МЕСОАМЕРИКА глазами русских первопроходцев

Южная Америка Андрея Шляхтинского

Путешествия > Из Паленке в Тикаль – это просто! >

Оахака

В Оахаку прибыли рано утром. Шел дождь. На вокзале прохладно, много людей в куртках, некоторые в соломенных шляпах. Монитор показывает народные промыслы в штате Оахака. Немного посидели, подумали, дождались рассвета. Нам еще не приходилось искать жилье в Мексике, и у нас были некоторые сомнения, ведь мы ничего не бронировали и не искали заранее. Потом уже все шло просто – надо ехать на такси или общественном транспорте в центр – там и будут находиться основные отели. Если есть карта, и это недалеко, то лучше идти пешком. Времени у нас было много, а вещей мало, и мы пошли пешком. Долго выбирать не стали и остановились в отеле в 300 песо за двойной номер. Включили телевизор и сразу нарвались на теленовеллу «Маримар» с их знаменитой актрисой Талией (у нас тоже несколько лет назад показывали). Время было раннее, посмотрели одну серию теленовеллы «Руби» и поразились количеству европейских лиц – прямо расизм какой-то. Столько белых мексиканцев, сколько в одной этой серии, мы за все путешествие не встречали.

Потом экскурсия по Оахаке. Пошли на рынок купить местные сувениры и пару бутылок мескаля (купили бы больше, но не хотелось все это с собой возить.) Попробовали мескаль разных видов, с гусеницами и без.

Удивило, что по улицам разъезжают грузовики с военными. Это была Policía Federal Preventiva (PFP). Она вроде как была создана для борьбы с наркоторговлей, но ее бросают и на борьбу с разными беспорядками. А как раз 2 года назад в октябре 2006 в Оахаке народ взбунтовался против губернатора. Что-то тот не так с выборами сделал (его, как водится, обвинили в предвыборных махинациях и злоупотреблении служебным положением), кого-то по его заказу убили и т.д.

Дальше был бунт, бастующие соорудили баррикады, а силы федеральной полиции заняли город, проводя массовые аресты. Понятно, что были нанесены большие убытки туристическому бизнесу. Говорят, что демонстранты многие дни жили прямо на Zocalo, и туристам в Оахаке появляться не рекомендовалось.

Но сейчас на Zocalo полно народу, жизнь кипит. Решились-таки съесть самодельное мороженное, которое продавала какая-то тетка, хотя это очень не рекомендуется. Валерий после этого стал вести себя разумнее и с лотков на улице ничего уже не ел. Тамалес, вареная юкка, жареные кузнечики и многое другое осталось для него непознанным.

К нам подходит торговец кокаином, но товар свой предлагает лишь после нескольких вопросов, которые обычно задают туристам. Нам кокаин не нужен, но ему почему-то захотелось поговорить «за жизнь». Cам он из Марокко (ну понятно, наркоторговля это часть джихада) и очень доволен жизнью в Мексике, особенно женщинами. Это тоже понятно, арабки просто так не дают, там жениться надо. А если что не так, то родственники могут и голову отрезать. На это он даже слегка обиделся, мол, у нас не Афганистан и не Пакистан. Еще немного поговорили про арабскую музыку, удивился, что мы знаем, кто такие Абдель Халим Хафез, Файруз и Амр Диаб. Наркотики он закупает у местных крестьян. На вопрос о полиции просто машет рукой, наверно откупается.…А галлюциногенные грибы из Оахаки мы потом видели в магазинах Амстердама.

В первый день мы съездили за 10 песо на «коллективос» к дереву Туле. Там В ВИДЕ добровольных ПОЖЕРТВОВАНИЙ берут по 3 песо на содержание дерева. Вход к нему огорожен, и подойти потрогать ствол нельзя. Невдалеке есть подобные деревья, но потоньше. Посидели на скамейке и посмотрели на людей. Большинство туристов – мексиканцы, но видели мы и одну русскую семью. Официально этот городок называется Santa Maria del Tule. О нем писали чешские путешественники И. Ганзелка и М. Зикмунд, и еще в детстве я видел его на фотографии. Дерево не очень-то и изменилось с тех пор. Только ограды тогда не было.

Возвращались в Оахаку опять на «коллективос» за 8 песо с человека. «Коллективос» – это те же такси, но их набивают под «завязку», трое спереди и трое сзади. Водитель с диспетчером разговаривают по-сапотекски.

На другой день идем на улицу Мина искать турагентство. Там нас берет в оборот зазывала одного из турагентств, по имени Эсперанса, и ведет в свою контору, рассказывая, какие туры у них есть и почем. Рядом другое агентство – и туры, и цены такие же. Валерий сказал, что на Украине у него жила бабка Гапка, очень похожая на Эсперансу.

