МЕСОАМЕРИКА глазами русских первопроходцев

Центральная Америка Андрея Уфимцева

 

Чиапас. Русский взгляд

 

Сообщения о делах в Юкатане от Армины

 

Странные заметки странного человека

 

Рассказы путешественников

 

 

Малые народы Мира. Научно-поплярный проект Андрея Матусовского

 

Южная Америка Андрея Шляхтинского

 

Рассказы путешественников

 

 

 

 

 

Loading

 

 

 

 

Путешествия > Тукстла Гутиеррес. Фотоальбом >

Региональный музей Чиапаса

 

Региональный музей Чиапаса. Museo Regional de Chiapas. Tuxtla Gutierrez

Региональный музей Чиапаса в его современном здании был открыт 14 сентября 1984 года. До официального открытия местные чиапасские энтузиасты выставляли собираемые и имеющиеся коллекции либо в частных домах, либо в Публичной Библиотеке (придел Собора Св.Марка)начиная с 1932 года. Коллекции и выставки постоянно переносились, пока к 1984 году не было построено современное здание музея, за которое архитектор Хуан Мирамонтес получил первую премию Союза архитекторов Болгарии в 1985 году. Музей прекрасно приспособлен функционально - здесь много открытых и просторных залов, где располагаются коллекции и экспонаты.

В позапрошлом году музей отметил свое двадцатилетие. К этому значительному юбилею в декабре 2004 года в Музее была открыта выставка Национального института археологии и истории под названием «Искусство Запада - Найярит, Колима и Халиско».

Региональный музей Чиапаса располагается в районе парка Мадеро, парка Vivencia Infantil, Ботанического сада и городского театра. Это большое здание, при котором есть и библиотека. На первом этаже находится Зал археологии, на втором этаже - Зал истории (Конкиста, эпоха независимости, порфирианство). Музейная инфраструктура, то бишь, обслуживание посетителей, находится на уровне нашего провинциального города - строго ничего лишнего, а подчас даже необходимого...

Музей спрятался в густой тени деревьев рядом с небольшой аллеей, которая начинается от Городского театра и фактически является границей Ботанического сада (который несколько лет был закрыт, и ходить туда было небезопасно). Вдоль аллеи расположены бронзовые скамеечки, на которых можно очень удобно устроиться и наблюдать за редкими прохожими или продавцами распадо (фруктовой воды с крошками льда). Эта аллея также примечательна тем, что в ней располагаются скульптурные бюсты президентов и народных героев Мексики. Для себя, я всегда называю эту аллею «Аллея героев» - очень напоминает советские времена (на самом деле она называется «Аллея выдающихся людей Мексики и Тукстлы»). Мой любимый бюст - Панчо Вилья. Он стоит в уголке, почти у ограды Ботанического сада, и выражение его лица всегда вселяет в меня оптимизм!

Региональный музей Чиапаса Парк Мадеро. Городской Театр Региональный музей Чиапаса
Аллея выдающихся людей Ласаро Карденас, Президент. Бюст Аллея выдающихся людей
Эмильяно Сапата. Бюст Панчо Вилья. Бюст

 

ЗАЛ АРХЕОЛОГИИ

По словам Директора экспозиции Роберто Рамоса, Региональный музей Чиапаса «обладает одной из самых значительных археологических коллекций страны, отражающих характеристики трех доиспанских культур региона: майя, соке и чиапа, а также влияние ольмекской и теотиуаканской культур».

Зал Археологии представляет процесс развития народностей доколониального периода Чиапаса согласно историческим этапам Месоамерики: доисторическому, доклассическому, классическому и постклассическому.

Кроме того, здесь представлены характеристики отдельных народностей в различные исторические периоды (например, соке и ольмеки в классическом периоде). Характерным элементом экспозиции является копия так называемой Сцены Битвы - настенной живописи из Храма Фресок в Бонампаке.

