МЕСОАМЕРИКА глазами русских первопроходцев

Chiapas

Мапастепек

Кокосы

Мы отправляемся в Чьяпас. В 17.30 автобус выехал с автостанции Мехико. Утром мы были в Мапастепеке. За время движения автобус делал три остановки. Последняя была совсем ночью, после 12-ти. Было совсем темно. Я вышла из автобуса, и на меня пахнуло жаром. От автобуса что ли? Но нет. Несколько шагов в сторону ничего не изменили. Да это воздух здесь такой! Жаркий. Тяжёлый. Но ведь ночь. А он остыть ещё не успел. Это удивляло, потому что в Мехико я всё время мёрзла. Днём-то жарко не было, а вот утром и вечером совсем прохладно. На побережье совсем другой климат. Утренний Мапастепек встретил нас жарой. Позже я обратила внимание: солнце в Мексике поднимается очень высоко, достигая какой-то непривычной для меня точки. Но жара переносится легче. Даже здесь, в Мапастепеке, хоть и хотелось всё время уползти в тень, воздух всё-таки был.

Нас встретили с интересом. Впрочем, как и везде. Пожалуй, что гости из Москвы не так часто приезжают в Мексику. Тут меня ждало очередное испытание. Горячую воду в дУше вы далеко не всегда сможете найти. На крышах мексиканских домиков стоят чёрные бочки с водой. За день вода нагревается. Но если вам необходим утренний душ - придётся пройти процедуру закаливания. В некоторых домах есть газовые колонки для нагревания воды. Но мне с этим повезло только один раз. Что же касается канализации, то она проложена даже высоко в горах. Так что мексиканские туалеты выглядят приличнее наших дачных деревянных.

В Мапастепеке я впервые увидела, как обрабатывают кокосы. Собственно, кокос-то я и не узнала. Спросила: "А это что?" На земле лежала ветка с огромными плодами. "Кокос,"- ответили мне. Я никогда не видела "таких кокосов". В Москву они прибывают уже в "раздетом" виде. Верхнюю жёлтую шкурку с них снимают, видимо, перед отправкой, и в московских магазинах лежат мохнатые коричневые шарики.

Узнав, что я вожу машину, то ли из желания развлечь меня, то ли желая протестировать, мне выдали ключи и сказали: "Поехали". Больше пяти минут я не продержалась. Страх, воспитанный во мне московскими гаишниками за езду без прав, не позволил мне выехать на трассу. Надо мной посмеялись: "Да никто тебя тут не остановит!" Действительно за всю неделю путешествия по Чьяпасу представители власти нам встречались только на нескольких контрольных постах. И остановили нас с целью проверки только раз. Но лишь бегло осмотрели машину. Моей персоной никто никогда не интересовался. Паспорт мне понадобился только на таможне.

Город посмотреть мы не успели. Через несколько часов отправились дальше. Конечный пункт нашего назначения - Мотозинтла, город высоко в горах.

Сан-Кристобаль

Забегая вперёд, хочется рассказать о Сан-Кристобале, где мы попали на удивительную выставку ягуаров. Она располагалась в самом центре на площади Сокало. Во истину, фантазии человека нет предела! Какая невероятная игра воображения! Ягуаров было около 20. Сказать, что они были разные - не сказать ничего. Общее было только то, что они ягуары. Нет. Не только это. Разные краски, разные способы воплощения творческой мысли. Но объединяло их то, что это были мексиканские ягуары, а точнее ягуары Чьяпаса. Ягуар - Чьапас, ягуар - парачикос, ягуар - календарь майя, ягуар - письменность майя, ягуар - техно, ягуар - металлик, ягуар -янтарь...

Конечно, очень хотелось погладить ягуара. Но строгая надпись предупреждала "No tocar". Так и хотелось дописать: "кусается". Однако, был такой ягуар, которого разрешалось гладить: ягуар - "заготовка". Но мы вернулись к более ярким экземплярам. Были и такие, что просили сфотографировать их с трёх сторон. Мы не смогли им отказать. Ягуары всё-таки.

Ягуар. Ягуар. Ягуар.

