МЕСОАМЕРИКА глазами русских первопроходцев

Центральная Америка Андрея Уфимцева

 

Чиапас. Русский взгляд

 

Сообщения о делах в Юкатане от Армины

 

Странные заметки странного человека

 

Рассказы путешественников

 

 

Малые народы Мира. Научно-поплярный проект Андрея Матусовского

 

Южная Америка Андрея Шляхтинского

 

Рассказы путешественников

 

 

 

 

 

Loading

 

 

 

 

Путешествия >

Гватемальский транзит (Гватемала-Гондурас 2008)

Вадим (Jabber W.)

 

День четвертый, 08 января (вторник). Копан

«Путешествовать! Я еще ни разу не уезжал <так далеко> из дому, и для меня в этом слове таилось неотразимое очарование. Скоро брат мой будет уже в сотнях и сотнях миль отсюда, среди пустынь и гор Дикого Запада. Он увидит индейцев и бизонов, луговых собачек и антилоп. Сколько у него будет приключений – быть может, его повесят или скальпируют, – и как это будет весело, и он напишет обо всем этом домой и прослывет героем!»
Марк Твен, «Налегке»

 

Ни один мой отпуск не обходится без подъемов в 3 утра. Ни один. Правда потом я ни разу об этом не пожалел. Но это потом. А в то мгновенье, в 3 утра, когда ты вздрагиваешь от звонка будильника… ну вы понимаете.

В 3:50 мы бредем по дорожкам спящего отеля к машине, волоча за собой чемоданы. Слушайте, я никогда не думал, что мягкие ролики чемоданов могут так неприятно грохотать по каменным дорожкам. А ведь все нормальные люди сейчас спят. И птицы и звери. Только менеджер, забравшись за 15 тысяч километров от дома, не спит. Его, видите ли, Гондурас беспокоит. Ну ничего, будет ему Гондурас, будет.

В 4:00, строго по графику, мы выезжаем из отеля. Грохоча по брусчатке проезжаем Антигуа и, через 10 минут уже едем по шоссе к Гватемала-Сити. Дорога между Антигуа и Гватемала-Сити – отличная. Гладкий асфальт, ни ям, ни колдобин. По два ряда в обе стороны, при этом полосы встречного движения проложены на значительном расстоянии друг от друга (как будто две разные дороги). Фонарей минимум, но зато на асфальт нанесена хорошая светоотражающая разметка.

Горный рельеф не позволяет комфортно держать больше 80 км/ч, ну и ладно. По сторонам все равно ничего не видно (темна тропическая ночь), можно сосредоточиться на дороге и готовиться к встрече со столицей гватемальской земли.

Столицу эту нам нужно будет проехать насквозь, а кто видел карту (посмотрите из интереса), тот поймет, что сделать это в 5 утра совсем уж без ошибок будет затруднительно.

Основная рекомендация по проезду Гватемала-Сити была такая: «нужно ехать вместе с основным потоком машин, так сквозь город и проедете». Только вот какое дело… назвать автомобильное движение в любом городе в 5-ть утра «потоком» может разве что житель монгольской степи. Какие-то машинки вокруг были, не спорю, поэтому сначала всё шло вроде бы неплохо. Только в одном месте (у поворота на аэропорт), поток разделился на две части: 5 машин поехало налево и 4 – направо. Мы присоединились к первой группе (она больше напоминала «поток»), въехали на эстакаду, проехали пару кварталов и на очередном перекрестке две машины поехали направо, две – налево, и одна прямо. Ну-с, какие будут предложения?

Останавливаемся, смотрим карту. Заодно – вокруг. Машин нет вообще. Людей тоже. Начинаем описывать круги по кварталам. Тут бы, наверное, к месту сказать пару слов про Гватемала-Сити, но учитывая специфику ситуации (5 часов утра), красочного описания не получится. Что запомнил: дороги – ничего так, фонари есть, но не так, чтоб везде. Указатели тоже есть, но показывают не туда, куда нам нужно. А вообще, после 30-ти минутной экскурсии по ночному городу уже даже как-то начинаешь в нем ориентироваться. Ну типа «О! А здесь мы уже были!».

Народу, как я сказал, ни души, только редкие тени. В воздухе – что-то типа легкой серой дымки. В 5:30 на одном из бульваров встретили колонну велосипедистов на шоссейных великах… молодцы, спортсмены, уважаю.

Короче, пришлось искать прохожих и четыре раза спрашивать дорогу. Были опрошены: женщина средних лет с тележкой с цветами, пожилая супружеская пара и молодой человек на автобусной остановке. Несмотря на время, народ приятно поразил отзывчивостью, приветливостью и готовностью помочь. Ну и, собственно, благодаря им мы и сориентировались.