Вначале мы выбрали экскурсию в Монте-Альбан, но, подумав, взяли тур по пяти местам на 10 часов за 200 песо с каждого. Пришлось ехать к дереву Туле, где мы уже были и за ограду больше не заходили. Прошлись по сувенирным лавочкам и поглазели на деревья поменьше. Затем поехали на фабрику, где ткут коврики. Городок называется Teotitlan del Valle и знаменит тем, что здесь эти шерстяные ковры делают вручную. Кроме нас туда подъехали еще несколько автобусов, где кроме латиноамериканцев были и европейцы. В нашем автобусе кроме нас были лишь несколько мексиканцев из Мехико и Нелли с севера, с самой границы с США.

Нам показали технологию изготовления ковров, объяснили, как их красят, и как и из чего изготовляют красители. Сказали, что используют для этого лишь натуральные красители.

Дворцовый комплекс в Митле весьма красив и, как все отмечают, похож на греческие или критские дворцы. Митла впечатлила ровными гранями геометрически правильных узоров. За вход почему-то берут не обычные 48 песо, а 35.

На обратном пути заезжаем на маленькую фабрику мескаля. С интересом смотрим на процесс производства. Текилу делают примерно также. Но текила – это бренд штата Халиско, а мескаль – штата Оахака.

Утром отправляемся в археологическую зону Монте-Альбан. Идем по знакомой улице и гадаем, встретим ли бойкую зазывалу Эсперансу. Так и есть! Третий день встречаемся – уже положено целоваться при встрече. Целуй Валерий реинкарнацию своей бабки Гапки!

На остановке платим за доставку 38 песо и садимся в теньке. Сегодня есть европейцы – парочка, он француз, она полька.

Спрашиваем, хорошо ли им спалось под взрывы всех этих ракет. Говорят – нормально. А машины у вас под окнами не бились? Нет.

Еще народ подходит.

Все иностранцы уезжают в Митлу, ну а нас ждет знаменитый Монте-Альбан. Сегодня к нам приходит Нелли, которая и будет нашим гидом. Познакомились на вчерашних экскурсиях. Она из города Мехикали, что далеко на севере, и уже несколько дней путешествует по своей стране. Знает много и много рассказывает. Подбирает с земли кусочки керамики, показывает нам и говорит, что уносить нельзя.

Дорога в гору, Оахака остается внизу. Вид красивый. По пути много надолбов «топес», поэтому особо не разгонишься и с горы не слетишь. Оахака – осталась внизу, здесь, на горе, воздух необыкновенно чистый и дышится легко. Это впервые за наше пребывание в Мексике. Еще хорошо дышалось на пляже в Тулуме. Больше – нигде!

Приехали рано, наш первый автобус отходил в 8.30. Следующие отходили через каждые полчаса до 15.30 и возвращались с 12.00 до 17.00 тоже через каждые полчаса. Пирамиды Монте-Альбана нам сразу понравились. Мы были первыми, и удивлял простор и безлюдье. Самое главное – было не жарко и дышалось хорошо.

Заметно, что многие мексиканцы путешествуют по стране. На наших экскурсиях их большинство.

Нам не раз говорили, что оахакская кухня совсем не походит на то, как готовят в Мехико или в других штатах. Одним из типично оахакских блюд, кроме мескаля, является mole negro – густой темный соус, сделанный на основе разных пряностей и шоколада. Мы пробовали разный моле в разных местах и так и не поняли, чем моле из Оахаки лучше других. Им обычно поливают мясо или курицу. Еще одна кулинарная гордость Оахаки – сыр, который свернут в клубок. Мы купили его в наш первый вечер в Мехико. Ну сыр, ну свернут в клубок. Что в нем такого особенного?

Лет 50 тому назад по нашему маршруту проехали знаменитые в СССР чешские путешественники И. Ганзелка и М. Зикмунд. Но они ехали через всю Южную Америку, и, лишь начиная от Оахаки, мы смогли немного приобщиться к их маршруту.

На терминале в Оахаке платим кредиткой (больше уже нигде у нас кредитку на вокзалах не принимали) за билет до Паленке 514 песо.

Досмотр как на самолете, и даже женщина с видеокамерой зашла в салон и всех засняла. Круто! Но больше такого нигде не было. Наверное, как-то связано со всеми этими событиями в Оахаке. В 17.00 отъезжаем и смотрим на ливень, который только что начался. Хорошо, что не попали под него, идя на вокзал. Пока с погодой везет.

Дорога из Оахаки очень красивая. Вначале ехали по знакомой Панамерикане, а затем свернули в горы. Асфальтированное шоссе постепенно поднимается все выше и выше. Леса на склонах гор в основном вырублены. Вспомнился разговорчивый продавец ножей на крытом рынке, который много лет пилил лес в горах Оахаки. Хорошо поработал!

Ночью я вышел поразмяться на одной из остановок. Первое ощущение после выхода из автобуса – влажная жара, баня, парилка! Все! Кончился благодатный горный климат. В большой клетке сидит обезьяна. На другой остановке нужно заправить автобус и всех выгоняют посидеть на скамейках.