В Сан-Кристобале мы были проездом. Всего на несколько часов. Вышли на автобусной станции и через несколько минут оказались на рынке ремесленных изделий. А поскольку я по своей работе имею некоторое отношение к народному творчеству, чувство времени я потеряла мгновенно и безвозвратно. Украшения из бисера, одежда, вышитая мексиканскими мастерицами, изделия из кожи, керамика - всё это было наполнено индейско-мексиканским духом, всё дышало местными традициями, казалось уникальным, неповторимым. "Если не куплю, то хотя бы сфотографирую!" - следуя этому девизу, мы двигались между рядами, цепляя взглядом и руками очередной "сувенир". Несговорчивые торговцы не разрешали делать снимки. Нравится - покупай. Фотографировать нельзя. Одному вежливо-настойчивому продавцу даже пришлось заплатить за несанкционированный снимок. Рынок есть рынок. Время бежало. Хотелось ещё и город посмотреть!

Рынок Рынок Рынок

К сожалению, карты города у нас не было и я не знаю улиц, по которым мы успели пробежаться. Запомнился мне театр со стоящей при входе "живой рекламой" и сапатистский магазин, наполненный интересной атрибутикой.

Сан-Кристобаль значительно отличается от тех городов, которые я видела в Чьяпасе. Он, конечно же, рассчитан на туристов. Центральные улицы чистенькие, ухоженные, дома выкрашены в разные цвета. И вообще, эстетика на высоте. Полно туристов. Можно услышать английскую, немецкую речь. В магазинчиках товары отличаются от рыночных и качеством, и ценами. Так что выбор за вами.

Сан-Кристобаль Сан-Кристобаль Сан-Кристобаль

Мотозинтла

Мы едем на "газельке". Такое же маршрутное такси, как и в Москве. Дорога поднимается в горы. Первый раз еду по горной дороге. Удивляет всё: природа, люди. Проезжаем много деревень. Речки кажутся странными. Они скорее похожи на ручьи. Но видимо сильно разливаются в сезон дождей. И мосты выстроены с учётом этих разливов. Часто на дороге попадаются люди, домашние животные. При чём совершенно не понятно, откуда они берутся на пустой дороге. Деревню-то проехали уже давно. Жду до следующей... Долго жду. Может, есть какие-нибудь незаметные тропки вверх или вниз от дороги?

Удивляет большое количество домашних животных: лошади, ослики, быки, коровы, овцы... В России, похоже, уже забыли о животноводстве. В Чьяпасе же, наверное, в каждом деревенском дворе есть или лошадь, или корова, или овцы. Мальчишки, ведущие гружёного дровами ослика, семейная пара, сопровождающая впряжённого в телегу быка, всадники на лошадях, пастухи, пасущие овец...

Сфотографировать не успеваю. Машина совершает очередной поворот...

Овец-то пасут, а вот что касается коров и лошадей, то они, по-моему, совершенно самостоятельны. Один раз на дороге нам попался знак "Осторожно, животные". Почему его повесили именно в этом месте, я так и не поняла. Лошади и коровы сопровождали нас везде. Но главные хозяева дорог - это собаки. Вот уж кто совершенно безразличен к транспорту! И уж больно они тощие! Ни разу не попалась упитанная собаченция... А городские собаки просто обожают устраивать себе наблюдательный пункт на вторых этажах и на крышах домов. Очень забавно смотрится!

Местное население передвигается на мини-грузовичках с открытым верхом. Могут стоять как солдатики, при чём так же плотно, как и в московском транспорте. Могут сидеть на стульчиках. (Обыкновенные домашние деревянные стулья по периметру кузова). Один раз попался грузовичок наполовину гружёный вещами, наполовину людьми. Такой вот дружный "переезд".

В деревнях, раположенных вдоль дорог, вам обязательно попадётся придорожное кафе. Правда, чаще всего "кафе" - это условное название. Но голодными вы не останетесь, как бы высоко ни поднимались в горы.

Кактусы
Рынок

Мотозинтла больше похожа на посёлок городского типа, чем на город. Впрочем, так выглядят, наверное, большинство городов Чьяпаса. Конечно, наличие площади Сокало с беседкой, деревьями, лавочками, зданием администрации и католическим собором обязательно! Это общее для всех городов. И это именно то, что их отличает друг от друга. Если сделать фотографию какой-нибудь улицы, её можно будет принять и за улицу Мехико, и за улицу Сан-Кристобаля, и за улицу Мотозинтлы. Но центральные площади все разные, хоть и носят одно название.

