МЕСОАМЕРИКА глазами русских первопроходцев

Малые народы Мира. Научно-поплярный проект Андрея Матусовского

Южная Америка Андрея Шляхтинского

Путешествия >

Гватемальский транзит (Гватемала-Гондурас 2008)

Вадим (Jabber W.)

День шестой, 10 января (четверг). Тикаль (продолжение)

В 11:00 было принято решение сходить в гостиницу, позавтракать.

А вот в 11-то все в Тикаль и идут. Честно говоря, встречный поток туристов, с которым мы столкнулись по дороге на завтрак, вызвал некоторую тревогу. По факту оказалось, что парк свободно впитывает всю эту полуденную туристическую толпу

А в таких домиках расположились номера Jaguar Inn. Наше окно – слева, сверху

Пока шли на завтрак я подумал, что Тикаль в тумане, это, конечно, классно. Но все-таки интересно, как он выглядит в солнечную погоду. Мы так долго до него добирались и жаль, что не увидим его пирамиды на фоне синего неба.

Когда в 12:20, купив заодно карту парка, мы вернулись обратно, облака раздвинулись и в Тикале засветило солнце. Без комментариев.

12:21. Конечно сейба. Ну кто ее не знает

Карта парка продается на входе, и хотя в парке есть указатели, с картой всё получается как-то легче.

Вернувшись, мы решили еще раз осмотреть Храм №4. Вот фотографии, сделанные с почти того же ракурса, что и первые утренние. Почувствуйте разницу.

Или вот - 6:51am. А это 11:47

А потом еще раз в - «Затерянный мир», еще раз – на центральную площадь, а потом – вообще по всем объектам, обозначенным на схеме.

Это – Центральная площадь, Северный акрополь

Ну это вы уже знаете. Храм №2 или Храм Луны

Фрагмент Северного акрополя

Давайте еще раз вспомним, как это было утром, в 8:48. И в 12:08

Ступени справа и слева – это ступени Храмов №1 и №2

Храм №1 также называется Храмом Ягуара. Хотя, откуда эта фамильярность? Храм Великого Ягуара (Templo del Gran Jaguar)

Храм Луны

Это маска в нише Северного акрополя

Храм Ягуара, извините, Великого Ягуара, вид сзади

В середине дня вернулись пообедать, а потом опять, до заката – в Тикаль. Кстати, после полудня появляются комары, так что если вы планируете осмотр Тикаля на вторую половину дня - рекомендую провести личную дезинсекцию.

На одной из тропинок мы практически были затоптаны стаей носух. Вообще, в Тикале как только начинаешь думать, что «ну вот, наверное мы уже все посмотрели», сразу что-нибудь случается. Мы, собственно, шли на обед именно с такой мыслью.

И тут, с топотом и хрустом веток, не обращая никакого внимания на нас, из лесу на тропинку вывалилось стадо носух. Я не ожидал увидеть здесь носух. Мои носухи запланированы к просмотру в Коста-Рике, но никак не в Тикале.

Причем их как-то сразу образовалось столько, что я растерялся и не сразу сообразил, что в общем-то можно и сделать пару снимков.

Носухи эти оказались забавными и очень подвижными животными. С полусдохшим фотиком мне удалось сделать совсем мало несмазанных кадров и то, только в моменты, когда носухи занимались особо важным делом – обедом (своими передними лапками они отламывают засохшую кору у основания деревьев и с большим удовольствием кушают разновсяческих вкусных насекомых).

А указатель-то был…

Пообедав, носухи все так же, не обращая на нас никакого внимания, с топотом удалились в лес. Так… о чем это мы? Ах да, мы шли на обед. Как и носухи. Но свои слова про «мы уже все посмотрели» беру назад. Поэтому после обеда осмотр, естественно, был продолжен.

Так, кто-то что-то мне про похожие глаза рассказывал и фотографии показывал. Уж не о Непале ли мы беседовали

Дворик за Северным акрополем

Вообще, ответить на вопрос «ну а что тебе там особенно понравилось, в этом Тикале?», я смогу ответить достаточно определенно – «Всё». Мне понравилось всё. И смотреть я рекомендую всё и во всех направлениях. Карту в руки и вперед.

Из мест, которые произвели особенное впечатление, но почему-то нечасто упоминаются в других отзывах, я тут вспомнил про Северный акрополь. Он граничит с Центральной площадью (с севера, естественно).

Вот он еще раз, на всякий случай

Его верхняя точка - небольшая площадка с каменной ступенькой-скамейкой. На ступеньке просят не сидеть (ну, просят - пожалуйста), а вот прислониться к ней спиной можно.

Во-первых оттуда открывается замечательный вид на Центральную площадь. Если б на площади устраивались парады, я бы принимал их с этой скамейки. Торжественное такое место. В некоторых зарубежных отзывах авторы называют это «скамейку» троном. Не знаю, как на самом деле (материала не нашел), но по духу очень похоже.

А во-вторых, если там просто немного постоять, услышишь, как легкий ветерок шуршит листьями на деревьях. Как будто, несмотря на жаркий солнечный день, в Тикале идет дождь. Этот дождь почти шел ночью, висел в воздухе утром, и сейчас он тоже был где-то рядом. Забавно, но в Тикале это и запомнилось – свежесть леса и дыхание дождя.

Вид с площадки. На заднем плане – верхняя часть Храма №5.

К трем часам дня солнце потихоньку пошло к горизонту, все вокруг стало приобретать приятные закатные тона и мы не отказали себе в удовольствии забраться на Храм №5 и с большим удовольствием еще раз посмотреть на Тикаль и его центральную площадь, только теперь с другого ракурса. Кстати, белое строение в центре – как раз та площадка на Северном Акрополе, где расположена «скамеечка». А джунгли – это же просто море, которое захлестнуло Тикаль. Над зелеными волнами возвышаются только шапки его пирамид.

Вид с Храма №5. Слева – Храм Луны, справа – Ягуара (Великого).

16:00. Нам уже пора ехать. Жаль, конечно, но действительно – пора. Да и если честно, день получился очень интересным, насыщенным и Тикалем этим я уже был сыт по горло. В самом хорошем смысле этого слова.

Наш самолет вылетает завтра утром (в 8:20), однако не зная реального положения дел с Аламовскими агентами (официально их офис в аэропорту Флореса открывается в 7:30 утра), мы решили заблаговременно сдать машину. Все-таки регистрация в 7:20 утра, и агент-то вряд ли раньше приедет.

Кроме того, при всем уважении к Jaguar Inn, мы решили провести последнюю ночь в Гватемале в более комфортной гостинице. Поэтому в 16:00 мы загрузились в Короллу и направились в сторону КПП. Уехали недалеко, потому что у знака «Олени», оказались, ну понятно - олени.

Нам выпало всего пару минут, чтобы спокойно их рассмотреть, потому что из-за неудачного момента (в это время из Тикаля во Флорес начинается массовый исход туристов), около этого знака мгновенно скопилась пробка из туристических автобусов. Ни мне ни оленям это не понравилось, так что мы с ними решили разойтись и не накалять атмосферу своим присутствием. И правильно - от всех этих туристов кроме какой-нибудь неожиданной гадости ничего не дождешься.