В настоящее время археологическая коллекция музея насчитывает 614 предметов в постоянной экспозиции и 10 тысяч в запасниках. Наиболее интересными экспонатами постоянной экспозиции являются:

- доклассическая керамика Барра, которая считается одной из самый древних в Америке;
- Танцор-Ягуар, происхождением из Исапы (Izapa)
- резные изделия из кости происхождением из Чиапа де Корсо
- фрагмент стелы, где отмечена самая древняя дата Месоамерики
- скульптуры доклассического периода происхождением с тихоокеанского побережья Чиапаса
- диск и скульптура пленника из городища Тонина (Tonina)
- стелы из городища Чинкультик (Chinkultic)
- фрагменты ткани и другие предметы происхождением из Cueva de la Garrafa.

Некоторые из этих экспонатов выставлялись в национальных и международных экспозициях. К этой коллекции в 1993 году присоединились предметы происхождением из El Tapesco del Diablo (La Cueva del Tapesco del Diablo), и среди них - топор с деревянным топорищем, алебастровые вазы, сосуды из оникса, керамика и плетеные изделия.

Неизбежный зуб мамонта! Гордость каждого музея. Вход в Зал Археологии Карта городов классического периода
Захоронение из Чинкультика Керамика из Чинкультика Голова. Чинкультик.

Стела 1 из Чинкультика. Происходит из муниципалитета Тринитария. Являлась верхней частью стелы с изображением человеческой фигуры с головным убором из перьев. Волосы собраны в пучок, с украшением в форме кости. Передняя прядь волос убрана под головную повязку. Характерная деформация черепа, украшения над переносицей, серьга, ткань спереди завязанная узлом, и часть пояса. Спереди можно различить правую руку. В верхней части имеются шесть глифов, которые, согласно Блому, относятся к дате по современному календарю - 27 декабря 844 г. н.э.

Стела 1 из Чинкультика Голова (фрагмент фигурки)

Голова (фрагмент фигурки). Позднеклассический период. Происхождение: поселок Venustiano Carranza, Чиапас. Глина. Голова полой антропоморфной фигурки, характерной для так называемого стиля Верхних притоков Грихальвы, ассоциирующихся с майяскими городищами долины Комитана и района Тринитарии, Чиапас. Интересна формой прически, создаваемой тонкими линиями и лепной глиняной имитацией косы, которая должна обвивать голову. Можно также отметить зубчатую форму верхних линий в форме буквы Т или знака "ik" или майяского символа движения и ветра, и скарификационную линию, которая начинается у корня волос и заканчивается кончиком носа. Эти элементы украшения вместе с деформацией черепа, заставляют предположить, что фигурки этого стиля представляют персонажей высокого ранга и благородного происхождения.

Ракушки и нефритовый сосуд для яда из Тонины Ракушка и нефритовая бусина. Тонина Антропоморфная фигурка
Бог Летучая Мышь (Dios Murcielago) - zoque Антропоморфный сосуд. Культура мешика, 16 в. Медный топор (предположительно, ацтекский)
Голова Тольтекское божество Matricula de los tributos
Ольмекские фигурки из Чиапа де Корсо Фрагмент ткани церемониальной одежды. Cueva de la Garrafa, постклассический период Фрагмент уипиля. Cueva de la Garrafa, 13-16 вв. н.э.

 

ВТОРОЙ ЭТАЖ. ЗАЛ ИСТОРИИ

Зал Истории представляет развитие Чиапаса с начала Конкисты до начала двадцатого века. Экспозиция включает различные копии архитектурных деталей церковных строений, такие как полихромная арка монастыря Мерсед (La Merced) из Сан Кристобаля де лас Касас, декоративные архитектурные плетенки монастырей Текпатана, Санто Доминго и Чиапа де Корсо, и архивольт (арочная лепнина) церкви Сан Хосе Конета (San Jose Coneta).