Из достопримечательностей (кроме центра города) можно назвать, конечно, рынок (мексиканский рынок не может не вызвать интерес) и "парк" кактусов, откуда открывается прекрасный вид на город.

Завтра поедем ещё выше в горы...

El Coro

El Coro - это небольшая деревня рядом с городком El Porvenir. Деревня находится высоко в горах. По ней беспрерывно ползут облака. В облаках мы провели целый день. Здесь в El Coro живут родственники моего друга. Мы угостили их красной икрой (икра приехала в том самом чемодане, за который я так переживала в самолёте). Это было забавно. Сначала я долго пыталась объяснить на смеси трёх языков (русский, испанский и английский), что же это за продукт и как его нужно есть. Сначала икру пробовали ложками. Потом всё-таки перешли на маисовые лепёшки. Не могу сказать, что икра привела моих новых знакомых в восторг, но процесс знакомства с незнакомым блюдом вызвал интерес и веселье у всех.

Канада

Наша компания увеличилась до пяти человек. В этом составе мы проведём целую неделю: два взрослых мексиканца, две девочки лет 18 и 12, и русская туристка. Да! И старенький "Фольксваген-жук", который здорово напоминает "Запорожец" не только внешним видом, но и необычайной выносливостью. Мы едем на экскурсию в пещеру. Местечко это называется Канада. Когда мне объявили, что поедем в Канаду, я не поняла: "У меня же нет визы!" Оказалось, это деревня носит такое название. Бросили машину на дороге, вот без дороги "Жуку" горы не по-зубам... И начался подъём. Я думала, что мы полезем по скале. Но оказалось, что "скала" густо покрыта растительностью. Тропинку, ведущую к пещере еле видно. По горе бродило облако, но оно совсем нам не мешало. Однако, вред облако всё-таки мне нанесло. Большинство фотографий оказалось в белых световых пятнах. Фотографии же, сделанные в пещере, пришлось практически все забраковать... Так уж, что вышло...

Цветы Канада Кактусы

Комитан

Следующий город, с которым меня познакомили, назывался Comitan. Комитан достаточно крупный город, и мне он показался каким-то новым, молодым, по сравнению с теми городами, что я видела в Чьяпасе. Такое вот осталось о нём впечатление.

Комитан Комитан Комитан

Здесь, кстати, есть супермаркет, той же серии, что "Ашан" и "Мосмарт". Мы заехали в "Walmart" вечером по дороге. Заметив знакомые продукты, я вдруг поняла, что соскучилась по "человеческой" еде. Особенно хлебушка захотелось...

Comitan. Walmart

Не смотря на то, что все вокруг говорили на испанском, а я поддержать разговор не могла, скучно мне совершенно не было. К тому же мои новые друзья с увлечением учили русский. И наше трёхязыковое общение придавало поездке особое очарование и забавность. Радость от осознания, что объясниться наконец-то удалось, была общей и всегда очень яркой, словно совершили совместное открытие. И я благодарна им за доброжелательность и открытость, с которой меня встретили, за поддержку и понимание...

Ферия

Есть в Комитане одно интересное местечко. Называется Feria. Вобщем-то, ярмарка по-нашему. Работает она каждый вечер до поздней ночи. При чём и в 11 вечера детей разного возраста там немало. Попадались мамочки со спящими детьми на руках. Это при таком-то шуме! Дело в том, что на ярмарке работает парк аттрационов. Расположены они очень близко друг к другу, а людей на ярмарке много допоздна. Поэтому шумно и суетливо. Конечно, там можно и покушать. При чём зазывать вас будут очень настойчиво.

