МЕСОАМЕРИКА глазами русских первопроходцев

Центральная Америка Андрея Уфимцева

 

Чиапас. Русский взгляд

 

Сообщения о делах в Юкатане от Армины

 

Странные заметки странного человека

 

Рассказы путешественников

 

 

Малые народы Мира. Научно-поплярный проект Андрея Матусовского

 

Южная Америка Андрея Шляхтинского

 

Рассказы путешественников

 

 

 

 

 

Loading

 

 

 

 

Путешествия > Поход на Оахаку >

Штаты Пуэбла и Тлашкала

Через три часа мы въезжаем в город Пуэбла, столицу одноимённого штата, где делаем привал. Палаточный лагерь мы не привезли, поэтому его не разбиваем, а останавливаемся в отеле «Marriott», на два дня ставший нашей базой. Отсюда мы будем совершать рейды в Тлашкалу, Чолулу и древнюю Какаштлу, знаменитую настенными росписями. Отель выбран не случайно - его расположение на окраине города позволяет быстро, без плутания в центре добираться до интересующих нас мест.

Декор здания. Пуэбла Декор на фасаде здания. Пуэбла
Патио отеля Camino Real. Пуэбла Магазин. Пуэбла

Центр Пуэблы выглядит как приятный колониальный городок. Фасады зданий декорированы разноцветной керамической плиткой и изображениями животных в знаменитом побланском стиле. На центральной площади, Сокало, бурлит жизнь, идёт торговля, кафе наполнены туристами и местной молодёжью. Между домами виднеется вершина вулкана Ла Малинче.

Простые мексиканцы. Пуэбла

Археологический комплекс Какаштла находится в 30 км. от Пуэблы, в соседнем штате Тлашкала. Дорога занимает около 30 минут. При выезде из Пуэблы в сторону Мехико, через 5 км. нужно свернуть направо - на дорогу N 119. На всём пути следования до Какаштлы висят указатели - заблудиться сложно. При подъезде к руинам дорога резко идёт вверх, в гору. Древние жители выбрали для поселения удачное место - комплекс находится на вершине горы и надёжно защищен от нападения. Расцвет Какаштлы пришёлся на период расцвета культуры Теотиуакана - 300-500 г.н.э. Жители города строили великолепные здания и украшали их настенными росписями - фресками, некоторые из них дошли до наших дней в прекрасном состоянии. Стиль росписей очень похож на знаменитые фрески в Бонампаке, находящемся на территории другой древней культуры - майя, в современном мексиканском штате Чиапас. Возможно, цари Какаштлы приглашали на работу известных майяских художников? Известно, что политические и культурные контакты, существовавшие между различными народами Мезоамерики, обогащали их культуру. Рядом, через узкую долину, находится ещё один археологический парк - Шочитекатль. Его главная пирамида видна с вершины дворца правителей Какаштлы. Здание стоит на горе, нависая над всей долиной и похоже на огромную гору. Мы принимаем решение взять её штурмом, а не ехать на автомобиле. Возможно, чтобы представить себя на мгновение воином в военном походе? Возможно из-за глупости. Мы идём в гору налегке. Из вооружения - только видеокамера (фотоаппарат был залит водой пару часов назад, при выезде из отеля, дешёвую камеру мы купим завтра, а нашу частично восстановим только в Оахаке через три дня). Видеокамера в руках и всегда наготове. Мы не идём, а бредём в гору, иногда останавливаемся перевести дух, который захватывает из-за подъёма по 35-ти градусной жаре и из-за открывающихся потрясающих видов на земледельческие террасы, каскадами спускающиеся от холмов Какаштлы в долину. Навстречу попадаются многочисленные ящерицы и парочка опрометчивых туристов, проделавших этот путь и возвращающихся обратно. В древности здесь бродили воины, закованные в хлопковые панцири со щитами и копьями в руках и носильщики, тащившие провизию. И не 30 минут, а месяцами преодолевали горы и долины, брали приступом города... Я не знаю, как это им удавалось при такой жаре! Всё же, мы забираемся наверх древней пирамиды и вознаграждаем себя за переход открывающимся с высоты полёта орла прекрасным пейзажем. Мы видим руины Какаштлы, современные городки в долине и даже слышим доносящуюся оттуда музыку, которая звучит в честь какого-то праздника, коих в Мексике и не сосчитаешь! Ветер треплет волосы и забирается под майки, приятно охлаждая взмокшие от жары тела. Лепота...

