МЕСОАМЕРИКА глазами русских первопроходцев

Центральная Америка Андрея Уфимцева

 

Чиапас. Русский взгляд

 

Сообщения о делах в Юкатане от Армины

 

Странные заметки странного человека

 

Рассказы путешественников

 

 

Малые народы Мира. Научно-поплярный проект Андрея Матусовского

 

Южная Америка Андрея Шляхтинского

 

Рассказы путешественников

 

 

 

 

 

Loading

 

 

 

 

Путешествие в Перу - это просто.

Андрей Любцов

 

Вместо предисловия

23.12.2004. За окном зима, декабрь. Снежок метет, холодно. Трехнедельная поездка в Перу в ноябре уже в прошлом и сейчас вспоминается почти как полет на Луну. Лима, затерянный город инков Мачу-Пикчу, космическое озеро Титикака, линии Наска, Тихий океан, джунгли Амазонки. А ведь было, было!

 

1. Плодотворная дебютная идея

Что же такое, товарищи, дебют и что такое, братья, идея? Как вот так вот взять и поехать в Перу? А не так сложно как видится вначале. После самостоятельных путешествий по Германии, а потом Испании, захотелось организовать более серьезный проект, например по Латинской Америке. Сначала выбор пал на Чили в силу исключительно интересных природных заповедников и многообразия климатических зон. Однако, после некоторого анализа возможного проекта, пришла мысль - Перу и только Перу. Попытаюсь объяснить. Во-первых, Перу с ноября 2003 года является безвизовой страной для въезда до 90 дней. Это было, наверное, решающим фактором. Ведь безвизовый въезд означает полную независимость от посольств и туристических фирм. Покупаешь билет, разрабатываешь маршрут, бронируешь гостиницы и вперед. Требуется лишь паспорт с 6 месячной годностью от даты обратного выезда. Во-вторых, Перу является многоликой страной в плане географии. Тут и побережье Тихого океана (коста) и Анды (сьерра) и джунгли Амазонки (сельва). Кто не знает, великая Амазонка берет свое начало именно в Перу при слиянии рек Мараньон и Укаяли. Наконец, в Перу сосредоточено большое количество очень интересных для путешественника мест, многие из которых внесены в разнообразные атласы современных чудес света. Это и Лима на высоком берегу Тихого океана и затерянный в горах город инков Мачу-Пикчу и самое высокогорное в мире озеро Титикака с космическими пейзажами вокруг и таинственные линии Наска. А кто откажется посмотреть живых пингвинов, морских львов и котиков, птичьи базары на островах Бальестос в Тихом океане? Попить ледяного английского джина с тоником в тридцатиградусной жаре джунглей Амазонки под крики попугаев, выловить живую пиранью - это, конечно, специальное дополнительное мероприятие, только для любителей джина и им сочувствующих.

Итак, решение было принято, едем в Перу. Самостоятельно, безо всяких «фирм», групп и «я первый сел на это место в автобусе».

 

2. Подготовка

Подготовка важна, потому что именно в процессе подготовки прорабатывается большая часть проекта. От качества подготовки полностью зависит дальнейшее путешествие. Какие вопросы встают перед самостоятельным путешественником в Перу? Да те же самые, что и перед человеком, который собирается поехать «дикарем» на юг.

Сначала, путешественник должен проработать маршрут, где же, собственно, он собирается путешествовать, зачем едет. Начальная информация была взята из книг и интернета, в частности из рассказов соотечественников, побывавших там ранее. Спасибо Вадиму, Ольге, Слонику и Муравейчику и другим нашим ребятам, которые не боятся выехать дальше Сочи. Совокупно все данные позволили составить костяк маршрута. Изначально было понятно, что билет на самолет будет стоить дорого, поэтому при построении маршрута было решено посмотреть страну настолько подробно, насколько это будет разумно возможно. Лететь за океан и потом еще на противоположное побережье континента на одну неделю экономически неразумно. При составлении маршрута мы старались также придерживаться туристических мест, учитывая, что страна все-таки чужая и с испанским языком у нас неважно. Итак, маршрут был составлен. Он предполагал кольцевую поездку по южному Перу: Лима - Куско(город Мачу-Пикчу) - Пуно(озеро Титикака) -Арекипа (вторая столица Перу) - Наска (линии Наска)-Паракас(арх. Бальестос) - Лима, а затем визит в северное Перу (к экватору) на Амазонку в город каучукового бума Икитос, джунгли Амазонки и возврат в Лиму. В Лиме завершающий день и домой!

Теперь, когда ехать? Наиболее благоприятный для путешествий сезон в Перу с апреля по октябрь, это в южном полушарии зима. Надо сказать, что на побережье в Перу всегда погода ровная 19 - 23 градуса с переменным солнышком, довольно сильным, поэтому на побережье всегда комфортабельно. А вот в горах и джунглях, где сосредоточено много достопримечательностей, летом (ноябрь - март) сезон дождей, поэтому турист едет туда зимой. Наша концепция - это поездки на рубеже сезона, когда поток туристов резко сокращается, глазу просторно и вольготно, с билетами проблем нет, в отелях низкий сезон и действуют пониженные цены, никаких толп в достопримечательных местах. Поэтому выбрали мы ноябрь, сразу за окончанием высокого сезона в Перу, ну а погода, что же, в ноябре в Перу весна и сезон дождей начинает только собирать силы. За время нашего пребывания с 11 по 28 ноября дождей было всего два. Очень разочаровали, в этом смысле, всевозможные серверы с прогнозами погоды, пессимистично смотрят они на мир.

Далее, нужно было решить, а как мы полетим в Лиму? В Латинскую Америку можно лететь через Европу и Северную Америку. Но! Перелет через Северную Америку (Майами) связан с трудами и расходами по получению американской визы. Поэтому он был отметен. Далее оставалось: авиакомпания KLM через Амстердам с ночевкой в Амстердаме, IBERIA через Мадрид с ночевкой в Мадриде и Люфтганза (лучшая авикомпания в мире!) через Франкфурт и Каракас (Венесуэлла) безо всяких ночевок (требуется сносная физическая подготовка). Замечу, что первые два варианта требуют оплаты отелей на ту самую ночевку туда и обратно, оплаты транзитных виз, что удорожает перелет, да и времени на перелет уйдет больше. У Люфтганзы было самое дешевое предложение $1273-50(!) за перелет до Лимы и обратно, без ночевок, без виз (через транзитные зоны аэропортов) но! с дополнительной пересадкой в Каракасе на авиакомпанию Taca Airlines (партнер Люфтганзы) уже до Лимы. Двадцать часов 50 минут пути и Вы в Лиме. Даже совещаться не стали и выбрали Люфтганзу. Не пожалели потом ни разу. Если кто надумает, то билеты рекомендую бронировать и приобретать в центральном офисе Люфтганзы на Олимпийском проспекте 18/1 в отеле «Ренессанс Москва», тел. 734-6400. Кто хочет самостоятельно все выяснить про международные перелеты - есть замечательный сервер www.amadeus.net, там можно найти все подробности о существующих рейсах, кроме цен на билеты, ну а цены уже на страничках перевозчиков, например, www.lufthansa.ru или www.klm.com или www.iberia.com. Такие дела.

Итак, маршрут есть, когда ехать и как добираться понятно. Серьезное начало положено. Далее нужно проработать самые приятные для самостоятельного путешественника детали - а сколько, собственно, ночей я собираюсь провести в каждом пункте маршрута и как, я, не связанный никакими обязательствами, буду переезжать из города в город и сколько эти переезды отнимут у меня моего чудесного отпускного времени. Количество ночевок было запланировано такое, чтобы спокойно все осмотреть, отдать должное каждому месту, где мы будем. Вечером чтобы можно было пойти поужинать и уложить впечатления, а уж на утро, а может быть и на следующее отправиться в дальнейший путь. Спокойно, без беготни, но и без лишней траты времени. Таким образом, количество ночевок прояснилось. Предварительно познакомиться с местом пребывания, узнать, чем оно знаменито и интересно можно опять таки с помощью интернета, используя для поиска нужной информации, например www.yahoo.com или другие поисковые системы. Ключевой страничкой для самостоятельного путешествия в Перу, безусловно, является www.andeantravelweb.com. Спасибо организаторам, на этой страничке есть все от отелей до транспорта и карт и как позаботиться о своем здоровье в Перу. Там можно найти всю необходимую информацию и по городам в том числе. Итак, с учетом нашего маршрута, получилось у нас семнадцать ночей восемнадцать дней на все про все, включая перелеты из Москвы и в Лиму и обратно.