Два слова о Чифлоне

Centro Ecoturistico Cadena de Cascadas El Chiflon. Вот такое красивое название. Как и сам водопад. Но до водопада нужно дойти. Довольно далеко. Но то, что вы увидите по дороге... Это потрясающе... Бушующая река, водовороты, деревья, растущие прямо из воды, совершенно изумительные камни, причудливые корни деревьев... Может, потому мы и шли долго, что было на что посмотреть. Вдоль реки вверх проложена асфальтированная дорожка, лавочки, кафешки, отели, - всё для туристов. Нет проблем... Чифлон. Вот где можно искупаться, не ныряя в воду. Да и душем-то это явление не назовёшь. На самой нижней смотровой площадке капли воды словно висят в воздухе. Тепло и очень влажно. Поднимешься выше - получишь по полной программе. Впрочем, без шуток, я действительно думаю, что это небезопасно. Напор воды (холодной!) и ветер (холодный!). Добавьте скользкие деревянные ступеньки... Сомнительное удовольствие! Вода и ветер сбивают с ног. В одно мгновение я оказалась мокрой насквозь, словно меня рывком окунули в воду и вытащили обратно. Куда лучше полетать через ущелье с одного берега на другой! При том, что я боюсь высоты, страшно не было совершенно. Пока на мне застёгивали экипировку, я подумала:" И что я тут делаю? Ну ладно, посмотрела на водопад - и славно. На вышке-то что забыла? Мокрая, как мышь полевая. Не хватало ещё повиснуть на этом проводе..." И ведь повисла же! На обратном пути пары метров мне не хватило. Что-то я не за то дёрнула и не вовремя... И повисла. Не удалось поразить публику лихим перелётом... Мне скинули гирю и за неё вытянули. Как-то всё это очень быстро произошло, я и реку-то не разглядела под ногами. Можно было бы и повторить. Но за это удовольствие надо 100 песо платить... В следующий раз, пожалуй. Если вы собираетесь посмотреть на Чифлон, захватите запасную одежду. На Чифлоне влажно. И сохнуть придётся долго. Всю обратную дорогу я пыталась просушить прилипшую к телу одежду. Впрочем, холодно мне не было. Да и таким успехом у мужчин, пожалуй я никогда ещё не пользовалась. Так что можете не брать запасную одежду. Будет, что вспомнить...

Беседка Верхняя площадка На реке

Водопад "Синяя вода"

Ещё один водопад, который мне довелось увидеть. "Agua azul" попался нам по дороге из Паленке. Это совсем другой водопад, ничего общего с Чифлоном. Разве, что только вода. Но и то она другого цвета. На Чифлоне вода - кофе с молоком. Здесь гораздо позрачнее. Особенно на порогах. Совершенно чистая, прозрачная. Пороги невероятно красивы, торжественны. "Agua azul" широкий, открытый, светлый. Чифлон высоченный, какой-то грозный, с невероятным напором и мощью. Река на "Agua azul" вся на солнце, широченная. Место купания для всех желающих любых возрастов. На Чифлоне река вся в тени, порожестая, течёт по ущелью. Не войдёшь в неё. Не знаю, какой водопад мне понравился больше. Они совсем разные. Луна и солнце.

Agua azul Agua azul Agua azul

Озера

Озеро.

Продолжаю "водную" тему. Это замечательное местечко называется Montebello. Озёра красоты необыкновенной. Впервую очередь поражает, конечно цвет воды. Она изумрудная. Кажется, что это неестественно, что так не бывает. Уж больно яркий, насыщенный цвет. Но есть же... Впечатляем масштабность. Природа на озёрах статична и молчалива. Если бы не жужжание туристов, которые постоянно приезжают-уезжают, наверное, стояла бы оглушающая тишина. Можно принять всю панораму за картину, рисунок. Настолько неподвижны горы, вода. И только движущиеся по зеру лодки говорят о том, что всё это живое. Очень красиво. Жаль, что у нас было мало времени. Хотелось бы побыть здесь подольше. Подышать, помолчать, подумать... Озёра оборудованы смотровыми площадками, кафе. На одном из озёр можно было покататься на лошадях, на другом - на лодках. По своему строению лодки эти больше похожи на плоты. Встретили мальчишку-ныряльщика, который подрабатывал тем, что вытаскивал со дна монетки, брошенные туристами... Так что забрасывайте подальше ваши денежки.

Особенно хочется рассказать про Tziscao. Это озеро, по которому проходит граница с Гватемалой. Озеро это и по природе своей имеет две части. Большая часть отделена от меньшей узким перешейком. Не знаю точно, может маленькое озерцо имеет отдельное название, но на карте этого нет. Озерцо ровно пополам разделено...верёвочкой. С одной стороны - Мексика, с другой - Гватемала. При чём его запросто можно обойти по берегу, побывав в Гватемале и прикупив по дороге сувениры. Чем мы, естественно и воспользовались.