В зале также выставлены предметы культа, который жители Чиапаса продолжали почитать после прихода европейцев вплоть до начала двадцатого века, а также оружие и доспехи, среди них железные алебарды работы начала 16 века. В этом зале можно увидеть предметы быта, принадлежащие, в основном, доминиканским монахам.

Историческая экспозиция содержит около 272 экспонатов колониальной и республиканской эпохи, и 298 экспонатов этнографического характера. Последний раз экспозиция Зала Истории пересматривалась в 1997 году при участии историка и экспозициониста Антонио Гарсиа де Леон.

45

Второй этаж музея украшает копия большой барочной арки из ризницы церкви Ла Мерсед, город Сан Кристобаль де лас Касас.

Арку поддерживает толстая колонна, украшенная полихромной лепниной красного и золотистого цвета. Декоративным украшением арки служит спиралевидная лента, которая обвивает колонну и заканчивается разинутой пастью льва, а также изображение двуглавого орла герба Габсбургов. С северной и южной стороны колонны можно увидеть выразительные изображения луны и солнца, морских сирен с перьями вместо чешуек, различные цветы и птиц. Предполагается, что декоративные элементы были исполнены руками индейских мастеров.

Доспехи.  Период Конкисты Ларец Кубок
Весы. Период Конкисты Ларец, замок и гири. Период Конкисты Атлас мира (колониальная эпоха)

На территорию Чиапаса испанские конкистадоры под командованием капитана Луиса Марина прибыли в 1524 году, однако официальная история колонизации Чиапаса начинается с 1528 года. Диего де Мазарьегос основал на Центральной низменности город Вилья Реаль де Чиапа (Чиапа де лос Индиос), в настоящее время город Чиапа де Корсо, а затем, некоторое время спустя, 1 марта 1528 года в нагорьях Чиапаса тот же Диего де Мазарьегос основал другой город под таким же названием (Чиапа де лос Эспаньолес), в настоящее время Сан Кристобаль де лас Касас.

Пытаясь избежать гибели или плена в столкновении с солдатами Диего де Мазарьегоса (1528 г.), индейцы чиапа предпочли броситься вниз с самой высокой точки каньона де Сумидеро вместе с женщинами и детьми.

Распятие Современная настенная живопись. Подвиг индейцев чиапа Герб штата Чиапас

По просьбе Хуана Мендоса де Сотомайор, король Карлос I Испанский издал, согласно королевской грамоте от 1 марта 1535 года в городе Мадриде, Испания, герб города Реаль де Чиапа (в настоящее время – Сан Кристобаль де лас Касас), - геральдический знак, который со временем стал эмблемой штата Чиапас.

Описание: поле герба – красное. С правой стороны герба, на вершине горы находится изображение золотого фонтана и золотого льва, стоящего на задних лапах. С левой стороны, на вершине горы находится изображение плодоносящей пальмы зеленого цвета с другим золотым львом на задних лапах. В середине герба – воды извилистой реки Рио Гранде де Чиапа (река Грихальва). Герб увенчан короной.

Значение: красное поле – защита и награда за опасности и жертвы, которые во время колонизации и Конкисты понесли соседние с Сан Кристобалем земли провинции Чиапас. Золотой фонтан – богатство, свет и мудрость. Золотой лев – бдительность и власть. Лев вблизи фонтана означает упорство, храбрость и героизм. Плодоносящая пальма и золотой лев рядом с ней означают память о Св. Христофоре, изначальном защитнике города Реаль де Чиапас. Два утеса и река – Каньон де Сумидеро. Корона – знак благородства и славы.

Карта Лакандонской сельвы и поселений лакандонов в колониальную эпоху Посуда и кукла лакандонов колониальной эпохи. Происхождение - Лакандонская сельва, поселок Фронтера Коросаль Лакандонская кукла
Лакандоны.  Фото 19  в.

