МЕСОАМЕРИКА глазами русских первопроходцев

Центральная Америка Андрея Уфимцева

 

Чиапас. Русский взгляд

 

Сообщения о делах в Юкатане от Армины

 

Странные заметки странного человека

 

Рассказы путешественников

 

 

Малые народы Мира. Научно-поплярный проект Андрея Матусовского

 

Южная Америка Андрея Шляхтинского

 

Рассказы путешественников

 

 

 

 

 

Loading

 

 

 

 

Путешествия >

Монастырь Санто-Доминго де Гусман. Выставка ритуальной маски.

 

Чиапа де Корсо. Монастырь Санто-Доминго де Гусман.
Выставка ритуальной маски «El Gesto Ritual»
Музей Антропологии города Мехико.
декабрь 2004 г. - март 2005 г.

 

Монастырь Санто Доминго Монастырь Санто Доминго. Коридор Монастырь Санто Доминго. Вход

Монастырь Санто-Доминго де Гусман.

Монастырь Санто Доминго. Патио Монастырь Санто Доминго. Патио Монастырь Санто Доминго. Патио

 

 

* * *

Экспозиция Экспозиция

 

* * *

О людях и демонах

В мире индейских масок самыми разнообразными и яркими являются те, которые представляют дьяволов и демонов. Эти маски сопровождают почти каждый танец, и их основным назначением является охрана танцующих, наказание непослушных, и внушение страха тем, кто этот танец наблюдает. Как правило, демонов сопровождает сама смерть, образ которой присутствовал еще до испанской конкисты - не как образ добра или зла, но как неотъемлемая часть самого Танца. Понятия демонов и ада появились во время христианизации, и Танец воплощает эти понятия посредством своего языка - в очеловеченной и праздничной манере, во время религиозных процессий, сельскохозяйственных праздников и карнавалов. Народная традиция воспринимает эти понятия так, словно они существовали всегда - возможно, еще со времени Тескатлипоки.

Borrado Diablo

 

 

* * *

Танец в честь предков

Танец в честь предков является частью обычаев, связанных с культом ушедших предков, неразрывно связанным с сельскохозяйственным циклом и рыбной ловлей. Этот танец в древние времена также был связан с переходом человека в различные циклы жизни - рождение, посвящение, зрелость. Танец этот встречается в чонтальских общинах и в частности, в штате Табаско.

В танце участвуют двое или четверо молодых танцоров, еще не посвященных в сексуальную жизнь - танец исполняется босыми ногами, а над головой держат маски с чертами пожилых людей - стариков и старух.

В правой руке танцоры держат чинчин (погремушку), а в левой руке - веер, с которым, как правило, поклоняются у алтаря Святому Патрону, испрашивая его милостей и благодаря его за них. Веер символизирует бессловесную молитву, обращенную к богам, и просьбу о ниспослании бесплотных защитников. Танцоры танцуют всю ночь, время от времени образуя круг, и через определенные промежутки времени испускают дружный крик, задавая определенный ритм всей церемонии исполнения этого ритуала.

Люди Festiva

 

 

* * *

Танцы Конкисты

В Испании, доминантное влияние мусульманской культуры за восемь веков непрерывной борьбы с христианством вылилось в романтизацию битв, исторические фантазии, песни и баллады, где христиане, сражавшиеся с несметным полчищем мавров, одерживали победу благодаря вмешательству сверхъестественных сил - таких, как знамение Креста в небесах, явление Святого Иакова в белых одеждах, своим мечом сдерживающих неверных, и т.д. Традиционные образы этой борьбы перешли и в Новый Свет, где Святой Крест и Святой Яго стали символами борьбы против нового полчища «неверных».

Как только индейцы-неверные обратились в католицизм, направляя свой религиозный пыл к новым богам, когда были установлены новые религиозные институты в их самом консервативном виде - легенда о святом Яго превратилась в новый сценический образ, представляющий коренное население Америки.

Этот сценический образ до сих пор живет среди коренного населения Месоамерики - от Оахаки до Чиапаса, в Сан-Луис Потоси, в Сакатекас, Агуаскальентес, в Найярите и Халиско, и по всему северо-западу Мексики.

Мавр

 

 

* * *

Обычай Матери-Земли

«Солнце - это сияние, тепло и свет. Когда сеют маис, Солнце дает тепло, которое вызывает побег, заставляет его расти и давать плоды. Луна символизирует красоту и плодородие. Она - царица ночи и дождя, который орошает маис и дополняет жар Солнца»
Ихинио Баутиста
Центр культуры Уичоль, Найярит, 1999

Ягуар Летучая мышь

Среди коренных народностей Мексики праздники, посвященные ежегодному циклу дождей, принимают различные значения: каждый происходит в свое время и в определенный период. В них соединяются как традиция освящения фруктов и животных, так и особые церемонии для каждого цикла жизни. Именно посредством маски и символики языка, связанных с сельскохозяйственным календарем, который в Мексике принял формы народных верований и влился в месоамериканскую культуру, - вызывается высшая божественная сила, которая посылает дождь и освящает маис, чтобы обеспечить здоровье людям и подать им жизнь. Согласно космогоническим верованиям народов Месоамерики, центр или сердце земли, Йолотальманик, «является точкой, на которой воздвигнута мировая гора, где располагается высшая божественная сущность, олицетворяющая прародителей, и символизирующая Землю: Talokan tata Talokan nana. Сверхчеловеческая сущность, представляемая Землей, пересекается с деревом, которое означает неиссякаемую жизнь; именно из центра Вселенной, из Йолотальманик, вырастает древо жизни - Шочинкуауит. Среди мешиков, «сердце земли» было одним из имен богини-матери; для чичимеков ею была Ицпапалотль - «Обсидиановая бабочка», так как в ее цвете - черном - заключается бессмертие. Черный цвет ассоциируется с растительностью, дождем и с матерью-землею, хотя в сочетании с голубым он может представлять весь маис Вселенной. Земля равна богам, и сама является матерью-богиней - именно отсюда происходит особый культ земли, воплощенный в растительности, и в поклонении предкам» (Мария Елена Арамони).

(Очевидно, цитируется по:
Aramoni Burguete, Maria Elena
Talokan tata, talokan nana: nuestras raices, hierofanias y testimonios de un mundo indigena. Mexico: CNCA, 1990. 283p

Вожди-Олени Олень

Музыка и праздник всегда сопровождают мифы и ритуалы - в одном танце может содержаться целый мир, а в маске - дух природы и сила ветра, живительная сила воды и огня.

 

Животные Женщины Парачико

 

* * *

Примечание. Публикуемые тексты являются переводом на русский язык стендовых комментариев к экспозиции