МЕСОАМЕРИКА глазами русских первопроходцев

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Loading

 

 

 

 

Наска >

Культура Наска

Памятники культуры Наска известны на полуострове Паракас, в долине Ика и в бассейне Рио-Гранде-де-Наска. Центром культуры, существовавшей почти до конца 1 тысячелетия, было крупное поселение Кауачи. Здесь располагался так называемый «Большой храм» - ступенчатая пирамида высотой 20 м. На ее платформах обнаружены следы построек и дворов. Вокруг этой пирамиды находились более мелкие. Известны и другие памятники этой культуры, где помимо прямоугольной застройки встречаются круглые сооружения, возможно храмовые.

Культура Наска известна, прежде всего, своими замечательными тканями и яркой полихромной керамикой с изображениями животных, птиц, рыб и растений. Кроме них на сосудах изображались множество мифологических персонажей, характеризующих религиозную систему индейцев наска. Эта система включает в себя пантеон, в центре которого стояло синкретическое антропоморфное божество с заметными признаками кошачьего хищника. Помимо него изображались второстепенные божества - дикий кот, бог-сокол, бог-касатка, мифическая птица и др.

В середине I тысячелетия в жизни создателей культуры Наска происходят изменения, сказавшиеся и в религии, где появляются два новых божества и сокращается количество старых. В центре пантеона теперь богиня плодородия, которая обычно изображается со скульптурной головой и телом, нарисованным краской на корпусе сосуда. Вторым по значению был, видимо, «летящий бог», связанный, скорее всего, с войной.

Одним из характернейших сюжетов искусства Наска, особенно во 2-й половине I тыс. н.э., было изображение голов-трофеев. В сочетании с мумифицированными находками таких голов в могилах это говорит о существовании у наска обычая обезглавливания врагов и соответствующего культа.

С религиозными представлениями связана и часть знаменитых геоглифов - гигантских полос и рисунков на поверхности пустыни к северу от р. Рио-Гранде-де-Наска. Некоторые из них (например, изображения бога-касатки) аналогичны соответствующим мотивам росписей на сосудах Наска. Существует достаточно обоснованное мнение о том, что геоглифы Наски имели прямую связь с астрономическими наблюдениями и соответствующими ритуалами древних земледельцев. Следы полос обнаружены и в районе Кауачи. Сейчас геоглифы найдены и в других частях перуанского побережья.

Индейцы наска хоронили умерших в грунтовых ямах или специальных камерах из адобов. Вместе с покойником клали сосуды с запасами пищи, оружие, человеческие фигурки из глины или текстиля. Хотя в погребениях наблюдается дифференциация, ее уровень соответствует уровню социальной организации типа вождества. Это подтверждают и исследования Х. Сильвермен, показавшие, что поселение Кауачи было лишено жилой застройки и представляло собой храмовый центр.

 

Список литературы