Пирамиды

...Про майя я, конечно, слышала. И про Мексику тоже. Но вот вместе у меня эти два понятия сложились только в этом феврале. Я не знала, что майя - это Мексика. А Мексика - это майя. Интерес к одному и другому возник сразу, моментально. И со временем только набирал обороты. Фотографии пирамид, видеоматериалы, статьи о Мексике, Чьяпасе... Я часами "зависала" в Интернете. Материала оказалось невероятно много. И я не знала, чему отдать предпочтение. Тут ещё и Маркос подтянулся со своими сапатистами... И я поняла, что поездка в Мексику становится мечтой моей жизни. Когда я смотрела материалы о Юрии Кнорозове, мне и в голову не могло прийти, что через полгода я смогу не только увидеть пирамиды, но и прикоснуться к ним. Вся моя жизнь перевернулась за какие-то полгода...

Паленке

В Паленке мы выехали рано утром. Посмотрите, какой по дороге встретили рассвет...

Вот где стоит настоящая жара. Градусов 40, наверное. Солнце шпарит с невероятно высокой точки. Спасают деревья. Под ними не только тень, но и воздух... И по такой жаре приходится ещё на пирамиды взбираться! Никто не заставляет, правда. Только любопытство. Видимо, более жгучее, чем солнце. Здесь, в Паленке постоянно стоит какой-то свист. Не могу сказать, что приятный. Пожалуй, наоборот. Может быть, это птицы? Кажется, что они охраняют пирамиды и гонят отсюда непрошенных гостей... Никогда не приезжайте в Паленке с 11 до 14! Полчища туристов не дадут вам насладится видом пирамид. Они так и будут подстерегать вас за каждым углом и нагло лезть в объектив. После 2-х все куда-то разбежались. На обед, наверное. Но с другой стороны, музей работает до 5-ти часов вечера, и времени на осмотр вам может не хватить. Это всё-таки город и расстояния в нём приличные. В пирамидах очень тяжело дышать. Как-то непросто там всё с вентиляцией. Фотографировать внутри нельзя. Правда, мы увидели предупреждающую табличку уже после того, как вышли из пирамиды. А внутри не было никаких наблюдателей. Ну, не уничтожать же теперь снимки! Я не понимаю, почему ступени у пирамид такие огромные? Каждый раз совершаешь усилие, поднимаясь на очередную ступень. Может, эти люди были большого роста? Да, нет. Места, где они спали, размером с наши кровати, даже, кажется, несколько меньше. Сидеть, правда, на этих ступенях очень удобно, как на лавочке, но вот ходить! Ощущение невероятности, неправдоподобности происходящего не покидало меня. Какая-то во всём присутствовала театральность. А потом поймала себя на мысли, что отчасти эта экскурсия напоминает хождение по кладбищу. Мёртвый город. Впечатление, что это именно город, есть. Все строения находятся во взаимосвязи. Ужасно раздражают туристы... Ходят, топчут эти святые камни... Хотя, я тоже, русская туристка, хожу и топчу...

Паленке Паленке Паленке

Теотиуакан

Второе моё свиданье с пирамидами состоялось в городе Солнца - Теотиуакан. (Мы добрались туда на автобусе из Мехико, ехать часа полтора). Теотиуакан - совсем другой город. Если Паленке расположен "в лесу", то Теотиуакан находится на равнине. Здесь почти нет деревьев. В жару здесь, наверное, непросто. Но нам с погодой "повезло". Если не считать дождя, который то начинался, то прекращался в течение всей нашей экскурсии. В Теотиуакане очень сильный ветер. Особенно он "заметен", когда взбираешься на пирамиду. Но до них ещё нужно дойти. К пирамидам ведёт Дорога Мёртвых. Мы шли очень долго. Тогда мне казалось, что полдня. Теперь я думаю, что пару часов. Всё это время вас будут сопровождать продавцы сувениров... Очень соблазнительно и настойчиво будут предлагать свой товар... Пока всё рассмотришь... Со всеми пообщаешься...