Когда становится ясно, сколько ночей будет проведено в каждом городе, требуется определиться с гостиницами - где проводить такие замечательные ночи путешественника. Ведь каждую из них по настроению можно уподобить ночи с пятницы на субботу. Мы остановились на скромных гостиницах (за исключением двух, которые были сознательно выбраны дорогими) по цене от 20 до 30 долларов за двухместный номер. За эту сумму нам предлагались чистые, просторные, уютные номера, как правило, с деревянной отделкой, с идеальным бельем, несколькими шерстяными одеялами в горных районах, телевизором и горячим душем в обязательном порядке. Выбирали такие отели, где в стоимость входил американский завтрак. В некоторых местах в эту сумму входила и встреча нас на вокзале, и доставка в отель. Я считаю, что такого комплекта путешественнику более чем достаточно. После европейских-то цен! Список отелей с ценами, проверенных путешественниками, на той же страничке www.andeantravelweb.com. по каждому городу Перу. Все отели имеют либо страничку, либо адрес электронной почты. Пользуясь этим, мы забронировали большинство отелей предварительно по электронной почте примерно за месяц с небольшим до приезда. Процедура состояла из обмена письмами на английском языке. Я писал, что нам требуется, мне отвечали - ОКЕЙ и сколько это будет стоить. Никаких предварительных оплат не производилось за исключением оплаты тура на Амазонку, он был индивидуальным и приобретен у перуанской турфирмы через интеренет с оплатой картой VISA, но об этом чуть позже. Названия выбранных нами гостиниц будут приведены ниже, там, где речь пойдет о городах.

Ну, что же, теперь оставалось выбрать, как переезжать от места до места. Для Перу выбор богатейший - в основном это автобус, часть маршрута можно построить по железной дороге, без перелета самолетом тоже обойтись не удастся. Австралийцы путешествуют там по три месяца, а нам нужно было уложиться в три недели. Все виды транспорта организованы хорошо. Билеты на автобус и поезд можно и нужно покупать на вокзале, абсолютно безо всяких проблем, быстро и четко. Правда, делать это желательно накануне, потому что спрос на автобусные перевозки велик. Рекомендую автобусную компанию Crus del Sur (Южный Крест). Большая надежная компания. Железнодорожную компанию выбирать не приходиться - она одна - Perurail с одноименной страничкой, содержащей расписание и цены для путешественника - www.perurail.com. Билеты на внутренние перелеты также нужно бронировать заранее. Как это сделать? У всех авиакомпаний, совершающих внутренние перелеты в Перу, есть свои странички. На них можно познакомиться с расписанием и ценами билетов. Хорошей возможностью для бронирования авиабилетов является обращение к администрации отеля, в котором вы остановились или собираетесь остановиться. Я по электронной почте попросил забронировать билеты на внутренние перелеты хозяйку отеля в Лиме, в котором мы планировали остановиться, оговорив, что хотел бы заплатить за них по приезде. Мне ответили ОКЕЙ, давайте номера паспортов, цена вот такая (надбавка к цене была порядка 8 долларов на билет), только, пожалуйста, когда приедете, заплатите наличными. По приезде нас ждали нарядные билетики. Отель называется Mami Panchita, а его хозяйку зовут Моника. Он тоже есть в списке на www.andeantravelweb.com. Рекомендую.

В итоге из запланированных переездов большинство были автобусными, один по железной дороге, три внутренних перелета и, наконец, водным транспортом по озеру Титикака и Амазонке.

Конечно, читатель уже несколько утомился к этому моменту от столь подробного описания подготовительных мероприятий. Поэтому, я кратко описываю оставшиеся подготовительные этапы и перехожу к описанию вояжа.

Здоровье. Прививку от желтой лихорадки сделать очень желательно, т.к. по статистике страна в этом отношении неблагополучная. Прививка простая - под лопатку сестричка укольчик делает - чик и Вы счастливы (шутка). Никаких последствий, на следующий день можно употреблять спиртное. Выдается сертификат международного образца. Цена около 150 рублей, адрес и телефон поликлиники - Прививочный центр для отъезжающих за границу - (Поликлиника №13), ул.Неглинная, д.14, т.921-9465. Есть там еще малярия, но от нее прививок не существует. Есть жутко ядовитые таблетки - мефлохин, мы их пить не стали. Малярию разносит комар, посему запаслись просто достаточным количеством репеллентов для тела и одежды. Большую часть привезли обратно. Воду для питья и чистки зубов лучше использовать ту, что продается в бутылках в изобилии. Также обязательно взять крем от загара с фактором 15 - 20. Солнышко везде очень активное и поджаривание происходит очень быстро, поскольку тропики рядом.

Экипировка. Тут кто как привык, и какого размера чемодан/рюкзак намерен взять с собой. Мы, например, сознательно ограничились рюкзаками такого формата, который можно взять с собой в самолет. Нужен и небольшой выкидной рюкзачок для дневного похода. Туда вы положите фотоаппарат, крем от загара, бутылку с водой и т.п. Очень не повредят следующие вещи. Куртка-ветровка водоотталкивающая с отстегивающейся флисовой подстежкой. В спортмастере такие имеются в продаже. Джинсы светлые, темные. Ковбойка х/б длинный рукав обязательно. Майки с длинным и коротким рукавом. Шляпа от солнца. Очки от солнца. Кроссовки/турботинки, закрывающие голеностоп, дышащие. Какие-нибудь легкие сандалии/мокасины на смену. Кружка, кипятильник и чай в пакетиках не повредят однозначно. На случай очень ранних завтраков в номере, как ни странно, неплохо идет такая мерзость как «Галина бланка - буль, буль». Можно взять несколько пакетиков. В купе с чаем можно продержаться до обеда.

Безопасность. За время путешествия никаких инцидентов или намеков не было. Деньги и документы сдавались в сейф гостиницы, с собой брался дневной запас и ксерокопии паспортов. Зевать, конечно, не рекомендуется, так же как и демонстрировать дорогие (выглядящие дорого) часы и украшения. Если сдать не было возможности, заветному портмоне уделялось повышенное внимание. При передвижении в автобусе дальнего следования следует держать под контролем вещи, положенные на верхние багажные полки. Когда рюкзак поставлен на землю, на пол, не лишним будет зацепить лямку за ногу. Возьмите с собой несколько копий загранпаспорта (разворота с фотографией). Грамотно также поместить отсканированное изображение разворота паспорта и авиабилетов в почтовый ящик, доступный через интернет. На всякий крайний случай. Полезно сообщить авиакомпании (Люфтганзе) телефон и факс вашего отеля в Лиме.

Деньги. Новые Перуанские соли. Берут и доллары. Три и три десятых соля равны одному доллару. С обменом проблем нет нигде. Курс разный. Есть официальные уличные менялы, немного непривычно для нас (с детства спекулянтами пугали), но вполне рабочий вариант, много обменных пунктов, называются «каса де камбио». Банки искать для обмена не стоит. Карточки Visa и MasterCard принимаются во многих торговых точках и отелях.

Язык. Испанский в подавляющем большинстве. В Лиме, Куско, Арекипе в отелях, крупных торговых точках и туристических местах с Вами поговорят на английском. Очень хорошо выучить чуть-чуть испанский, основные слова обихода, числительные от одного до десяти. Иначе таксисты будут неправильно относиться. Очень правильно будет взять с собой разговорник карманного формата и всегда иметь его при себе.

Информационное обеспечение. Большинство необходимой информации можно получить в отелях на ресепшене. Это касается цен на такси, транспорта, карты ближайшего квартала и всего города. Обязательно надо брать визитку отеля, потом проще будет вернуться из города. Кроме того, в каждом отеле есть интернет бесплатно или за деньги. Интернет кафе встречаются очень часто, стоят дешево. Можно спрашивать и у прохожих, люди очень приветливые и дружелюбные.

Чаевые. Как в любой стране, около 10%. Таксистам не положены, просто договорная сумма или счетчик.

Ну, что же, итогом всей подготовительной деятельности явились приобретенные билеты Люфтганзы Москва-Лима-Москва, забронированные отели и билеты для внутренних перелетов, уложенные рюкзаки, ну и конечно, команда из трех человек, уколотых прививками, готовых к старту. Сформировался и бюджет путешествия, он получился 2470 новых американских долларов на человека при двухместном размещении. В эту сумму вошли ВСЕ авиабилеты, переезды по железной дороге и автобусные, проживание во всех отелях, все экскурсии и завтраки. План путешествия по дням со всеми ценами был увековечен в таблице ЭКСЕЛЬ, отпечатан и выдан каждому участнику путешествия (Он является неотъемлемой частью данного описания и приложен в конце).

Старт состоялся 11 ноября в аэропорту Шереметьево-2, в семь часов утра.