 

ЭПОХА НЕЗАВИСИМОСТИ

Хоакин Мигель Гутиеррес

Хоакин Мигель Гутиеррес (Joaquin Miguel Gutierrez Canales), 1796-1838 гг. Политический и военный деятель, уроженец Тукстлы, сторонник независимости Чиапаса как от Новой Испании, так и от Гватемалы. Хоакин Гутиеррес поддерживал идею создания федерации государств Центральной Америки. Вскоре после провозглашения Независимости Мексики, при его непосредственном участии был проведен референдум в Чиапасе, в результате которого Чиапас окончательно присоединился к Мексике осенью 1824 г. (результаты референдума в начале были подвергнуты сомнению, и в Тукстле прошли волнения, однако окончательный результат референдума так и не был оспорен). В качестве первого губернатора независимого штата Чиапас и федерального депутата, Хоакин Мигель Гутиеррес поощрял развитие образования в штате, защищал права индейского населения Чиапаса и до конца жизни боролся за идеи федерализма. В феврале 1834 года Гутиеррес законодательным образом закрепил за Тукстлой статус столицы штата Чиапас (впоследствии неоднократно оспариваемый). В 1838 году Гутиеррес был застрелен чиапасскими централистами. Десять лет спустя имя Гутиерреса было добавлено к названию города, и с 1848 года Тукстла стала носить двойное имя - Тукстла Гутиеррес - в честь «любимого сына» этого города.

Имя Хоакина Мигеля Гутиерреса и в настоящее время остается символом принадлежности Чиапаса к Мексике.

Давнишняя историческая и административная принадлежность Чиапаса к Гватемале сегодня тоже является весьма актуальной темой для обсуждения. Старая столица Чиапаса Сан Кристобаль де лас Касас всегда тяготел к идее собственной независимости от всех соседей, однако идея федерализма и присоединения к Мексике, которую столь горячо поддерживал Хоакин Мигель Гутиеррес, вызвала необходимость в новой столице штата, более лояльной к идее единого государства Мексики. Таким образом, был дан стимул к росту небольшого ранее поселка Тукстла, который становился большим и значимым городом в противовес старейшей и красивейшей столице Чиапасского высокогорья - Сан Кристобалю де лас Касас. Историческая тяжба между двумя городами за главенство продолжалась на протяжение всего девятнадцатого века, вплоть до 1911 года, когда старейшины Сан Кристобаля официально поднялись против муниципальных властей Тукстлы. До сих пор в Чиапасе можно почувствовать наличие некоторой враждебности между двумя городами-конкурентами, однако никто не станет спорить, что Сан Кристобаль уже давно отвоевал свои позиции - в качестве туристической столицы Чиапаса. В противоположность Сан Кристобалю де лас Касас, Тукстла воспринималась как относительно молодой город, не имеющий глубоких исторических и культурных корней в прошлом, архитектурных памятников и определенной исторической атмосферы. Этот взгляд на Тукстлу Гутиеррес, скорее всего, был вызван к жизни знаменитым британским писателем и публицистом Грэмом Грином, который путешествовал по Мексике в тридцатых годах двадцатого века. В своих путевых заметках «Дороги беззакония» ("The Lawless Roads", 1939 – темные времена движения антиклерикалов и оппонирующих им «кристерос» в Табаско и Чиапасе) Грин назвал Тукстлу «новоиспеченной безобразной столицей Чиапаса», аналогом Мехико Сити в провинциальных масштабах.

Тем не менее, Тукстла, ставшая городом и столицей по настоятельному желанию Хоакина Мигеля Гутиерреса, пройдя множество исторических испытаний, исполнила свое объединительное назначение, собрав воедино прибрежную территорию современного Чиапаса – древний район Соконуско (Soconusco) с его главным городом Тапачула, и чиапасское высокогорье – Los Altos, с Сан Кристобалем во главе, - в один большой штат, который в настоящее время продолжает тяготеть экономически и политически к возникшему исторически недавно центру, который продолжает расти (и хорошеть!) с каждым годом. Интересно, что бы сказал Грэм Грин, если бы он увидел сегодняшнюю Тукстлу… А сегодняшняя Тукстла, как и раньше, продолжает любить своего избранного сына – Хоакина Мигеля Гутиерреса.

