

Опыт участия индейцев США во Вьетнамской войне показывает, «какую страшную дань война продолжает собирать с тех, чью жизнь не смогла забрать». Дань, которую слишком много воинов платят по сей день.

 

«« назад

дальше »»