 

3. Перелет

Как-то давно, в служебной командировке, я летел Люфтганзой из Праги во Франкфурт. Перелет прошёл под знаком порядка. Запомнились серые кожаные кресла в самолете, металлические столовые приборы (вилка с ножом!), непрерывная подача всевозможных напитков на многоуровневой тележке. В настоящее время ничего не изменилось, если только к лучшему. Кожаные кресла, металлические приборы и тележка с напитками были в ассортименте. Порядок царил везде и в этот раз. Он начался в офисе, где мы приобретали билеты, продолжился во Франкфурте, где нам на чистом русском языке объяснили как пройти к челночному поезду для пересадки на рейс до Венесуэллы, и достиг своего пика уже в Венесуэлле, где всех пассажиров, прилетевших рейсом Люфтганзы из Франкфурта, встретили специально обученные люди и отвели на рейс компании-партнера Taca Airlines для дальнейшего перелета из Каракаса в Лиму. Стыковки между рейсами были короткими, не более часа, но благодаря хорошей организации, это не представляло сложности и не причиняло беспокойства. Правда, у нас не было сданного багажа, мы летели с рюкзаками специального формата, которые можно брать с собой в самолет. Причем важен именно формат, а не вес. Чем же еще хороша Люфтганза? Ну, например, при покупке билетов можно сразу зарегистрироваться на все рейсы, включая стыковочные (кроме рейса из Шереметьево), а также - заказать любимую кухню питания на борту, мы заказали морскую кухню. Не забудьте зарегистрироваться в программе Miles&More. После перелета Москва-Лима-Москва вы наверняка заработаете призовой полет в Европу от компании Люфтганза.

В целом лететь было весело, но все-таки немного волнительно, впереди очень далеко ждало неведомое. Неизвестно было, как сработают все мои письма по электронной почте, встретят ли, как будем объясняться, каково будет начало программы, да и другие мелкие вопросы такими комариками попискивали. Ну, мы, конечно, подбадривались по мере сил. Во Франкфурте успели немецкого пива в баре перехватить, а пока летели над океаном, припадали к тележке с напитками, когда она проезжала мимо. Причем стюардесса не афишировала наличие спиртных напитков типа виски, джин, водка, но и не отказывалась их подать. Пришлось, однако, один раз уточнить дозировку, сказав рашшен сайз, плиз, после чего все пошло как надо. Стюардесса сказала «О!» Во время очередного рейса тележки достаточно было сказать плиз, ду ю ремембер? В ответ выдавалось 50-70 грамм напитка, томатный сок, соль, перец и стаканчик со льдом. В какой-то момент стюардесса угрюмо объявила, что водка кончилась, и даже в хвосте самолета ее нет. Пришлось перескочить на виски, а потом стюардесса перестала тормозить около нашего ряда. Устала, наверное. Замечу, что на рейсах Люфтганзы (впрочем, как и других, мне известных западных компаний) свой коньяк или что иное пить не следует, не принято. Да, вот так долго-ли, коротко-ли летели мы 10 часов и прилетели, наконец, в Каракас в страну Венесуэллу. А потом пересели на другой самолет и еще через четыре часа прилетели в Лиму, чудесный город, столицу Перу, цель нашего перелета. В Каракасе произошел забавный эпизод. В транзитной зоне аэропорта мы отправились в бар выпить пива. Бармен сказал, что пожалуйста, проблем нет, надо только предъявить паспорта и написать заявление. Для чего и выдал бланки. Поскольку пива хотелось, мы все это проделали, но про себя удивились. Пиво по заявлению, это даже круче чем «только членам профсоюза». По пути из Каракаса в Лиму нас развлекал немец, который понимал по-русски. Я спросил, есть ли у него домашние животные. Он сказал, что да, есть животные, у его дочери несколько лошадей. После этого мы стали стесняться. Мы на следующий день встретили его в Барранко - фешенебельном районе Лимы. Он осматривал город в сопровождении гида. Мы друг друга узнали и провели светскую беседу на русско-английском языке.

Прохождение таможенного и пограничного контроля в Лиме было формальностью, разговаривать с нами особенно никто не желал и мы быстренько попали в зал для встречающих. Единственным важным моментом здесь является заполнение карточки приезжающего, на которую пограничником ставится штамп с датой въезда, и которую надо обязательно сохранить до выезда из страны.

В зале нас встречал человек невозмутимой наружности с табличкой с моим именем в руках - шофер из гостиницы, которую мы забронировали. Договоренности по электронной почте успешно сработали и дальше нас нигде (почти) не подводили.

Мы провели в дороге без малого сутки, но, тем не менее, это все еще был вечер того дня, утром которого мы вылетели из Москвы. Это потому, что мы улетали от солнца! На обратной дороге придется отдать это время, но это будет не скоро!

Поменяв немножко деньжат, мы с рюкзаками в руках вывалились из здания аэропорта во влажную ночь улиц Лимы.

 

4. Лима

После недолгого пути по ночной Лиме мы оказались в отеле, расположенном в уютном квартале района Сан-Мигель на берегу океана. Отель назывался Mami Panchita. Владельцем его был голландец, а управляющим его жена-перуанка Моника. Нас приняли, объяснили что к чему и быстро разместили в уютные номера, 25 долларов за ночь. Это был замечательный маленький отельчик на 10 номеров, в доме, выстроенном в колониальном испанском стиле с внутренним двориком. После устройства в отеле был совершен выход на обрывистый берег океана и распитие виски в честь приезда. В середине этой церемонии к нам подошел полицейский и сказал, чтобы мы тут поосторожнее на обрыве-то.

А на утро был замечательный поход по Лиме. Этот день был заложен в нашу программу для отдыха от тяжелого перелета и легкой акклиматизации во времени, которое сместилось на восемь часов. Было солнышко, чудесное настроение и полно времени впереди. Поход начался на центральной площади. Добирались до нее на такси за 10 солей (3 доллара). Там были и фонтан в центре площади, и кафедральный собор, и смена караула, и полицейская машина с водометом в уголочке, и вереницы такси, и конные экипажи, и чистильщики обуви, и школьники, шедшие на экскурсию, в общем, яркий хоровод впечатлений о городе на утро пятничного дня.

Совершив небольшой променад по улицам вокруг центра, и перекусив в кафе на площади супом «креола», мы отправились в Музей золота инков. На такси за 10 солей. Вход в музей стоил чуть не по 10 долларов с носа, но мы решили идти. Изделия из золота там представлены любопытные и забавные и непонятные и исторические. Меня больше всего поразили черепа с вырезанными в них «окнами» и вставленными в них золотыми и серебряными пластинами. Причем все это делалось хирургическим путем при жизни «владельца». Он должен был через эти пластины общаться с богами на небе (антенны ??!!) Любопытно, посетить надо, но, честно говоря, наша Оружейная палата с Алмазным фондом кажется интереснее. А если на весы еще положить золотую кладовую Эрмитажа с золотом скифов, то сравнивать просто нечего.

После золота инков путь наш лежал на берег океана, в район Мирафлорес. На такси, правильно, за 10 солей. Сумма была волшебной и универсальной. Взята она была из отчетов соотечественников и «стреляла» безотказно. Правда, распознав в нас «грингос», местные извозчики просили больше раза в два, махали руками и делали страшные лица, когда мы говорили «дьес», но потом радостно везли куда надо. Допускаю, что 10 где-то и многовато было. Вообще такси много и подобрать понравившуюся машину не трудно. Движение довольно интенсивное, от океана до центра дорога занимает 20 - 30 минут. Ориентиром для поездки в Мирафлорес может служить торговый центр Ларко-Мар. Он расположен в красивом месте прямо на берегу океана. Покупать в нем почти нечего, зато полно кафе и ресторанчиков.

Мирафлорес это чудесный район на высоком берегу Тихого океана. Красивые дома, зеленые улицы, магазины, отели, пальмы, автомобили, прогуливающиеся люди и вечерние огни. Но главное, самое главное и неповторимое - это очень красивый вид на океан. Насколько хватает взгляда, ровная как стол, поверхность воды, которая меняет свой оттенок при заходе солнца. Наблюдая это, просто оставляешь свою бренную оболочку и уносишься мыслями куда-то в неведомые дали. От свинцово-серых тонов поверхность моря постепенно переходит к розоватым, а потом медно-золотым, и, наконец, солнце заходит за линию горизонта, и проявляются яркие прибрежные огни города. И уже не океан, а набережная в огнях с доносящимися звуками музыки и гуляющей публикой становится центром этой вселенной. Наблюдать это все нужно из кафе с видом на море, неторопясь потягивая «писко-соур» - местный коктейль из писко, сока лайма и колотого льда, взбитого в шейкере.

Таким было первое знакомство с Лимой. А на завтра нас ждала столица империи инков - город Куско.

 

5. Куско и Мачу Пикчу

В Куско из Лимы надо лететь на самолете. Рейсов много и идут они каждый час. Но и пассажиров немало, поэтому нужно позаботиться о билетах хотя бы за день. Можно поехать в аэропорт и купить в кассе, можно заказать на ресепции в отеле и вам принесут с небольшой надбавкой к цене. Я заказал при переписке с хозяйкой гостиницы и на следующий день по прилете, мы получили билеты в Куско и в Икитос и обратно, благо мы собирались в конце нашего путешествия еще и на Амазонку. Билеты надо стремиться купить на утренний рейс, так как для более поздних есть риск переноса или отмены из-за погоды в Куско. Мы улетали рейсом в 9-00 утра. Авиакомпания Tans airlines. В аэропорт на внутренние рейсы нужно приезжать за 2 часа до вылета, на международные - за 3 часа. Время в пути до аэропорта лучше уточнить в гостинице, но закладывать нужно никак не менее 45 минут. После прохождения регистрации на рейс, вы идете в специальную кассу и оплачиваете аэропортовый сбор 5 долларов за внутренний перелет и 25 долларов за международный. Можно заплатить и в солях, но выйдет дороже, поскольку возьмут еще проценты за конвертирование в доллары. После оплаты на билет наклеивается штрих-липучка, которую «считывают» при проходе на посадку. В аэропорту все организовано четко и нервотрепки не вызывает.