Стоя возле музея Какаштлы, мы пьём свежий, холодный апельсиновый сок, обсуждая дневной переход. Вдруг, слышим родное: «Здравствуйте!» Нет, это не наши земляки, а 100% мексиканец сапотекского вида заговорил с нами по-русски. Оказалось, парень музыкант и учит русский язык из интереса - петь русские песни. Опять чудеса! Мексика! 1000-летнее отступление в историю в Какаштле закончилось, и мы возвращаемся к событиям, которые разворачивались в Мексиканской долине и в долине Оахака в 15-16 веках, накануне Конкисты.

 

Чолула. Большая пирамида Ступени пирамиды. Чолула

Мы направляемся в Чолулу, древний город, находящийся в 10 км. от Пуэблы. Чолула известна второй по высоте (62 метра) пирамидой в Америке (первая - это комплекс Ла Данта в гватемальском городе Эль Мирадор, высотой 76 метров). Сейчас это огромный холм, заросший деревьями. Жители Чолулы, узнав о приближении к своему городу испанцев зная об их тяге к разрушению храмов и строительству церквей, мобилизовали население и в спешке засыпали пирамиду землёй. Поэтому конкистадоры не разрушили её, а на холме, скрывшему от них храм, построили церковь - потолки расписаны ликами святых, богатый иконостас. Золота в древней Мексике было много - хватило и испанской короне, и конкистадорам, и Церкви, а сейчас часть вернулась законным владельцам - народам Мексики, пусть и в виде богатого убранства церквей, коих в Чолуле, как и во всей Мексике, святая инквизиция воздвигла, в прямом смысле на обломках древних культур, несчитанное количество. С вершины чолульской пирамиды это видно очень хорошо, куда не посмотри - везде видны башни и кресты потрясающе красивых католических храмов, а над всей долиной возвышается, еле различимая в дымке, вершина вулкана Попокатепетль.

Археологическая зона Чолулы Вид на Маунд с Главной Пирамиды
Церковь на Главной Пирамиде. Чолула Церковь и часовня на Большой Пирамиде

Практика разрушения древних пирамид и строительства из этого материала церквей была введена при покорении Мексики и использовалась вплоть до 1850 года, когда великий реформатор, Президент Мексики, Бенито Хуарес, положил этому конец, издав специальный Закон.

У подножия пирамиды раскинулись останки ещё более древней Чолулы - Чолулы эпохи теотиуаканской культуры. Сейчас здесь продолжаются раскопки - видны нижние археологические слои и можно пройти к подножию пирамиды - частично восстановленным ступеням и уступам.

 

В современном городе Тлашкале, столице одноимённого небольшого мексиканского штата, не осталось свидетельств ритуальных «цветочных войн», которые тлашкаланцы вели с ацтеками с целью захвата пленных и принесения их крови в жертву богам во имя поддержания существующего Мира.

Именно тлашкальтеки поддержали Кортеса и разгромили своих противников-ацтеков, наивно полагая, что отстоят свою независимость раз и навсегда. Избавившись от ацтекского давления, Тлашкала, как и вся Мексика со всеми её народами и культурами оказалась во власти Испании, но, спустя 300 лет, вернула себе независимость в составе другого государства - Мексиканских Соединённых Штатов.

На улицах Тлашкалы можно и сейчас увидеть потомков гордых тлашкальтеков и встретить свидетельства Конкисты - католический храм, построенный на руинах древнего города, возведённый почти 500 лет назад Кортесом и его соратниками (в том числе Педро де Альварадо - завоевателем Гватемалы). В этом храме были обращены в «истинную веру» правители Тлашкалы, о чём свидетельствует надпись в Церкви. При чтении её возникают необычные ощущения - как будто путешествуешь во времени, буквы превращаются в видеоряд: вот видна борода Кортеса, ряса священника и склонённые головы тлашкаланской знати...

На центральной площади весело, играет группа «Ангелы Любви», народ лихо выплясывает, ест кукурузу с чили, запивая её холодной фруктовой водой. Праздник - Мексика!

 

 

«« назад

оглавление

дальше »»