МЕСОАМЕРИКА глазами русских первопроходцев

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Loading

 

 

 

 

Паракас >

Культура Паракас

На юге побережья, в районе пустынного полуострова Паракас, в долинах Ика и Рио-Гранде-де-Наска, с середины I тыс. до н.э. существовала культура Паракас со своеобразной керамикой и погребальными памятниками. Известны и поселения, но они плохо изучены. Захоронения на могильниках располагались в неглубоких ямах или в «кавернах», где круглая входная яма вела сверху, через потолок, в колоколовидную погребальную камеру. Умерших хоронили обычно сидя, с подогнутыми коленями. Тело стягивалось веревками или заворачивалось в циновки. Широко практиковалась искусственная деформация, черепа. Найдено: погребение ребенка с закрепленными для этой цели дощечками на голове, Встречены также черепа со следами успешной трепанации, что говорит о высоком мастерстве «хирургов» Паракаса. Мужские захоронения сопровождались рыболовными сетями, сетками для переноски грузов, другими вещами. При женских встречаются веретена с пряслицами, куски тканей, мотки волос. В погребениях прослеживается имущественная дифференциация.

Для изготовления орудий труда и мелких бытовых вещей употреблялись дерево, камень, кость и раковины. Найдено, лишь два предмета из меди. Видимо, металл только начали осваивать. Многочисленны находки тканей из хлопка и шерсти, прекрасно сохраняющихся в условиях постоянной сухости этой части перуанского побережья. Во времена культуры Паракас уже существовал довольно развитый тип ручного ткацкого станка. Широко применялась также техника плетения и вязания. Тканые полотнища, пояса, ленты, плащи были украшены геометрическими узорами и геометризованными изображениями животных, в том числе и фантастических.

Керамическая посуда разных форм - миски, горшки, бутыли, сосуды с мостовидной ручкой - покрыта нарезными узорами в комбинации с многоцветной росписью. Наряду с геометрическим орнаментом в керамике широко представлены изображения птиц, животных, фантастических существ и антропоморфных личин.

Первые фазы существования культуры синхронны широкому распространению по территории Перу влияния Чавина, что ярко проявилось в искусстве Паракаса. В этом отношении очень показательны изображения на сосудах морды ягуара или фантастического хищника. На начальных этапах она трактуется в явно чавиноидной манере, иногда в виде довольно реалистического барельефа. В дальнейшем изображение все более схематизируется и на сосудах конца I тыс. до н.э. превращается в панель, покрытую резным геометрическим узором, в котором едва угадывается исходный образ.

На рубеже нашей эры на сосудах появляются изображения стоящей фигуры кошачьего хищника, у которого трактовка морды восходит к геометрическим схемам предшествующего времени, но сам образ полностью меняет свое содержание. В это же время в искусстве Паракаса появляется ряд других мифологических образов, а в технологии производства керамики проявляется заметное влияние традиций культуры Топара, существовавшей в более северных долинах Каньете, Чинча и Писко.

В обществе носителей культуры Паракас, по всей вероятности, существовали имущественная дифференциация и ремесленная специализация.

 

Список литературы