Куско встретил нас яркой солнечной погодой. Лету от Лимы - один час. В десять мы уже были на месте. Воздух был очень прозрачен. Высота над уровнем моря 3300 метров. Город расположен в котловине гор, и аэропорт находится практически в центре города. В аэропорту нас встретили с уже стандартной табличкой и на микроавтобусике отвезли в гостиницу Hostal Amaru. Отельчик находился слегка на горке в районе Сан Блас, в 10 минутах ходьбы от центральной площади. В Куско много отелей очень разных, но этот был рекомендован www.andeantravelweb.com. Номер был уютный, чистый, телевизор, душ с горячей водой, американский завтрак и встреча в аэропорту. Все за двадцать долларов на двоих в сутки. В отеле нам сразу попытались ненавязчиво продать комплект экскурсий и билетов, но мы приобретать ничего не стали и отправились в город. В первую очередь нам надо было организовать свою поездку в Мачу-Пикчу. От центральной площади отходит улочка, на которой масса туристических агентств, предлагающих разнообразные услуги. Мы отправились в то, которое было рекомендовано опять-таки www.andeantravelweb.com. Нас встретила очень милая девушка, которая почти совсем не говорила по-английски. А я по-испански. Очень это было забавно - наш разговор. Но цель в итоге была достигнута, мы смогли объясниться. После часовых переговоров и 150 долларов с человека, тур на два дня был приобретен. В него входило для каждого: переезд до Агуас-Кальентес и обратно в Куско автобусом и железной дорогой, два подъема от Агуас-Кальентес на автобусе до Мачу-Пикчу и обратно, два входных билета в Мачу-Пикчу, одна ночевка в отеле в Агуас-Кальентес. Агуас-Кальентес - это поселочек, очень туристический, у подножия Мачу-Пикчу. В Мачу-Пикчу от Агуас-Кальентес нужно ехать отдельным автобусом по горному серпантину. Добраться до Агуас-Кальентес из Куско можно либо только поездом, либо комбинированным путем - сначала автобусом до станции Ольянтантаймбо, потом пересесть на поезд до Агуас-Кальентес. Мы предпочли комбинированный путь, потому что он был живописнее (автобус идет через горные перевалы, а поезд все время тащится по долине) и короче на один час. Пересадка трудностей не вызывает - все организовано четко. Замечу, что совсем недавно двухдневный тур из Куско в Мачу-Пикчу стоил порядка 90 долларов. Но времена меняются, и поезд подорожал в четыре раза с 15 до 60 долларов, что и отразилось на общей цене. Ночевка в Агуас-Кальентес нужна обязательно, иначе придется по Мачу-Пикчу бегать бегом и много интересного останется за кадром. Вас будет поджимать последний автобус из Мачу-Пикчу вниз, и обратный поезд в Куско. Итак, двухдневный тур в Мачу-Пикчу был куплен. Предстояло еще позаботиться о билетах на поезд к озеру Титикака, но это - завтра, а сегодня мы неплохо размялись пивом и поужинали жареной форелью с вином в ресторанчике на балконе над центральной площадью. Ужин на троих с вином и пивом обошелся в 100 солей.

Утро следующего дня началось с поездки на вокзал Уанчо, с которого уходит поезд на Титикаку. На такси от гостиницы за 3 соля. Билет на поезд в туристическом классе стоит 15 долларов. Были и по 90 - в «Инка классе». На вокзал надо подъехать часам к восьми - девяти. Приобретение билетов в кассе вокзала было делом 15 минут. (В отеле нам предложили такие же по 25 долларов, так что не стесняйтесь сходить на вокзал). Есть один важный момент, поезд на Титикаку (г.Пуно) идет не каждый день, так, что если вы хотите отправиться туда из Куско именно поездом, то подгадайте свое путешествие к расписанию поездов www.perurail.com. Поезд уходит в восемь утра из Куско и идет десять часов до Пуно с одной короткой остановкой на горном перевале Ла Райа на высоте 4300 метров.

А день продолжался, и мы собрались съездить на рынок в г. Писак. Автовокзал, чтобы съездить в Писак, находится прямо рядом с вокзалом Уанчо. (Мы этого не знали и взяли такси. Ловко сделав круг вокруг квартала и получив три соля, таксист подвез нас практически к той же точке, откуда мы уехали, только за углом). Билет в Писак на рейсовый автобус стоит 4 соля. На такси туда и обратно просят 80 солей с торгом. Прежде чем ехать узнайте - базарный ли день. Дорога была интересной и красивой, автобус, вроде нашего пазика, был переполнен и шустро катил по горной дороге. Кто-то ехал продавать петуха, кто-то купить лук и т.д. Рынок предстал ярким и колоритным зрелищем, но ориентация на приезжих туристов заметна. Находившись по рядам и перекусив, мы отправились обратно. Целью была древняя крепость Саксайуаман на горной окраине Куско. Поскольку все уже утомились, взяли такси от Писака до Саксайуамана за 20 солей. Собственно от крепости остались только одни развалины, но какие! Это та самая кладка из огромных каменных блоков, которые пригнаны друг к другу настолько плотно, что невозможно просунуть лезвие ножа. Стоит посмотреть, к тому же оттуда открывается захватывающий вид на долину и сам город Куско. Просто так вы туда не войдете, придется купить билет минимум за 6 долларов, в который входит посещение еще ряда менее интересных достопримечательностей для больших любителей археологии. Спускаться из крепости в Куско рекомендую пешком по дорожке. Дорога живописная, да и вклад в акклиматизацию к высоте будет хороший. Кстати, высота действительно ощущается - трудновато дышать при энергичной ходьбе, да и ночью иногда приходится говорить себе - дыши. Чай из листьев коки, на мой взгляд, легенда для впечатлительных туристов. Помогает от горной болезни не более чем слабительное. День был завершен ужином из стейка альпаки с красным вином.

На следующий день рано утром нас забрала из отеля та самая девушка, котрая не говорила по-английски, вручила билеты на поезд до Агуас-Кальентес, пакет для человека, который нас там должен был встретить, и подвезла к автобусу, который шел в Ольянтантаймбо, где мы должны были пересесть на поезд до Агуас-Кальентес. Путь к Мачу-Пикчу начался. Через полтора часа мы прибыли на железнодорожную станцию. Там было довольно много народу, но посадка в поезд прошла четко, без волнений. Туристы в Перу являются особо почитаемым народом, вплоть до того, что даже билеты у них другого цвета. Это не дискриминация перуанцев, вагоны поезда для всех одинаковые, а просто элемент организации обслуживания туристов без сбоев и возможных неприятностей. Все заняли места по билетам, уложили багаж и отправились в путь. Дорога была довольно однообразной, хорошо, что первую часть пути проделали на автобусе. На место прибыли через 1,5 часа, между 11 и 12 часами дня. Нас встретили со знакомой уже нам ранее табличкой, разместили в отеле, мы передали пакет встречавшей нас девушке. Кстати, отель рекомендую Gringo Bills. Удобно расположен вблизи станции и остановки автобуса на Мачу-Пикчу. Встречавшая нас девушка через 15 минут вручила нам все необходимые билеты на автобусы и на вход на руины. Замечу, что билет на автобус в оба конца стоит 9 долларов, а вход на руины 20 долларов. Последний автобус к Мачу-Пикчу уходил в 12-15, поэтому мы быстро погрузились и отправились к основной цели нашего путешествия. Погода в этот день была солнечной, горы открыты, и когда мы добрались до цели, нам открылся величественный древний город в окружении гор и ущелий. Прогулка и осмотр заняли все время до последнего автобуса, уходящего вниз в 16-00. Вечер был традиционно отдан ужину в ресторанчике вблизи железнодорожной станции, хотя и на центральной улице их немало.

