МЕСОАМЕРИКА глазами русских первопроходцев

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Loading

 

 

 

 

Чинча >

Культура Чинча

В южных долинах, от Каньете до Наски, в 1-й половине II тыс. (около 1100-1440 гг.) существовали две, возможно родственные, культуры - Чинча и Ика. Центром первой из них была Ла-Сентинела, где на площади около 40 га расположены сырцовые пирамиды высотой до 30 м, террасы с подпорными стенами и другие сооружения. Есть и меньшие по размерам поселения, но сколько-нибудь значительных раскопок на них не проводилось. Древности культуры Чинча известны, главным образом, по погребальным памятникам. Они заметно отличаются от материалов существовавшей здесь в предшествующее время культуры Каньете.

Керамический комплекс культуры Чинча разнообразен и во многом сходен с керамикой долин Центральной Косты. Посуда часто орнаментирована в «ковровом» стиле повторяющимися узорами из мелких ромбов и треугольников, связанных между собой. Помимо глиняных сосудов употреблялись и выдолбленные тыквы, украшенные выжженным орнаментом. Найдены глиняные женские статуэтки, форма головы которых демонстрирует искусственную деформацию черепа.

Создатели культуры Чинча хорошо знали обработку металлов - меди, золота и, особенно, серебра. Ведь в долине находились богатые его месторождения. Высоко были развиты навыки ковки, плавки и создания сплавов. Из металлических пластин вырезались изделия нужной формы, которые затем покрывались выдавленными или прорезными узорами.

Из металла делались украшения, например налобные пластины, а также обкладки для деревянных серег, продевавшихся в мочки ушей. Но более всего известны металлические пинцеты разных форм. Найден также фрагмент серебряного кубка с выдавленным изображением человеческого лица и «туми» - ритуальный нож с лезвием полулунной формы.

Известны и текстильные изделия - одежда, накидки, сумки, сделанные из простых хлопковых нитей. Во многих погребениях найдены плетеные коробки с текстильными принадлежностями; деревянными веретенами, глиняными пряслицами и мотками нитей. Встречаются также специфические орудия ткачей - била для уплотнения утка. Интересны находки остатков весов с привешенными к коромыслу сетками или металлическими чашками.

Индейцы чинча упоминаются в письменных источниках, которые сообщают об их приходе в одноименную долину издалека. Связь их бога Чинчакамака с верховным божеством Пачакамака позволяет предполагать, что и сами чинча имели генетическую связь с создателями священного города. Археологические материалы тоже показывают определенное сходство культур Чинча и Лима.

Незадолго до прихода инков чинча заметно усилились. Они вели успешную борьбу со своими соседями. Это подтверждает и археология, поскольку где-то в начале ХV в. материалы культуры Чинча начинают появляться в смежных долинах и даже в горных районах. Известно также, что около 1440 г. чинча успешно отразили первое нападение инков под водительством Инки Пачакути Юпанки.

 

Список литературы