Историческое отделение Чиапаса от Гватемалы, которое было инициировано Хоакином Мигелем Гутиерресом, остается предметом для дискуссий и даже сомнений в правильности пути, избранного почти два века назад. Присоединение Чиапаса к Мексике до сих пор не дает покоя по другую сторону границы – в Гватемале, а также самим жителям Чиапаса. Современные деятели Чиапаса даже берутся провести историческую параллель между событиями 1824 года и причинами возникновения современного движения индейцев Чиапаса за свои права – чиапасским сапатизмом.

Исторические параллели в Чиапасе не случайны. Ныне ушедший в отставку предпоследний «красный епископ» Сан Кристобаля – нобелевский кандидат Самюэль Руис (Samuel Ruiz) доказал своей жизнью, что идеи великого гуманиста Бартоломе де Лас Касаса, в честь которого назван город Сан Кристобаль, продолжают жить среди индейцев Чиапаса. Оба епископа – Лас Касас в шестнадцатом веке, и Самюэль Руис в двадцатом – доказали свою преданность идее защиты прав коренного населения Чиапаса. Современная пресса Мексики и США неустанно старались обвинить Самюэля Руиса в связях с сапатистским движением Чиапаса. Представители официальной церкви Мексики, равно как и представители инославных конфессий, заполонившие Чиапас и финансируемые своими коллегами из США, несколько лет боролись против епископа Сан Кристобаля. На него даже была подана жалоба лично папе Иоанну Павлу Второму, в которой говорилось, что епископ Руис «не принес мира жителям Чиапаса, но причинил им большое зло». Тем не менее, дело Лас Касаса до сих пор живо среди индейцев Чиапаса – его преемник епископ Руис не стал ограничиваться переводом некоторых глав Библии на современные индейские языки (имеется ввиду его перевод «Книги Исхода» на современный цельталь, сделанный в семидесятых годах прошлого века), но и всячески поддерживал местное индейское население в его борьбе за свои насущные права.

Главный викарий города Сан Кристобаль де лас Касас при епископе Руисе и его официальный представитель фрай Гонсало Итуарте, не раз высказывал свою точку зрения на свершившийся исторический факт отделения Чиапаса от Гватемалы, и проводил параллель с современными политическими фактами из жизни Мексики. Народный референдум 1824 года, проведенный по инициативе Хоакина Мигеля Гутиерреса, последующий этап независимости Чиапаса и в конечном итоге, его присоединение к Мексике, викарий сравнивал с заключением современного договора НАФТА (1994 г.) о едином экономическом пространстве между Канадой, США и Мексикой и его губительными последствиями для слабейшего партнера, а именно – постепенным обнищанием и ослаблением Гватемалы после отделения Чиапаса в девятнадцатом веке, и постепенным разрушением экономического потенциала Мексики в конце двадцатого века, что вызвало к жизни движение за свои права чиапасских индейцев – современный сапатизм.

Таким образом, современному Чиапасу еще рано забывать о делах давно минувших дней, и дело Хоакина Мигеля Гутиерреса, «любимого сына Тукстлы», до сих пор является актуальным, и почти двухсотлетняя идея интеграции Чиапаса в Соединенные Мексиканские штаты до сих пор находит как защитников, так и противников.

Картина «Смерть Хоакина Мигеля Гутиерреса», 1848 г.