А утро встретило нас громким шумом дождя, барабанящего по крыше. Разведка показала, что это не мешает походу на Мачу-Пикчу. Ведь не все ночуют в Агуас-Кальентес, и поэтому все устроено так, чтобы дождь не стал помехой туристам, проделавшим длиннейшее путешествие. Автобусы стояли чередой на своем месте и ждали туристов. А от дождика продавались яркие пластиковые пончо-накидки по 3 соля за штуку. Ночевка в Агуас-Кальентес хороша еще тем, что вы попадаете на Мачу-Пикчу рано, до прихода поезда с основной массой туристов, и имеете возможность осмотреть все практически в одиночестве. Горы в этот день были закрыты рваными клочьями серо-белого тумана. Дорога в горы была в грязи и мы очень радовались, что автобусы в горы ходят хорошие, вроде Мерседеса и подобных. Однако, посередине пути, что-то в нашем автобусе лопнуло после натужного жужжания, и он остановился. По салону прошел шепоток. Дело в том, что дорога очень узкая и два автобуса могут разъехаться только в специальных местах, для этого все шоферы снабжены рациями. Нам велели выходить из автобуса. Через пять минут сверху подошел другой автобус, вероятно вызванный по рации. Он долго разворачивался на узкой дороге, после чего мы перебрались в него, и благополучно доехали до верха. Что стало с нашим сломанным автобусом, я не знаю, может быть спихнули в пропасть. Второй день в Мачу-Пикчу был, благодаря дождю, более интересен чем первый. Горы были закрыты облаками на уровне глаз, которые время от времени рассеивались как занавес, открывая самые причудливые картины гор, ущелий и древнего города. Мы нашли выход на тропу инков и прошли по ней в клочьях тумана и дождя. Виды с нее открываются захватывающие дух. Попасть на нее надо обязательно, вы не пожалеете о затраченном времени. Выход на нее находится слева от маршрута движения, на верхней террасе, правее ритуального камня. Прошу не путать с тропой к храму Луны, что начинается у двух домиков в нижней части руин. Эта тропа тоже интересна и живописна, но там идут толпы и сил на нее вам потребуется больше. Что же, что такое Мачу-Пикчу вы определите для себя сами, могу только сказать, что это очень красиво и очень необычно. А нам оставалось спуститься вниз, в Агуас-Кальентес и готовиться к отъезду. Агуас-Кальентес в переводе с испанского означает - горячие источники. Вот к ним то мы и отправились. Для того чтобы дойти до них нужно просто идти по центральной улице поселка вверх. Через 10-15 минут вы дойдете до пункта продажи билетов и аренды плавок, тапок и полотенец. Если вы собираетесь окунуться в горячую водичку в конце трудного дня (а это того стоит) советую сразу раскошелиться на билет. Ибо после осмотра, в случае, если вам понравится, придется возвращаться опять к этой точке за плавками и билетом. На месте билеты не продаются. Снаряжение довольно чистенькое и аккуратненькое. Стоит билет и купальный комплект 20 солей на нос. Вот так. Ну, а после горячих источников показан обед. После обеда оставалось забрать вещи из отеля, где они были оставлены в камере хранения с утра (ибо чекаут в 12-00) и отправляться на обратный поезд, который уходил в 17-00. Обратный переезд на поезде и автобусе прошел буднично, в шесть стемнело, и мы дремали. Таким же порядком в Ольянтантаймбо пересели на автобус до Куско. Нас встретил с поезда и отвел в автобус мальчик лет 12-ти, видимо подрабатывающий в турфирме. Он очень ответственно отвел нас к нужному автобусу, убедился, что мы сели. Адьос, сеньоры! - крикнул он нам на прощанье. Усталость помешала адекватно отреагировать, а жаль. Между 20 и 21 часом автобус наш причалил на центральной площади Куско, и мы отправились снова в свой отель, из которого выехали день назад. Поход на Мачу-Пикчу был завершен, нас ждало озеро Титикака.

 

6. Пуно и Титикака

В путь, господа и дамы, в горы, выше - выше, туда, где на высоте 3800 метров над уровнем моря лежит озеро Титикака. На вокзал надо прибыть заранее, за полчаса до отхода поезда. Вы предъявляете билет, входите в вагон, и занимаете свое место. Места удобные, но какие-то маленькие, как в японском автобусе. После чего надо морально приготовиться к 10-и часовому пути. Перед вами столик и два пассажира напротив. Рюкзаки помещаются на полках наверху. Туалет, конечно же, в вагоне есть. Дорога живописнейшая, поезд идет по горной долине, постепенно поднимаясь все выше и выше, пока не добирается до гор, покрытых снегом. За окном деревеньки, стада лам, другая их жизнь. Ходить по вагону можно, переходить в другие вагоны нельзя, вас вежливо направят на место. Там ведь есть вагончики и по 90 долларов за место в Инка классе. В пути предлагают буфет и напитки по цене 4 доллара за чашечку кофе и т.п. На любителя. Один раз пел и танцевал какой-то фольклорный коллектив, состоящий из папаши с двумя дочками, которые весело визжали под музыку и приставали ко всем с танцами. Для этого они вам на голову нахлобучивают такого шерстяного петуха. Мне тоже нахлобучили, но я его снял и отдал, а кто-то в пляс пускался. Потом за это надо было заплатить папаше - «кто сколько может». Остановка была одна в очень красивом месте на горном перевале Ла Райа, на высоте 4300 метров. Вокруг были горы покрытые снегом, а на станции шумел маленький рыночек, где каждый мог выбрать себе что-то по вкусу. Я выбрал два пирожка с курицей, проглотил их и стал ждать. Пирожки были вкусные, и ничего со мной не случилось. Через несколько часов после перевала мы стали подъезжать к озеру. Долина шла ровная как стол до горизонта, и, благодаря боковому закатному солнцу, напоминала марсианский пейзаж. Эти виды остались у меня одними из самых ярких впечатлений о Титикаке. Все было какого-то лимонного цвета, а на горизонте висели свинцовые тучи и сверкали молнии. Наконец, через 10 с лишним часов пути мы прибыли на железнодорожный вокзал в городке Пуно на озере Титикака. Вокзал осаждала толпа аборигенов, предлагающих услуги по размещению. Полиция их внутрь не пускала. Чувствовалась приличная усталость. Поэтому организационным успехом была забронированная нами гостиница Ferrocaril (железнодорожная) в трех минутах ходьбы от вокзала. Разместились, двухместный номер за 25 долларов со всеми удобствами и спутниковым телеком, и сразу отправились купить билеты на автобус до Арекипы на завтра. На такси, до автовокзала за четыре соля. Распространены там и велорикши по одному солю за рейс в любую точку города. Но уж больно у них агрегаты хлипкие. Предварительно спросили у портье, сколько времени может занять поездка по озеру и какой компанией лучше ехать в Арекипу. Мэтр владел английским и все объяснил нам весьма обстоятельно. Уезжать решили автобусом в три часа дня, компанией Крус дель Сур. Девушка в кассе компании не понимала по-английски ни слова. Пришлось напрячься и родить - «пор фавор, несессито трэс бийетос примьеро класэ пор Арекипа де ла маньяна» (пожалуйста, нужно три билета первого класса до Арекипы на завтра). Разошедшись я даже сказал, «сегундо писо, пор фавор», что означало - второй этаж, пожалуйста. Девушка развеселилась и объявила, что автобус одноэтажный. Потом слово за слово - поняли друг друга. Обошлось в тридцать солей на человека. Да! Всегда и везде при покупке билетов необходимо иметь с собой паспорт или его копию. Строго там у них с этим, Колумбия с Боливией рядом. Очень удивило девушку, из какой мы страны. Остаток вечера был посвящен центральной улице города и ужину. Пиво, бифштексы и красная Такама (вино перуанское) - рекомендую.

Ярким и свежим утром, часиков эдак в 8-30, отправились мы на пристань великого озера, чтобы совершить по нему плавание. На подходе нас поймал бойкий говорящий по-английски индеец и почти силой засунул в отдельный катер за 75 долларов на круг за 3-х часовую прогулку по озеру. Это было дорого, но у нас было мало времени. Вообще можно было примкнуть к группе из 15 человек на таком катере за 5 долларов с человека или поискать долларов за 60 индивидуальный, но, время-время. Утреннее озеро было свежо и величественно. Гладь простиралась далеко, солнышко светило, было очень хорошо. Притом, что поездка наша предполагала посещение тростниковых островов Урос в самом близлежащем к Пуно заливе озера. Для посещения наиболее красивой и величественной части озера отплыть надо далеко и заночевать на озере на острове. Для этого потребуется не менее двух ночей пребывания в Пуно. В наши планы это не входило. Титикака является самым высокогорным озером в мире - 3800 метров над уровнем моря, а также считается одним из энергетических центров Земли, антиподом такого же центра, находящегося в Непале. Где-то я читал, что человек, побывавший и там и там, становится гармоничной личностью. Где-то тут Тур Хейердал строил свою тростниковую лодку Ра. Поэтому отметиться надо было обязательно, любопытно, а углубляться не хотелось. Ну, что же, посмотрели мы на эти плавучие острова, купили сувениры из тростника, окунули руки в священное озеро и вернулись в Пуно на пристань. Солнышко там печет очень сильно, так что не забудьте очки и шляпы. Вернулись в отель, приняли душик, сдали вещи портье, пошли в город перекусили, забрали вещи и - на автовокзал. Смешные там у них стриженые туи в виде фигурок лам в два человеческих роста. А так город очень живой, много молодежи, по виду - студенты, хватает и туристов. На вокзале была одна деталь. При наличии билета перед посадкой в автобус пришлось пойти и оплатить вокзальный сбор - 2,5 соля. Без него в автобус не пустят. А затем дорога, пути до Арекипы было 4,5 часа, автобус у нас был Вольво, шел плавно, работал кондиционер, быстро стемнело и мы задремали. А в салоне, между прочим, была весьма интересная стюардесса, которая обносила нас напитками и бутербродами, входящими в стоимость билета. Да что там говорить - «бедная латинская страна». А путешествовать очень приятно. Мы начали спуск с гор к океану, и впереди нас ждала вторая столица Перу - Арекипа.