А как же регулярно появляющиеся в прессе статьи о криминогенной обстановке и недобром настрое населения в этом городе? Ну, не знаю. Люди которые попались нам в Гватемала-Сити, видимо этих статей не читали.

Последний, четвертый раз, «для полной уверенности» уже около 6-ти, спросил дорогу на заправке Шелл (они уже открываются к этому времени). Вот этих ребят (и заправки) рекомендую. И народ там обстоятельный, все расскажет-покажет и заправки – очень приличные.

Дальше уже без остановок мы проскочили центр города с широкими бульварами, проскочили маленькие северные кварталы, вырулили на шоссе «Гватемала Сити – Пуэрто Барриос» и покинули город еще до восхода солнца.

На всякий случай, для наглядности, напомню наш маршрут на сегодня:

Из Гватемала-Сити, по шоссе 09N (на Пуэрто Барриос) мы движемся на восток. Проезжаем г.Гуастатойя (Guastatoya), проезжаем поворот на Кобан (Coban). Но в Кобан - это на север, а нам прямо, на восток. В Кобан поедем в следующий раз.

Ищем поворот на юг, на Закапу (Zacapa).

Поворачиваем на юг, проезжаем Закапу, Чикимулу (Chiquimula) и ищем поворот опять на восток, на El Florido. Это, собственно, пограничный переход и есть. Всё, дальше единственная дорога ведет от границы в городок Ruinas de Copan, а потом и в сам археологический комплекс.

Рассвет мы встретили в дороге, но если честно, солнце встало где-то за горами и ничего особо красивого мы не наблюдали. Вообще, километров 40 после Гватемала-Сити местность не так чтобы очень живописная. Видимо сказывается близость к мегаполису. Вокруг какие-то карьеры со строительной техникой и облезлые горы с хилой растительностью. Сужения и ремонт дороги (в паре мест) также не способствуют расслабленному вождению. Короче, это вам не вокруг Атитлана кататься.

Но, зато, чем дальше, тем живописнее. Горы сменяются «пригорками», вокруг все постепенно окрашивается в сочные зеленые цвета, можно уже смотреть по сторонам и получать удовольствие.

Дорога без проблем позволяет держать 80-90 км/ч. Местами – до 110 км/ч, но только местами (пригорки все-таки). Движение редкое, в основном – грузовики. Качество дорожного покрытия от Гватемала-Сити до Гондураса очень хорошее. Ни ям, ни колдобин. Да… это вам не Елец-Воронеж.

Само шоссе в основном двухполосное, но поскольку машин не много и обгоны трудностей не вызывают, это как-то и не напрягает.

Проезд деревень. Тут такое дело: поскольку шоссе идет через деревни, приходится скидывать скорость. Иногда – существенно. И дело не столько в гватемальцах, они-то адекватно реагируют на машины, а в гватемальских собаках. Собаки эти переходят дорогу как пешеходы в Европе. Ну я раз оттормозился всласть. Второй раз, опять же, с визгом шин (Королла была без АБС). Потом я как-то расслабился, менеджерский невроз вида «никуда не успеем» притих и мы поехали помедленнее (60-80 км/ч). И вам рекомендую. Начинаешь как-то смотреть по сторонам - а по сторонам там лето, зелень, деревушки, поля, коровы, ну и вообще… отпуск это или не отпуск?

В 7:05 мы проехали поворот на Кобан и почти сразу же встали в пробку. Там, в очередной деревне, пара грузовиков с прицепами запуталось друг в друге при выезде на шоссе. Аварии, как потом выяснилось, не было, но сзади и спереди их поджали другие машины, короче всё вокруг остановилось в ожидании развязки. А в это время подъезжают другие машинки и постепенно заполняют и встречную полосу и обочину.

Через полчаса приехал, точнее – пришел полицейский (проехать ему уже было без шансов), который в драматизме ситуации разбираться не стал и быстро разогнал всю группу товарищей. В 7:40 продолжили движение.

Поворот на юг был найден без проблем (там нормальный указатель на Закапу и Чикимулу, промазать невозможно). Поворачиваем, проезжаем Закапу и знаете, что хотел бы сказать – какая эта Гватемала все-таки разная. Дорога опять стала потихоньку подниматься в горы, кусты-деревья по бокам дороги поменяли цвет, стали посуше и более низкорослыми. Но дорога от этого менее живописной не стала. И чем дальше я ехал по этой Гватемале, тем больше я ей восхищался. Страна-то действительно оказалась очень красивой.