Картина «Смерть Хоакина Мигеля Гутиерреса», 1848 г. Художник Бенджамин Крокер (Benjamin Crocker). Хоакин Мигель Гутиеррес был убит на одной из улиц Тукстлы 8 июня 1848 года. Сразу после убийства труп был ограблен и одежда украдена. Легенда гласит, что когда убитого лидера нашли, то тело его было прикрыто накидкой. Бенджамен Крокер (1855-1925) – талантливый художник и скульптор Чиапаса. Он жил в Комитане, происходил из семьи английских фотографов. Писал портреты выдающихся людей своего времени и образы святых.

План городской застройки Тукстлы Мужской костюм Предметы женского костюма

 

Маримба

Происхождение маримбы до сих пор вызывает споры. Существует три версии происхождения маримбы – с африканского континента (Ангола), из Индонезии, и из древней культуры майя, согласно похожему изображению, которое имеется на церемониальной вазе из Ратинлиншуль, в настоящее время находящейся в музее Университета Пенсильвании, США. Маримба является ударным инструментом, ее клавиши обычно делаются из дерева hormiguillo (Platymiscium dimorphandrum). Представленная в экспозиции маримба имеет двойную клавиатуру на четыре октавы, и известна под именем «Requinta». Происходит из поселка Сан Бартоломе де лос Лльянос (в настоящее время – поселок Венустьяно Карранса, Чиапас.

Музыка к вальсу Tuxtla композитора Давида Гомеса Аррасола Портрет композитора Давида Гомеса Аррасола Слова к вальсу Тукстла Умберто Альвареса Альбореса

LETRA DEL VALS «TUXTLA»
Umberto Alvarez Albores – Tuxtleco

NUMERO 1
1a parte
Tuxtla, eres cancion de amor
Bello rinconcito de ilusion
Nido de un ensueño embriagador
Tuxtla eres rosal en flor
Dulce bendicion de Dios
Fuente de mi inspiracion
Tu seras
intimo santuario
De mi existir
Tibia luz del sol en mi sentir
Bajo un cielo siempre azul
Donde vivir

2a parte
Nunca olvidara mi corazon
Que fuistes tu, la que hizo feliz
A mi joventud tan dichosa,
Rica esencia de mi adoracion
En mi alma has sido
Bello florilegio de emocion
En mi cantar (se repite)

1a parte
Tuxtla, eres cancion de amor
Bello rinconcito de ilusion
Nido de un ensueño embriagador
Bajo un cielo siempre azul
Donde vivir
.

NUMERO 2
1a parte
Tuxtla bendito que me hablas de dichas
De encantos, de ensueños y de amor
Tuxtla querido, que sabes de luchas
De sangre, de llanto y de dolor.
Vergel risueño, estrella brillante
Que alumbras mi desilusion,
Ruiseñor perdido en la selva obscura
De mi vida errante y sin fe.
(sigue y despues numero 3)

1a parte
Eres tu para mi
Una lampara votiva que jamas se extinguira
En el cielo de mi devocion.
Yo sere para ti
Faro luminoso convertido en una oracion (se repite)

NUMERO 3
1a parte
Luz de la mañana
Fiel sonrisa de aurora
Nido grato de emociones
Hoy te canto las canciones
De mi corazon.
Palido reflejo de mi cantar
Anhelo divino de mi adorar
Brilla en tu alborada
Mi doliente serenata
Que te arrulla enamorada
Floreciendo en mi ensueños
Infinito amor-
Eres Tuxtla mi sublime esperanza
Manantial de luz que brota de Dios.
(sigue y luego el numero 4)

2a parte
Grato es vivir muy cerca de tu corazon
Sentir las ancias de tu amor
Soñar con toda la ilusion
Para gozar (escuchar) su canto evocador (se repite)
(luego – Luz de la mañana, etc)

NUMERO 4
1a parte
Tus campanas que he escuchado
Muchas noches... muchos dias
Me llenaron de alegrias
Y arrullaron mi niñez
En tus fiestas yo he gozado
Imposible de olvidarte
Y he querido recordarte
Con pasion y fe.