 

7. Белый город Арекипа

В Арекипу прибыли уже в темноте и довольно много времени провели на автовокзале. Решили сразу купить билеты на автобус в Наску, чтобы потом специально не ехать для этого на вокзал. До Наски из Арекипы ехать 9-10 часов, туда идут комфортабельные двухэтажные автобусы, рейсов много, но, как выяснилось на месте, есть одно маленькое но. Подавляющее большинство рейсов - ночные. Автобусы уходят в 9 вечера и в 6 утра приходят в Наску. А у нас были планы поехать дневным автобусом, чтобы оглядывать из окошка окрестности и не пропустить выезд к Тихому океану на Пан-Американское шоссе. Такой рейс был только один. Автобус уходил в 8 утра и прибывал в Наску в 18-00. Компания была наша любимая - Крус дель Сур. Но автобус этот был совсем не ройял класса, каким мы мечтали прокатиться, и шел на целый час дольше. Ну, что же пришлось брать билеты на то, что было. Взяв билеты и погрузившись в такси, мы отправились в наш отель. Вот тут нас ждала первая небольшая неудача в программе. На ресепшене нам сказали, что слыхом не слыхивали про наше бронирование, а свободных мест сейчас нет. После чего нам был дан адрес другого отеля со словами «буэно». Тоже, значит, хороший. Таксист предусмотрительно не уехал. Они вообще не уезжают, пока не убедятся, что - все, ждать уже точно нечего. И мы поехали в другой отель. Самое смешное, что там повторилась та же история! Нам предложили адрес хорошего отеля за углом. Но здесь моя супруга, даром что устала, сообразила, что прежде чем туда тащиться, надо позвонить, и что лучше всего, чтобы это сделал сам советчик, т.е. портье. Он позвонил, все выяснил, и мы пошли уже наверняка. Точнее таксист (который опять не уехал) довез нас туда и денег уже не взял! Название было Hostal Latina. На сей раз мы уж разместились, все было ОК, номер стоил 20 долларов за ночь, район города был спокойный в 15 минутах от центральной площади. Остаток вечера, а было уже часов 10-11, мы провели в близлежащей пиццерии, где выпекали очаровательные маленькие пиццы на толстых досочках, на которых и подавали. А в награду за труды нам было прекрасное домашнее чилийское вино, по цене 11 солей (110 рублей) за литр. Ничего удивительного, до границы с Чили от Арекипы чуть более 200 километров, в несколько раз ближе, чем до той же Наски, куда мы собирались направиться.

На следующий день мы отправились осматривать город. Арекипа является второй столицей Перу, также как Петербург в России и Барселона в Испании. Белым городом ее называют потому, что очень много домов и фасадов из белого камня, а еще потому, что почти все дни в году светит солнце. По нашей программе в Арекипе у нас был запланирован просто день отдыха. Хотелось послоняться по городу, зайти в кафешки, магазинчики, попить винца, посмотреть на людей, ни куда не торопиться. Итак, отправились мы осматривать вторую столицу Перу. Рекомендую посетить женский монастырь Санта-Каталина (Святая Катя, по-русски). Это маленький и красивый кусочек Испании в Перу со своими улочками и садиками. Ходили и бродили по городу довольно долго, прошли массу всяких мелких и побольше улочек, лавчонок, скверов и магазинчиков, центральную площадь (Пласа де Армас - в каждом городе одинаковое название). Как в Американских городах, скажем даун-таун. А тут и обед. Было подано жаркое из морских свинок. Вкусно, кто не боится, получше жареной курицы будет. Свинка называется КУЙ и специально разводится для последующего съедения. Запивали Такамой. Помню, что заплатили недорого. Вечером зашли в полюбившуюся пиццерию с чилийским вином подвести итоги.

На следующий день рано утром мы уже были на автовокзале, но тут нас опять поджидала маленькая неприятность. Автобус задерживался с 8-00 до 13-00. Об этом нам нарисовал на бумажке (именно нарисовал) один из служащих вокзала, заметивший, что мы ходим озираясь около автобуса. То, что нам объяснял водитель, мы понять не могли и слонялись как неприкаянные около автобуса, пока этот служащий сам к нам не подошел. Он объяснил нам, что автобус задержан из-за камнепада в горах, что рюкзаки надо сдать в офис компании и приходить на рейс не раньше 12-30. Такое участие было приятно и еще более укрепило мнение о перуанцах, как о приветливых и отзывчивых людях. Но, нет худа без добра. У нас появилось еще полдня времени в Арекипе и мы отправились на центральную площадь. Там я был подвергнут чистке ботинок. Чистильщиков обуви в Перу много и они довольно приставучие, но работу свою делают хорошо. Я договорился за один соль, но это было только начало спектакля. Этот перец вытащил шнурки из моих туристических ботинок и приступил. За его работой внимательно следил мальчик, сидя рядом на корточках, я думаю, это были сын и отец. В дело пошли и какие-то щеточки от пыли, и тряпочки, которые он встряхивал с громким хлопком, и кисточки, и баночки с разной ваксой. В процессе работы он все нахваливал мои ботинки - какие хорошие! Такие надо специальной мазью мазать! Можно? Ладно, мажь специальной, говорил я ему. Работа шла минут десять, потом он ловко вдел обратно шнурки, зашнуровал их и говорит - «пять солей», робко так, мазь то была специальная. И смотрит на меня, явно ожидая торга. Я даю ему десять солей и прошу сдачи. Он оставляет мне в залог! свой скарб, мчится менять деньгу, отдает сдачу, после чего они с мальчиком мигом куда-то улетучиваются, пока «сумасшедший миллионер» не передумал.

А потом мы забрели на рынок. Какое там было изобилие! Все ломилось от фруктов и овощей, мяса и рыбы, сыров, яиц, зелени. А какие там были оливки и маслины бочкового засола! И при этом - чистота. Конечно, мы всего попробовали. А себе купили сырку, оливок, по гигантскому сэндвичу с бужениной, помидорами и маринованным луком. Дополнив эту нехитрую снедь бутылочкой красной Такамы, отправились обратно в наш отель, до автобуса было еще далеко. Там нам любезно предоставили один номер на всех (мы ведь уже выписались), открыли бутылочку и все на подносике с бокалами и нашей снедью занесли к нам в номер. Ну не сервис ли это?

Потом все было буднично, снова автовокзал, 10 часов пути с остановками, за окном была в основном горная пустыня, потом пошел туман, запахло сыростью, и мы выехали на берег Тихого океана на Пан-Американское шоссе. Берег океана был очень пустынным и скалистым, шоссе - довольно узким и шло высоко над морем. Сам океан выглядел серым и неприветливым, с сильным прибоем. Временами дорога уходила в туннели. Иногда попадались встречные фуры. Любопытно было, что рейсовые автобусы используются местным населением и для перевозки грузов. Например, один раз автобус остановился около устья реки, и в багажный отсек несколько мужчин погрузили ящики со свежей рыбой. Думаю, вечером она уже подавалась в ресторанах Лимы. В автобусе, да и в любом другом транспорте обязательно составляется список пассажиров. Записывается имя, фамилия, номер паспорта!, куда и откуда едешь. Список сдается водителю. Несколько раз автобус проверялся полицейскими нарядами. В основном их интересовал багаж.

В 23-00 мы благополучно прибыли в Наску.

 

8. Пустыня Наска

В Наске (это небольшой туристический городок в одноименной пустыне, находится на Пан-Американском шоссе) нас встретили и подвезли на расстояние 500м. до отеля Alegria, 22 доллара за двухместный номер. На следующий день у нас был намечен на утро полет над знаменитыми линиями Наска. В отеле нам были предложены соответствующие билеты по 40 долларов с человека (дешевле, думаю, не найти). Мы купили эти билеты и с устатку сделали еще ряд ненужных ходов. Во-первых заплатили еще по 5 долларов за полет над «акведуками» - не делайте этого, это даже 5 долларов не стоит. Во вторых - приобрели какую-то идиотскую экскурсию к «древним костям в пустыню» да еще с индивидуальным гидом. Ну, это на любителя посозерцать пучок волос на высушенной солнцем черепушке. Такого там, в пустыне, много. На любителя. Гид был полнейшим самодовольным индюком, разговаривал с нами через губу и без конца делал замечания о произношении английского. Непонятно было - кто кого нанял. К тому же повез нас «к другу» на фабрику горшков, в его понимании вопроса мы должны были там обязательно поправить материальное положение «друга». Сразу вспомнились египетские разводки на деньги: «институты папируса», «золотые фабрики», «музеи» благовоний и прочего верблюжьего стула. Пришлось отказать ему в чаевых. Но это я вперед забежал. В Наске - только полеты, не тратьте время и деньги на прочие предложения. К тому же мы заказали через отель билеты на автобус в Паракас на следующий день. Ребята безбожно набросили по 15 солей на билет. При цене 30, они нам их продали за 45, да еще с напоминаниями. Автобусный причал компании «Ормено» в двух шагах от отеля. Автобус на Лиму идет раз в день, двухэтажный, что-то в районе 13 -14 часов. Надо только спросить - где Ормено, пойти перед полетами или сразу после них и спокойно самостоятельно купить билет до Паракаса (или куда вы решите - до Ики, Писко, Лимы). В крайнем случае, можно добраться до Пан-Американского шоссе, по которому каждые 20-30 минут идут автобусы компаниии «Союз». Их можно останавливать просто голосованием. Места всегда есть. Так вот.