Но кроме того, на протяжении всего пути от Антигуа через Гондурас до Тикаля... Да что там - даже до момента, когда я сел в кресло самолета, вылетающего в Коста Рику, меня не покидало ощущение, что… как бы это сказать… Ну что мне очень приятно находиться в этой стране.

К концу поездки я где-то в глубине души даже боялся, что сейчас что-то случится и это «что-то» перечеркнет жирным черным крестом всё увиденное. Все очарование этой природы, всю доброжелательность встреченных нами гватемальцев, весь этот Атитлан, Пакаю, Антигуа и т.п. Скажу сразу - не случилось ни-че-го. Гватемала до конца оставалась страной, о которой мне приятно вспоминать с удовольствием.

Вот, занятый такими мыслями, я поворот на восток и проскочил. И это при том, что указатель на Эль Флоридо был написан большими контрастными буквами. Дорога пошла еще выше в горы, стала еще более живописной, но начались серпантины, которых на карте не было. Пришлось разворачиваться, а жаль – я был готов ехать дальше.

По правде сказать далеко уехать не удалось, незапланированный заезд в пампасы и возврат оттуда занял около 20-ти минут. Итак, поворачиваем на Эль Флоридо, дорога опять идет вверх, мы объезжаем какие-то горы и, наконец, останавливаемся у пограничного перехода.

Время: 9:40 утра.

Переход этот какой-то совсем обычный. Ни тебе вышек, ни колючей проволоки, ни охраны. Всего лишь одноэтажный домик с пятью-шестью окошками, да пяток туристов около него. На подъезде к границе у обочины выстроились друг за другом грузовики и фуры. Но легковые машинки свободно проезжают прямо к домику и паркуются напротив него.

Мы выходим, встаем в очередь, сдаем паспорта, отвечаем на вопросы «Откуда вы» и «Куда едете». Когда я сказал, что из России, пограничник посчитал необходимым меня успокоить: «Ну Вы не волнуйтесь. Это раньше, во времена контрас, всех русских сразу арестовывали. А сейчас уже нет». Вот за это – спасибо, честное слово. Это они совершенно правильно решили, полностью поддерживаю.

Как я уже упоминал, виза на въезд в Гондурас из Гватемалы для осмотра Копана оформляется на границе (для граждан РФ, по крайней мере). Пограничникам показываешь только паспорт и документы на машину. Они даже штампик в паспорт не ставят (а могли бы, хоть на память). Просто выдают бумажку, которую на обратном пути нужно вернуть.

Всех дел на 20 минут, и в 10:05 мы пересекаем границу.

Ну что вам рассказать про Гондурас…

Вот уж точно страна, на которую мы вообще не возлагали никаких надежд, кроме, разве что, Копана. Я почему-то представлял себе Гондурас выжженной степью с сухой травой и редкими деревцами. Частично это подтвердил пограничный пункт, вокруг которого была натыкана как раз такая чахлая растительность, которую я и ожидал увидеть.

Однако вынужден вас сразу разочаровать, остальной Гондурас (ну, который мы видели, конечно), очень сильно отличается от моих представлений. И не просто «сильно», а он вообще не такой.

Вот первый кадр (10:13 утра):

Да… Вот это мы неплохо зашли. По крайней мере с природой у них тут всё в порядке.

Кстати, обратите внимание на качество дорожного покрытия. Асфальт – отличный.

Дорога достаточно быстро спустилась в долину, там оказалась единственная развилка. Указателя нет, но нам, судя по солнцу - налево. Минут через пять въезжаем в город Руинас де Копан, но пока проезжаем его не останавливаясь: уже хочется увидеть конечную цель путешествия - сам Копан.

А городок там такой, полноценный. Маленький конечно, но с центральной площадью и кварталами каменных двухэтажных домиков. Улицы, к сожалению, в ямах и канавах, но после города опять начинается хороший асфальт

Наконец, в 10:35 мы паркуемся на стоянке перед Копаном. Всё, пока стоп. Подобьем, так сказать, итоги.

Мы выехали из Антигуа в 4 утра, приехали в Копан в 10:35.

По имеющейся информации, туристический автобус от Антигуа до Копана доезжает за 6 часов. Мы доехали за 6:35. Можно, конечно, вычесть полчаса блужданий по ночному Гватемала-Сити, полчаса на пробку после поворота на Кобан, 20 минут на попытку проехать мимо поворота на Эль Флоридо. Плюс еще какие-то минуты на «выйти, сфотографировать симпатичный пейзажик».

