МЕСОАМЕРИКА глазами русских первопроходцев

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Loading

 

 

 

 

Лима >

Культура Лима

На центральном участке перуанского побережья в конце I тыс. до н.э. - начале I тыс. н.э. обитало земледельческое население, оставившее нам памятники с керамикой, расписанной белым по красному фону, а позднее покрытой переплетающимся орнаментом, в основе которого лежат сильно геометризованные изображения змей или рыб и чисто геометрические узоры. В долинах рек разбросаны поселения и отдельные жилые постройки этого времени. На поздних памятниках встречаются небольшие ступенчатые пирамиды с плоскими вершинами. Есть и укрепления, служившие, видимо, убежищами для местного населения в моменты военной опасности. Памятники с керамикой, покрытой переплетающимся орнаментом, относящиеся к раннему этапу культуры Лима, доходят до середины I тысячелетия.

К этому времени в долинах Центрального побережья, наряду с сельскими поселениями, возникают небольшие города с одной или несколькими храмовыми пирамидами. На сырцовых стенах такой пирамиды в Серро-Кулебрасе обнаружены фрески с «переплетающимися» узорами, совпадающими с характерными мотивами керамической орнаментики.

В IV в. воздвигаются большие пирамиды Уака-Трухильо, Уака-Хулиана, культовые сооружения в Маранге (долина Римак). В это время существуют как ритуальные центры, состоящие из одной или нескольких пирамид с храмовыми постройками, так и крупные города. Таким городом является Кахамаркилья, выросший неподалеку от Уака-Трухильо. Особенно больших размеров он достиг в VI в. В это же время строится «Древний храм» и возникает храмовый центр в Пачакамаке (долина Лурин), позднее превратившийся в большой город. Кахамаркилья и Пачакамак продолжают существовать и в VII в., в то время как некоторые, более ранние центры (Уака-Хулиана, Маранга), вероятно, теряют свое значение.

В середине I тыс. н.э. керамический комплекс культуры Лима заметно изменяется, хотя и сохраняет генетическую преемственность с керамикой предшествующего времени. Появляется ряд новых форм, среди, которых уплощенные сосуды с ребром, сосуды с мостовидной ручкой между двумя горлышками. Одно из них иногда заменяется антропо- или зооморфной скульптурой. Встречаются плоско-выпуклые фляги, разнообразные миски, горшки и кувшины, многие из которых имеют высокое сужающееся горло и круглую ручку.

Изменяется и орнаментация посуды, хотя и здесь наблюдается преемственность с предшествующим этапом. Широкое распространение получает скульптурная орнаментика - изображение: зверей, птиц, людей. Она сочетается с геометрической росписью. Не исключено, что все эти изменения связаны с культурным влиянием населения горных районов.

Носители культуры Лима были умелыми ткачами. Для изготовления тканей использовались хлопок и, реже, шерсть. Мотки хлопковых и. шерстяных нитей, встречаются на крестообразных. культовых предметах, которые находят в могилах.

Погребальный обряд культуры Лима прост. Покойников хоронили в вытянутом положении, часто лицом вниз. В рядовых погребениях: их сопровождают. несколько сосудов, плетенки, початки кукурузы. Известны и более богатые захоронения с большим количеством погребального инвентаря, что говорит об определенной имущественной или социальной дифференциации. При строительстве древнейших культовых сооружений Пачакамака было, видимо, совершено ритуальное массовое захоронение. В раскопанной могиле обнаружено более 100 человеческих костяков и многочисленные сосуды.

Совокупность археологических данных - наличие городов, храмовых комплексов, имущественной дифференциации в погребениях и т.п. - позволяет предполагать, что к середине I тыс. н.э. население Центрального побережья уже достигло раннегосударственного уровня социально-экономического развития, хотя, и, не в такой степени, как мочика на севере побережья.

На Центральном побережье в VII - VIII вв. продолжает существовать сильно трансформированная культура Лима. Трансформация коснулась главным образом системы идеологических представлений ее носителей. В VIII в. территория этой культуры расширилась на юге до долины Ика, где существовал ее местный вариант - Ика-Пачакмак, но ее влияние прослеживается и южнее, прежде всего в долине Наска. На севере в объединение с центром в Пачакамаке входил, видимо, участок побережья вплоть до долины Супе. Скорее всего, какое-то непродолжительное время Пачакамак контролировал все центральное и часть южного побережья. Именно через этот центр шло здесь распространение уарийского влияния.

Север побережья в эпоху империи Уари тоже испытал значительное воздействие населения горных районов. Вряд ли это была прямая экспансия империи. Скорее под ее давлением на побережье продвинулись некоторые племена, оставившие нам культуру Касма (Томавал), сменившую Мочику в долинах от Уармея до Виру. Ее материалы включают компоненты, восходящие как к мочикской традиции, так и к культурам Рекуай, Уари и Лима.

 

Список литературы