Ну, а полеты - это очень интересно. На следующий день с утра собрали нас в холле, погрузили в микроавтобус и на аэродром. Авиакомпаний, которые летают, много. Мы летали компанией Alas Peruana, сайт у них www.nazcalinesperu.net. Привезли нас в такой маленький зал ожидания - магазинчик сувениров - кафе и провели небольшую лекцию - что к чему. Я даже слушать не стал, потому что разумного объяснения природы этих линий просто нет. Это ведь огромные по площади рисунки, которые видны только с высоты птичьего полета, а чтобы построить такие с земли нужно обладать специальными знаниями по планировке. Кто и зачем их создал, что они означали в то время - загадка. Потом нам представили пилота, самолетик Сессна четырехместный, только для нашей команды из трех человек, и мы полетели. Меня лично порадовали кожаные кресла и вообще факт того, что самолет американский. Над каждой фигурой пилот делал два виража, чтобы пассажиры с каждого борта смогли посмотреть и сфотографировать. Что сказать - аттракцион. Посмотрели своими глазами то, что когда-то давно видели в фильме «Воспоминания о будущем» и воспринимали как недостижимые дали. Впечатления начинаешь осмысливать уже после приземления. Кстати, кто не хочет летать, есть возможность посмотреть некоторые фигуры со смотровых вышек, называющихся «мирадор», расположенных на Пан-Американском шоссе в сторону Лимы от Наски. После полетов, успели съездить на неинтересную экскурсию (трата времени), перекусить, и настало время отъезда дальше. Мы должны были переместиться в сторону Лимы, на побережье океана в местечко Паракас в одноименный отель, где у нас было запланировано два дня отдыха с посещением морского заповедника.

 

9. Паракас (Пингвины - друзья человека)

Паракас - это такой рыбацкий поселок в окрестностях города Писко. Писко является местом рождения знаменитого перуанского напитка - писко, который сейчас изготавливают и в Чили тоже. Напиток делается из винограда, крепок, 40 градусов, слегка напоминает чачу, но получше. В чистом виде его пьют, но редко, в основном перуанцы и приезжие поглощают замечательный коктейль на основе писко - «писко соур». Он состоит из писко, сока лайма, колотого льда, яичного белка. Все вместе взбивается в микшере и подается в ледяном бокале с пеной. Крепость и вкус писко-соур существенно зависит от заведения, где вам его предлагают. Освежает и нагуливает аппетит замечательно, сравнимо с джином со льдом и тоником, рекомендую. Автобус компании Ормено из Наски идет сначала в Паракас, а затем в Писко. Если же вы поехали другой компанией, то можно доехать и до Писко, а затем на такси до Паракаса. Это стоит 30 солей.

Отель Паракас был интересен и роскошен. Стоимость номера в сутки 98 долларов, но это было заложено в бюджет и того стоило. Пару деньков комфортабельной жизни мы заслужили. Хозяева у отеля немцы. Основан отель был в 1945 году, видимо теми людьми, которым было неудобно оставаться в Европе. На стенах в холлах и барах старые фотографии, когда богатые европейцы приезжали охотиться на акул. Сейчас тоже останавливаются респектабельные люди, но европейцев что-то не видно было, в основном латиносы. Но холеные, и дамы с ними холеные. Неплохой салон живописи (картины продаются). Полированная бронза, плетеная мебель, бар в стиле кают-компании в Наутилусе, ненавязчивая музыка вроде Strangers in the night, вышколенный персонал, приветливые сеньориты на ресепшене. Большая территория, дорожки просторные и ухоженные, пальмы, бассейны, и прочая экзотика. Карточкой можно платить в любой точке отеля, хоть в баре на пляже. Правда, когда мы приехали, все это только начинали расчехлять и запускать, поскольку сезон только начинался, время года - ранняя весна (ноябрь), вода еще холодная. Но главное, конечно, Тихий океан. Освещенный пирс, выдающийся в море, на нем бар со всем чем угодно. Мы предпочитали кровавую Мэри. От пирса каждое утро устраивалась экскурсия на катерах отеля на архипелаг Бальестос, примерно сорок минут на катере в одну сторону. Мы записались на такую экскурсию и на следующий день после завтрака, в 8 часов утра были на пирсе. Катера большущие, каждый брал 15 - 20 человек народа и на полном ходу устремлялся к архипелагу. Прогулка по морю с ветерком само по себе здорово, но когда мы подплыли к островам, про все забыли. Это были скалы с гротами, местами с плоскими вершинами, местами с уступами. Обитателями были многочисленные колонии разнообразных птиц, из которых я распознал только пеликанов. На скалах сидели и лежали морские котики, морские львы. Они же стадами лежали на пляжах и плавали в гротах, ревя. В зоне отлива на скалах сидели крабы. И, наконец, в нескольких местах видели колонии пингвинов. Они вели себя очень по-деловому, куда-то устремлялись при виде нашего катера, сбегались в кучу, потом опять разбегались. Капитан возил нас вокруг островов и через всевозможные гроты примерно 40 минут, но время пролетело мгновенно, поскольку очень интересно было наблюдать за этим животным миром. Стоимость такой экскурсии из отеля 20 долларов на человека. Если выйти в поселок и поискать, можно найти дешевле.

Оставшееся время на побережье мы вели растительный образ жизни, окунались в океан с пирса (пляж был покрыт сильно пахнущими водорослями и не манил), загорали, осмотрели деревеньку Паракас, фешенебельные виллы в окрестностях нашего отеля, посетили пару раз рыбные ресторанчики на берегу. Очень хорошо. Так прошло два дня и две ночи и настало время отправляться в Лиму чтобы предпринять завершающую фазу нашего путешествия - бросок на Амазонку. В день отъезда мы на такси за тридцать солей добрались из Паракаса до Пан-Американского шоссе, где водитель такси проголосовал автобусу. Как я говорил, автобусы компании «Союз» идут по этому шоссе с интервалом 20-30 минут. До Лимы мы добрались за три часа и 20 солей с человека. На автовокзале в Лиме взяли другое такси и за 20 солей поехали в аэропорт. В этот же день у нас был перелет в город Икитос, ворота большой Амазонки. Зарегистрировались, скоротали время в кафе, уплатили сборы и отправились на посадку. Компания была Lan Peru, самолет - новехонький А320, чем отличаются, как ни странно, латинские авиалинии. Рейс без посадки (бывают с посадкой), что-то около полутора часов и мы оказались в Икитосе, столице перуанской Амазонии.

 

10. Икитос и Амазонка

Поездка на Амазонку у нас была запланирована в самом конце маршрута и отведено на нее 3 дня. Чтобы не рисковать ничем перед отлетом домой, да и время на самостоятельность оставалось в обрез, решено было приобрести готовый трехдневный тур через туристическую фирму Эксплорама - e-mail: amazon@explorama.com, web site: www.explorama.com. Оплатить тур требовалось заранее кредитной картой, такие у них условия. Надо сказать, что предложение туров на Амазонку довольно большое. На любой вкус и кошелек. Есть на уикенд, есть на три дня, на четыре, на неделю, круизы по амазонке и т.д. Но общая тенденция - дорого. Наш тур на три дня и три ночи стоил 522 доллара на человека. 275 - сам тур, 86 и 86 самолет Лима- Икитос, Икитос-Лима, 75 - одна ночь накануне в Икитосе. Это притом, что билеты на самолет мы брали сами, а так было бы еще дороже. Можно отказаться от ночи в Икитосе и прилететь утренним рейсом, но тогда получится «с корабля - на бал». Но совсем отказываться от Амазонки, будучи в часе! лета, было невозможно.

Икитос встретил нас душной влажной жарой. На термометре, несмотря на позднее время (около девяти вечера) было более 30 градусов. В зале нас ждал представитель фирмы Explorama (Explore Amazon), чтобы отвезти в отель. Автобус был старый американский школьный, видимо годов 60-х, с деревянным кузовом и без стекол в окнах. Впрочем, это было лучше, так как позволяло ветерку немного освежать пассажиров. Автобус трюхался по городу, а мы смотрели. Мимо проплывали какие-то магазины, велорикши, кучки людей, перекрестки. На одной улице, почти во всех домах, на балконах невысокого второго этажа находились сеньориты, молодые и импозантные, все поголовно в черном нижнем белье. Я сначала подумал, что им жарко, вот и вышли прогуляться, потом думаю - а чегой-то они все в черном? Ну, потом догадался. Наконец, мы прибыли в отель. Там было прохладно и очень цивильно. Отель был большой и комфортабельный, с фонтанами в холле и стеклянными лифтами в многосветном многоэтажном зале под стеклянным куполом. Вечер завершился джином с тоником в соседнем баре. Бармен демонстрировал нам бруски железного дерева, чучела пираний, еще всяко разно, а на прощание сфотографировал. У него все стены были увешаны фотографиями клиентов. Сон проходил под легкий шум кондиционера.