2a parte
Un cielo azul tendras
Bello pueblo que has vivido en paz
Cuna de mis ilusiones
Y de mis aspiraciones-
Un mundo ideal veras
Y una vida en primavera
Es la dicha verdadera

Que yo quiero para ti.

 

Повседневная женская одежда народности цоциль.  Поселок Сан Хуан Чамула Повседневная мужская одежда народности цоциль.  Поселок Сан Хуан Чамула

 

ЭПОХА ПОРФИРИЗМА И РЕВОЛЮЦИЯ В ЧИАПАСЕ

Руководство по скотоводству. 1888 г.

Конец порфирианской диктатуры и революция 1911 г. в Чиапасе носили характерный отпечаток экономической направленности этой самой удаленной от центра провинции Мексики. В течение всего девятнадцатого века история Чиапаса была направляема интересами местных каст землевладельцев – землевладельцы Долины (la Valle Central) постепенно приобретали либеральные взгляды, в то время как земельная олигархия чиапасского высокогорья, включая церковных чиновников, упорно придерживалась консерваторских взглядов. Тем не менее, цель у тех и у других была одна – приобретение наибольшего контроля за местными земельными наделами. Согласно земельным законам 1826 и 1832 гг., право собственности на «пустовавшие» сельскохозяйственные земли, ранее принадлежавшие испанской Короне и обрабатываемые местными индейцами (как в долине так и в высокогорьях), переходило к элитам собственников неиндейского происхождения («ладинос»). В то время как земельные собственники Долины приобрели и обрабатывали землю для непосредственной продажи ее продукта на рынке, землевладельцы Высокогорья экспроприировали земельные наделы у индейцев и превратили последних в наемную рабочую силу.

Начиная с семидесятых годов 19 века, сельскохозяйственные продукты Чиапаса (кофе, какао, хлопок, сахар и дерево каоба) заняли постоянную нишу на мировом сельскохозяйственном рынке, что повлекло за собой необходимость административной реструктуризации сельского хозяйства штата и правительственных дотаций, которые позволяли бы при минимуме вложений в инфраструктуру штата обеспечивать полновесный экспорт его сельскохозяйственной продукции. Помимо сельского хозяйства, реструктуризация также включала необходимую модернизацию административного управления и наличие отраслей легкой промышленности (реформы Эмилио Рабаса).

Экономическое соперничество между Долиной и Высокогорьем (читай: между Тукстлой и Сан Кристобалем) постепенно вылилось в соперничество экономических элит, каждая из которых выдвигала своих политических лидеров на губернаторскую и депутатские должности штата. В зависимости от силы тянущих, канат постоянно перетягивался либо в сторону новой столицы Чиапаса Тукстлы Гутиеррес (новые либералы-землевладельцы), либо в сторону традиционных «finqueros» Сан Кристобаля (помещиков-землевладельцев). Индейцы постоянно служили «яблоком раздора между землевладельцами, каждый из которых оспаривал свое право на эту рабочую силу – дешевую и послушную. Переход в рабство за земельные долги приобрел законную силу, и еще крепче привязал крестьянина к земельному наделу» (Thomas Benjamin, "Chiapas: Tierra rica, pueblo pobre").

В конце девятнадцатого века и в начале двадцатого усилилось политическое влияние коммерсантов и землевладельцев из Тукстлы, которые выступали за модернизацию сельского хозяйства. Закат порфирианской эпохи в Чиапасе после смерти Порфирио Диаса в 1911 г. ознаменовался последней попыткой реванша со стороны традиционалистов Сан Кристобаля за многолетнее преобладание Тукстлы в экономике штата.

Чиапас, как самый удаленный, самый отсталый и сельскохозяйственный штат Мексики, в течение всех последующих за порфирианской эпохой мексиканских революций, «занесенных извне», преследовал только свои внутренние цели – наиболее полное владение землей различными «экономическими группами», или кастами. В постоянной жестокой игре за право обладать землей индейцы по-прежнему оставались лишь объектом игры, привязанным к земле. В поисках «щедрого защитника», многие индейские общины стали заложниками существующей социально-политической системы, и произвели на свет новую социально-этническую группу индейских «касиков», обладающих полной властью в своих общинах.