Ну что, для первого раза, мне кажется, совсем неплохо. Как-то даже и не устали. Но это понятно: и ехали не быстро (не укачало) и дорога интересная и «исследовательский» азарт держит в тонусе.

Переодеваемся («брюки превращаются в элегантные шорты»: в Антигуа-то ночью было прохладно, а тут +27С), покупаем билетики и вперед.

Из приятных новостей: Копан хорошо подготовлен к туристическому посещению, как в части инфраструктуры (большая парковка, чистые туалеты, магазинчики с водой и легкими закусками), так и в плане ухоженности территории (трава подстрижена, тропинки проложены).

Из неприятных новостей… а нет таких. Погуляли мы по археологическому комплексу с удовольствием: первая фотография сделана в 10:44, последняя – в 14:37. И эти четыре часа пролетели просто незаметно.

На входе в Копан тусуются прикормленные попугаи и агути. Агути эти... как они выживают в дикой природе - непонятно. Это ж ходячий стейк для ягуара

Забавно, но судя по большинству фотографий, которые я просмотрел до поездки, Копан удачно вписывался в мои представления о Гондурасе – десяток каменных стел на выжженном солнцем поле, и пара развалин на заднем плане.

Ну и что я увидел? Что опять всё не так. Что Копан в начале января весь в зеленой траве и что развалинами этот объект могли назвать, разве что строители, скажем, Тикаля. Причем во время дружеской беседы на тему «не, ты прикинь, уже 5-й век на дворе, а народ вокруг строит непойми чего. И эти, в Копане, туда же».

Вообще Гватемала с Гондурасом… это какие-то неправильные страны. Там все не так, как я представлял. Они постоянно подбрасывают мне сюрпризы, причем такие, к которым я не готов – то есть хорошие.

Там если озеро, то синее и красивое, если вулкан, то вот вам лава. Если индейцы – вот, пожалуйста, настоящие. Причем это они не для туристов так разоделись, они так ходят каждый день. Все это как-то нетуристично. Я уже привык к туристическому бизнесу, я спокойно воспринимаю коралловые рифы без кораллов и индейские шоу без индейцев. Вот к этому я готов, я спокоен и критично настроен. А здесь как-то все очень уж по-настоящему. Так, о чем это мы… а, про Копан.

По настроению Копан мне почему-то напомнил мексиканский Ушмаль. Не внешне, конечно, а именно по общей спокойной, умиротворенной атмосфере. Там приятно находиться. И народу очень мало, что также располагает к расслабленному осмотру объекта.

После стел на центральной площади был конечно же проинспектирован и стадион и иероглифическая лестница и западный с восточным дворы и туннели и вообще – раз мы так удачно зашли, пройдемся уж по всему меню.

Иероглифическая лестница. Справа, под навесом – иероглифическая лестница, слева – стадион, вы его видели на предыдущих фотографиях. Еще левее – площадь со стелами

Вот, так, думаю, понятнее – в правой нижней части фотографии – лестница, в центре – стадион, за ним – площадь. Вход в комплекс – слева (его заслоняет дерево. Ну, так получилось)

Да, сейбы эти, конечно, красавицы

Три сейбы на Копане

Восточный двор

Это фрагмент храма Розалила. Если присмотреться, на правой стене (собственно, это стена Розалилы и есть) виден индейский профиль (маска).

Храм Розалила расположен под Храмом №16. Фотография сделана в одноименном туннеле, который проходит вдоль фрагмента северного фасада Розалилы. К сожалению к самому храму подойти нельзя – там ведутся реставрационные работы. Из туннеля можно увидеть только его небольшой фрагмент

Кстати, действительно, в туннели не забудьте зайти. Они хоть и недлинные, но забавные. К нашему приезду были открыты два туннеля – Розалилы и Ягуара (Jaguar and Rosalila tunnels). Там внутри тоже есть, на что посмотреть. Пласты истории, так сказать.

Может для кого это и задний дворик Копана, но в действительности – дворец Йаш Пасаха

За Копаном, кстати, речка. Группа местных граждан на парковке Копана предложит вам скататься туда на лошадях. Мы отказались, но может и зря. Вообще там живописно.

Восточная стена комплекса

Однако археологический сайт - это еще не всё. С другой стороны парковки – археологический музей, который тоже стОит посетить. В этом музее, как в передаче «Скандалы, интриги, расследования», можно посмотреть «всё, что скрыто». Только, в отличие телепередачи, осматривать музей приятно.

 

«« назад

оглавление

дальше »»