На следующий день мы должны были проделать 50 миль вниз по Амазонке до приюта в джунглях на притоке Янамоно.

Выйдя утром из отеля, мы поняли, что действительно находимся в 3 градусах широты от экватора. Несмотря на ранний час, солнце палило немилосердно и хотелось нырнуть обратно в отель. Осмотрев набережную Амазонки, мы так и поступили. Через некоторое время нас забрал гид, которого звали Сегундо, и мы отправились на пристань для дальнейшего путешествия. Ненужные рюкзаки мы оставили в офисе конторы, взяв с собой необходимый минимум на 3 дня. На пристани мы погрузились в большой плоскодонный катер со всей поклажей. На корме у него висело два лодочных мотора Ямаха по 120 л.с. каждый! Через два часа пути по Амазонке мы свернули в приток Янамоно и оказались в самых настоящих джунглях, и, проплыв с километр, высадились в Explorama Lodge. Приют представлял собой несколько домиков из бамбука, покрытых тростником, приподнятых на сваях, утопавших в зелени пальм и прочей растительности. Также присутствовал домик столовой, бара! на сваях же, стоявшего над притоком, большая крытая терраса с гамаками для отдыха. Домики были разгорожены перегородками на «номера». В каждом номере присутствовали койки, затянутые москитной сеткой, тумбочка, зеркало, таз и кувшин с водой для умывания, керосиновая лампа. Все дорожки внутри поселочка были под тростниковыми крышами на столбиках на случай дождя. Удобства типа «сортир» и души с условно холодной водой (т.к. она нагревалась от солнца очень прилично) находились рядышком с каждым домиком и были устроены безупречно. Там и сям были развешены гроздья бананов, которые можно было срывать, и есть, если захочется. Все это украшали стаи здоровых разноцветных попугаев, которые громко кричали и толкались друг с другом и с посетителями на перилах. Солнце палило, влажность была такая, что поначалу небольшая просто ходьба приводила к быстрому и сильному промоканию ковбойки и не только. Тяжелый климат был для нас испытанием, безусловно он требует выносливости и терпения, поэтому много дней там провести трудно. Например, характерная особенность местных жилищ, это отсутствие стекол в оконных проемах и дверей как таковых. А зачем? Все время 32 - 36С и выше. Лишь бы продувало. Вместе с тем крыши сделаны на совесть, потому что ливни происходят сильнейшие, а дома все на сваях от всяких змей и прочих тарантулов.

Ну-с-с-с! А в баре присутствовал лед!, тоник, и просто бесподобный, ледяной английский джин. Я такого не видел потом ни в магазинах, ни в аэропорту. Он очень здорово помогал нам после прогулок по джунглям и измота в жаре. Бармен записывал все в тетрадочку, а перед отъездом я оплатил все кредиткой. Кормили вкусно, три раза в день, с большим количеством фруктов. Пить чай и кофе можно было когда угодно, самостоятельно, а в каждом домике на терраске стояли специальные емкости с питьевой водой и набор чистых стаканчиков. Вечером проходил служащий и зажигал керосиновые лампы вдоль дорожек и в домах. После этого лагерь приобретал очень романтический вид. В общем, организован приют был на 5 с плюсом, с учетом того, что это были джунгли. Программа была насыщенной, каждый день у нас были прогулки по джунглям и на лодке по реке и ее притокам. Мы видели: каучуковые деревья, маленьких, с наперсток, черных и красных лягушек, из бородавок которых местные делают знаменитый яд кураре, видели лесных свиней - тапиров, бесчисленное количество попугаев, тарантула в его ночной норке, птичку колибри (она порхала как стрекоза под крышей бара, там у нее гнездо было подвешено), речных дельфинов. Да, да, в Амазонке водятся речные дельфины. Мы видели их на рассвете. Серый похож на обычного дельфина, а розовый - удивительный вид. Он длиной под два метра, а цвет кожи у него действительно розовый, похож на мужика, вышедшего из бани, который окунается и издает довольное «у-ф-ф-ф». Была и ночная прогулка по притоку, когда мы видели в свете фонаря спящих птичек, змей и пауков. Все они сидели на деревьях. Но самый писк, граждане, это была рыбалка на пираний. Мы отплыли на моторке довольно далеко от лагеря, поднялись по притоку Напо и углубились в самый настоящий мокрый лес. Т.е. деревья большие и маленькие, кустарники и прочие лианы росли прямо из воды, по которой мы плыли, и сходились сводами над головой. Дело в том, что по словам гида, пираньи водятся только в притоках Амазонки. Ну вот, привез нас гид на место, и мы стали ловить! Ловят пиранью на снасть без поплавка, леска толстая, заканчивается стальным! поводком и приличным крючком. А на что ловят? Правильно, на сырое мясо! Рыбу ловят на мясо! Когда клюет, чувствуешь рукой, как эта бестия дергает. Тут надо подсечь, но не торопиться, потому что они хитрые, норовят сначала по краям откусить, и только потом входят в азарт и хватают как следует. А зубки у них, граждане, это просто бритва, на нижней челюсти особенно. Нижняя челюсть находит на верхнюю как у бульдога. Б-р-р! Скажу, что все поймали по несколько рыбин, всего штук 15 мы выловили за час. Больше всех - наш гид, снасть у него была что надо. Вообще, в том что мы столько увидели всего интересного была очень большая его заслуга. Сегундо родился и вырос на берегу Амазонки, долгое время работал водителем лодки в этой фирме, а потом, общаясь с туристами, научился разговаривать по-английски и стал гидом. Ему 59 лет, женат, имеет 6-х! детей. Джунгли и притоки вокруг он знал как свои пять пальцев, поэтому и сумел так много нам показать. Выловленную рыбку нам пожарили к обеду, вкусно получилось.

Ну, что же, все когда-нибудь заканчивается, и совершенно незаметно закончился наш поход на далекую Амазонку, а с ним забрезжил и финиш всего нашего перуанского проекта. Нас очень организованно, без малейших сбоев проводили в аэропорт Икитоса, попрощались и посадили на самолет. Самолет задержался, но нас это никак не беспокоило, поскольку мы никуда не могли опоздать. Впереди ведь был еще один прощальный день в Лиме.

Опять был новехонький А320, раздача чипсов из банана (какая гадость), стаканчик Джони Уокер со льдом и, здравствуй Лима. Поздним вечером мы, уже как старые знакомые, получали ключи от комнат в маленьком отельчике Mami Panchita.

 

11. Домой

Да, все когда-нибудь заканчивается. Это и печально и радостно. Диалектика. Так приблизился и финиш нашего путешествия по Перу. Были собраны тысячи впечатлений, пройдены тысячи километров, отсняты сотни фотографий и прочая, прочая. Оставался прощальный день в Лиме, нужно было подкупить недостающие сувениры, перетрясти рюкзаки к дальнему и долгому перелету, почистить «перья». А самое главное, конечно, нужно было попрощаться с Перу и с Лимой, немного уложить впечатления, посидеть спокойно на берегу океана и помечтать о хорошем. Мы все это воплотили с большим удовольствием. Мы погуляли по уютному и красивому району Лимы - Барранко, пообедали в кафе любителей футбола (а футбольные поля в Перу есть даже в пустыне Наска), сделали звонки друзьям, а потом отправились на берег океана. Супруга экспериментировала с заходом в прибой, завернув джинсы, а я даже вздремнул на теплой гальке под шум волн. А когда стало смеркаться, мы полюбовались закатом, взбодрились «писко-соур» и отправились по нарядным улицам к отелю. See you, Lima!

Утром нас отвезли в аэропорт, за три часа, как и положено для международного рейса. Мы были собраны и устремлены домой. Зарегистрировали нас сразу на все рейсы, т.е. мы получили посадочные талоны на рейс Лима - Каракас, Каракас - Франкфурт, Франкфурт - Москва. Лететь было спокойно, под крылом уплывали заснеженные Анды, все неизведанное оставалось позади. Каракас и Франкфурт уже не удивляли. Все было на своих местах - кафе, магазины беспошлинной торговли, служащие, разъезжающие по аэропорту Франкфурта на велосипедах (большой он...). Люфтганза ни в чем не подвела и на этот раз. Строго в положенное время мы приземлились в аэропорту Шереметьево 2, а через короткий промежуток времени были Дома. И это было здорово! Позади остались дороги и города другого континента, Анды и пустыня Наска, озеро Титикака, Амазонка и Тихий океан.

Путешествие в Перу было закончено.

 

Маршрут в ПЕРУ (из расчета на одного человека при двухместном размещении)