Купюра 1914 г. Портрет Белисарио Домингеса Погоня. Современная настенная живопись

Белисарио Домингес (1883– 1913). Гражданский герой Мексики, врач, президент муниципалитета города Комитана, впоследствии сенатор от штата Чиапас в Мехико во времена уэртистской диктатуры. В сентябре 1913 г. публично выступил с речью, направленной против президента Уэрта. Похищен уэртистской полицией и зверски убит 13 октября 1913 г. Имя Белисарио Домингеса носят многие улицы и населенные пункты Мексики. Город Комитан в настоящее время тоже носит двойное название в честь своего соотечественника – Комитан де Домингес.

Зингер. Вечный двигатель Журнал мод Женский костюм порфирианской эпохи

Первый автомобиль, первое электричество и сельскохозяйственные машины, которые прибыли в Чиапас в начале двадцатого века, положили начало новой эпохи в истории штата. Первый удар по чиапасскому бездорожью был нанесен в феврале 1910 г. историческим пробегом автомобиля марки White HP из поселка Халиско (ныне городок Аррьяга) до Тукстлы Гутиеррес – через все горные перевалы тихоокеанского побережья Чиапаса. Второй пробег машина совершила через Сан Кристобаль, Комитан и поселок Сапалута – ныне районный городок Тринитария. Двигатель этого исторического автомобиля гордо красуется в одной из витрин музея, завершая обзор Исторической экспозиции.

Мотор первого в Чиапасе автомобиля марки White HP Механическая мельница для тростникового сахара американского производства. 19 в.

 

ИСКУССТВО ЗАХОРОНЕНИЯ ЗАПАДА
Археология Колимы, Халиско и Найярита

Временная выставка была открыта в декабре 2004 г. Данный текст является переводом стендового комментария, предваряющего экспозицию.

 

Временная выставка

«В течение долгого времени культуры Запада Мексики считались внутри страны и за ее пределами самыми малоизученными по сравнению с теми, что развивались на мексиканской территории с древнейших времен. Они часто уступали блеску и наследию цивилизации майя, Теотиуакана, сапотеков и ацтеков.

За последние пятьдесят лет стала проявляться исключительная оригинальность этих культур – продукта не только тысячелетней истории, но и яркого личностного выражения, которое особо выделяет эти культуры и ставит их вровень с великими культурами Месоамерики. Эта оригинальность стала известна благодаря тем многочисленным находкам, которые относительно недавно были обнаружены в захоронениях и могилах, и в частности, речь идет о великолепных образцах керамики. Продукт оседлой цивилизации, эта керамика раскрывает волю к творчеству, посредством которой творцы удаляли себя от мира, чтобы изобразить реальную жизнь живущих.

Керамика Керамика Керамика
Керамика Керамика Керамика

В керамических изделиях для домашнего обихода мастера использовали мотивы флоры, фауны, фигуры людей, их ежедневных занятий, их искусства, их каждодневную жизнь и обычаи того мира, который благодаря этим мастерам стало возможным частично воссоздать в наши дни. Сегодня эти изделия служат ценным свидетельством существования тех обществ, которые развивались свыше двух тысяч лет назад в том регионе Мексики, который сегодня занимают штаты Колима, Халиско и бассейны рек, впадающих в Тихий океан.

Керамика Керамика Керамика
Керамика Керамика Керамика
Керамика Керамика Керамика

Национальный совет по культуре и искусствам, при посредничестве Национального института антропологии и истории, представляет в Региональном музее Чиапаса, в рамках празднования его двадцатилетнего юбилея, эти исключительные археологические находки, которые являются частью коллекций региональных музеев Колимы, Халиско и Найярита».

 

«« назад