Храм Солнца огромен. Когда смотришь на него снизу вверх, не чувствуется ни его высота, ни резкий наклон ступеней. Когда поднимаешься вверх, мысли только о том, чтобы дойти до конца. Ступени высокие, и их много, забираться довольно трудно. А вот когда ты уже наверху, тут-то и "доходит", на какой высоте ты находишься. Вид, конечно, шикарный! Даже при плохой погоде горизонт невероятно красив. Но вот спускаться... Страшноватенько... Ступени резко уходят вниз, да они к тому же высокие. Хорошо, что для трусливых туристов проложены перила.

Храм Луны завершает Дорогу Мёртвых. Он гораздо меньше Храма Солнца. К тому же ступени проложены не до самой вершины. И здесь тоже очень красиво... Уходить не хочется. Но музей работает до 5 вечера. Жаль. Представляю, какой здесь закат... и рассвет... Честно говоря, к концу нашей прогулки мы ужасно устали и проголодались! Предупреждаю: кафе (и туалеты) тоже до 17.00 работают. Не опоздайте! До Мехико ехать далеко!

Дорога Мертвых Теотиуакан Справа нераскопанная пирамида.

Тула

Атлант
Кактус

Да-да, именно Тула. Но тульскими пряниками тут и не пахнет. Зато есть Атланты. Ничего общего с питерскими... Я придумала загадку: Тула, но без пряников; Атланты, но без Питера; пирамиды, но без Египта. Что за страна? Отгадка: Мексика...

Сначала об Атлантах, а потом немного о самом городе. Итак, Атланты. Предположительно, они "держали" свод храма. То есть были использованы как колонны. При чём собирались из нескольких частей, что видно на фотографиях. Одного такого Атланта мы "встретили" потом в Мехико в музее антропологии. Вид у них грозный, недружелюбный я бы сказала... Мы понаблюдали немного за работой археологов. Очень упёртые ребята. Так осторожно и медленно работают... Не дождёшься, пока они там что-нибудь раскопают...

Ещё хотелось бы продемонстрировать тульские кактусы... уж больно хороши, красавцы!

Несколько слов о самом городе. Всё как и положено: главная площадь, беседка, сцена... Но вся эта атрибутика уже тульская. Здесь же мы зашли в кафе, с балкона которого можно было понаблюдать за центральной площадью. И заказали кофе "Экстравагант" за 40 песо. Рекомендую: кофе, корица, ментол, сливки, шоколад... А главное: очень эстетично выглядит.

Центральная площадь. Собор Сан Хосе. Кофе Экстравагант.

Если вы будете в Туле, обязательно зайдите в Кафедральный собор Сан Хосе. Доступ туда совершенно свободный. Мы провели там, наверное, около часа, изучив все закоулки. Очень тихо, спокойно, торжественно. Возврат в прошлое. Средние века. Ни на какую современность глаз не натыкается. Всё очень гармонично... Но пришлось возвращаться в настоящее: на автовокзале нас ждал автобус до Мехико. Современный и комфортабельный.

Каньон Сумидеро

Экскурсия представляет собой прогулку на катере вдоль Каньона. Когда в жару нас попросили надеть спасательные жилеты, я подумала, что такой пытки не вынесу. Но на воде и на скорости было совсем не жарко. Будующим путешественникам советую перед поездкой воспользоваться кремом для загара. Очень горят щеки от солнца, ветра и воды. Экскурсия достаточно долгая. Думаю, где-то около часа. Если вы не ездили на катере, учтите, что чем дальше вы садитесь от носа катера, тем мокрее вы будете на выходе.

Вобщем-то Каньон интересен всем, целиком и полностью. Но есть места, о которых хотелось бы упомянуть. В самом начале экскурсии нас свозили посмотреть на крокодила. Действительно, лежит на бьерегу крокодил. Как в зоопарке. Только вот потрогать не разрешили, издалека показали. Ну, тут сразу у всех возникли сомнения, настоящий ли крокодил?

Удивительное творение природы "Рождественская ель" - водопад. Из середины скалы, ни сверху, ни снизу, а именно из середины, стекает в Каньон вода. Большая часть её расходится по воздуху, капли оседают, и за многие годы каменные наросты внизу под водопадом образовали нечто, похожее на лапы ели, к тому же обросшее мхом. Получилось какое-то "живое", ни на что не похожее создание.

