МЕСОАМЕРИКА глазами русских первопроходцев

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Loading

 

 

 

 

Пукара >

Культура Пукара

Поселение Пукара расположенное высоко в горах, к северо-западу от оз. Титикака являлось, видимо, храмовым центром и существовало одновременно с культурами Паракас и Наска. Названная по этому памятнику культура существовала в перуанской части бассейна этого озера в конце I тысячелетия до н.э. - 1-й половине I тыс. н.э.

На поселении Пукара было раскопано подковообразное храмовое сооружение со стенами из тесаных каменных блоков. Оно состояло из узких коридоров, идущих по периметру здания и многочисленных помещений с алтарными плитами. Открытой стороной храм был обращен на восток, в сторону р. Пукара. Внутри «подковы» располагался квадратный дворик, углубленный на 2 м ниже поверхности, с которой в него вела каменная лестница. В середине каждой стены дворика находилось по небольшому склепу с останками нескольких погребенных.

С культурой Пукара связываются каменные изваяния различных типов. Прежде всего, это стоящие, сидящие или коленопреклоненные фигуры людей. В руках они иногда держат человеческие головы-трофеи. Налобные и набедренные повязки украшены схематическими личинами, головами пум и т.п. На спине некоторых скульптур изображены косы в виде змей с головами пум.

Такие же змеи, фантастические животные и лягушки часто вырезаны барельефом на отдельных камнях. Эти же персонажи, в разной степени стилизации, встречаются на высоких стелах с зональным геометрическим орнаментом из спиралей, ломаных и ступенчатых линий, крестов и т.п.

Некоторые мотивы скульптуры повторяются и в орнаментике посуды, хотя репертуар персонажей здесь более разнообразен. Среди них фигуры животных (прежде всего пумы), птиц (кондора) и фантастических существ, в которых часто сочетаются черты и тех и других. Встречаются также антропоморфные персонажи с жезлами, иногда ведущие на поводу ламу. Очень распространенным мотивом являются головы-трофеи. Изображения обычно наносились нарезкой по контуру и раскрашивались. Переданное таким способом профильное туловище животного (особенно пумы) часто сочеталось со скульптурной головой в фас.

Среди сосудов встречаются миски, иногда на поддоне, «керо»-кубки с расходящимися стенками, кувшины и т.п. Очень характерны глиняные трубы, обычно украшенные теми же персонажами, что и остальная керамика. Сходные мотивы встречаются и на текстиле.

 

Список литературы