Водопад Каньон Сумидеро Мария Гваделупская

Скальные породы резко отличаются по цвету, иногда образуя причудливые рисунки. В основном это чёрно-бежевые цвета. Но в одном месте породы носят розовый оттенок. Словно кровавые подтёки. Это место считается святым, и является местом поклонения Деве Гваделупской. Под сводом небольшого углубления в скале её образ, цветы... Всё, как и в других местах на суше.

Каньон Сумидеро... такой же разный, разнообразный, как и сам Чьяпас. Невозможно передать словами красоту, величие, великолепие, неприступность, непредсказуемость... Невозможно забыть, невозможно не полюбить...

* * *

Мне кажется, что я всё рассказала о тех местах, которые мне удалось увидеть. Остался только город Теописка, в котором мы были проездом. Но здесь живут такие удивительные дизайнеры, что он стоит внимания...

Теописка Теописка Теописка

Когда я собиралась в Мексику, то не думала, что поездка окажется столь насыщенной. Теперь, когда у меня спрашивают, как я ОТДОХНУЛА в Мексике, хочется сказать: "Устала, как собака..." Каждый день мы куда-то уезжали или откуда-то возвращались. Я не могу даже приблизительно посчитать сколько автобусов и "маршруток" мы "посетили". Одно я знаю точно: если вы знаете язык, если у вас есть карта и жажда новых впечатлений - путешествовать можно и своим ходом. Но если вы привыкли к комфорту и вас пугают местные придорожные кафе, то лучше отказаться от этого удовольствия и оплатить тур. И ещё я поняла, что здесь, в России мы живём в чётко организованном пространстве, хотя и ругаем наши порядки за "беспорядки". Для сравнения побывайте в Мексике. В первые дни "неорганизованность" , "беспорядочность" и "антисанитария" жизни в Мексике меня просто шокировала. Но потом я поняла, что мы за свою "культурность" и "организованность" заплатили свободой. Вот и выбирайте...

Рынок Музей

...Честно говоря, я не знаю, что писать о Чьяпасе. Хотя говорить о нём могу часами... Были бы собеседники... Никакими фотографиями и рассказами невозможно заменить живой Чьяпас. Даже высоко профессиональные фотографии не смогут передать того впечатления, которое остаётся в душе, в сердце, в памяти. Уезжая, хочешь вернуться. Возвращаемся в Мехико. Накануне прошёл сильный дождь. Мы ехали на "маршрутке" и по дороге обогнали маленький экскаватор. Я видела такие экскаваторы в горах и раньше, они работали на завалах. "Это плохой признак",- подумала я. Через несколько минут мы уткнулись в "хвост" из машин, автобусов и "автобусиков". Так и есть. Дорогу завалило землёй и камнями. С горы бежал ручеёк... Гора в этом месте была покрыта сеткой. Видимо подобное случалось и раньше. Но в одном месте сетка не выдержала... Нам повезло, что в этот раз мы путешествовали своим ходом, без машины, и с небольшими рюкзаками. Иначе пришлось бы долго ждать, пока завал разгребут. Цепляясь за сетку, ставя ступни под 45 градусов на скользкую гору, и рискуя "сесть в лужу" в самом прямом смысле, перебрались на другую сторону... Здесь тоже был "хвост" из автотранспорта. "Маршрутки" обменивались удачливыми пассажирами и разворачивались в обратную сторону. Потом, уже в Москве, вспоминая обратную дорогу, я подумала, что не только мне не хотелось уезжать, но и Чьяпас не хотел отпускать меня... Ведь за всю неделю, учитывая интенсивность наших поездок-переездов, не было никаких проблем.

Чьяпас. Дорога

...Молодой человек на таможне, рассматривая мои документы, увидел на мне футболку с изображением команданте Рамоны, счастливо заулыбался и сказал: "О, Чьяпас! Вы были в Чьяпасе? Вам понравилось?" Я кивала в ответ головой и не могла ответить "да", меня душили слёзы. Боже мой, как далеко! Приеду ли ещё, увижу ли ещё тебя, мой Чьяпас...

ВСЕМ СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! GRACIAS!!!