МЕСОАМЕРИКА глазами русских первопроходцев

Центральная Америка Андрея Уфимцева

 

Чиапас. Русский взгляд

 

Сообщения о делах в Юкатане от Армины

 

Странные заметки странного человека

 

Рассказы путешественников

 

 

Малые народы Мира. Научно-поплярный проект Андрея Матусовского

 

Южная Америка Андрея Шляхтинского

 

Рассказы путешественников

 

 

 

 

 

Loading

 

 

 

 

Путешествия >

Куба на колесах

Андрей Шляхтинский

 

- Послушайте, а какого года ваш автомобиль?
- 1928!
Из диалога туриста с хозяином машины на улице Гаваны.

 

Остались, однако ж, на этой Земле места, где время как бы остановилось. Нет-нет, это не девственные леса Амазонки и не океанские глубоководные желоба. Чтобы попасть туда, достаточно купить билет на самолет и не омрачать себе настроение суетой с оформлением визы. Четырнадцать часов полета на Запад и вот вы уже на «земле обетованной»…

Отделавшись от не в меру назойливых кубинских таксистов, до последнего момента с безразличным видом поджидавших очередную партию пассажиров с рейса Москва – Шеннон – Гавана – Мехико, я, закинув рюкзак за спину, побрел прочь от третьего терминала аэропорта имени Хосе Марти. Надо было поймать машину, и как можно скорее.

Яркое тропическое солнце только-только начинало разгонять утреннюю свежесть, когда из-за поворота дороги навстречу вынырнуло нечто большое, черное, зверски рычащее и извергающее неестественно густые клубы едкой копоти из выхлопной трубы. Разглядеть монстра толком так и не удалось, однако, кажется, это был Desoto выпуска второй половины 50-х годов!…

С того счастливого дня миновало уже порядочно времени, а я до сих пор не могу прийти в себя от разнообразия старых автомобилей, колесящих по дорогам Острова Свободы. И не просто старых, а очень старых. Вряд ли еще найдется страна, в которой на квадратный километр приходилось бы столько антиквариата, как там. Уже упомянутые Desoto, нарядные вызывающие Plymouth Special Deluxe, стремительные Oldsmobile Super 88. А о бесчисленных «копейках» и горбатых «жуках» я даже и не говорю. Все это гармонично сочетается с «туристическими» Peugeot 306 со специальными черными номерами (чтобы полиция не останавливала) и Citroёn Berlingo и Renault Kangoo, принадлежащими государственной телекоммуникационной компании. Последних, правда, немного.

Причина всей этой неописуемой антикварно-автомобильной роскоши крайне приземленная: с легкой руки коммунистической партии и лично команданте Фиделя, в целях борьбы с мировым империализмом на Кубу уже много лет запрещен ввоз машин и запчастей к ним. А потому местным любителям «погонять» (ограничение скорости 90 км/ч.) по не слишком хорошим дорогам приходится холить и лелеять автомобили 30-40-50-ти и так далее летней давности. И надо сказать, им это удается. Большинство машин находится в хорошем состоянии, и кроме дизайна их возраст почти ничто не выдает. Попадаются, конечно, ободранные экземпляры без бамперов и решеток радиатора, но их процент крайне невелик.

Другой характерной чертой кубинского отношения к автомобилю является глубоко укоренившееся мнение: «Все, что может ездить – должно ездить»! А потому нет ничего удивительного в том, что на протяжении двух недель мне на глаза попались только три (!) недееспособных автомобиля. Первый – «американец» 50-х годов неопределенной марки и модели – находился на временном ремонте. Два других – автобусы, от которых остались одни кузова с выбитыми стеклами. Они уже никогда не поедут, так как были основательно переоборудованы под жилье местными крестьянами. Хотя, кто знает?

Так уж устроен человек, что рано или поздно он привыкает к самым невероятным вещам. Однако трудно оставаться равнодушным, когда среди россыпи розового жемчуга нет-нет, да и мелькнут несколько черных «жемчужин» американской или европейской автомобильной промышленности…

Центр Старой Гаваны. Капитолий. Полуденное «зимнее» солнце на выцветшем небе жарит так, будто оно заключило соглашение с уличными торговцами «refresco» – ледяным прохладительным напитком, в состав которого входят лед, определенный процент разбавленного водой сока и… та же вода, в которой продавцы ополаскивают грязные стеклянные стаканы. И вот на фоне всей этой до боли знакомой совковой «экзотики», среди «хвостатых» GMC и Oldsmobile’ей стоит Он – бирюзовый Dodge Six 1936 года выпуска. Безупречные классические очертания сверкающего чистотой кузова, зачехленная в кожу, на треть утопленная в левое крыло «запаска», крылатая эмблема на черной сетке радиатора…

Перекресток напротив местного Музея Революции. Культовая посудина «Granma» в стеклянном саркофаге…

- Mire, ¿de que año es su vehículo? Послушайте, а какого года ваш автомобиль? – с ошарашенной улыбкой на обгоревшей физиономии «подкатываю» я древнему старичку, сидящему за рулем не менее древнего Ford A.

1928-го…

..!?!

Почти что самый большой, почти что универмаг, почти в самом центре стольного города Гавана. Иллюзия автомобильной стоянки. Нагловатые, но безобидные велотаксеры выкрикивают свое традиционное «Hey, fren’! We’re you from»? На исходе вторая неделя скитаний по Кубе, и ничего другого, кроме «¡Chinga tu madre!» на язык не идет. Все уже приелось. И вдруг! Приплюснутый к асфальту, непривычно маленький, ярко-красный с хромированным передком кабриолет MG! Ему не меньше пяти десятков лет, так что он, очевидно, был национализирован, а затем передан в руки кубинских трудящихся еще во времена славной революции! Глядя на это чудо техники, подспудно начинаешь по черному завидовать владельцу старой «колымаги».

Отпуск подходит к концу. Безобразно хочется горячей воды в кране и отсутствия 5-сантиметровых тараканов в комнатах. Еще хочется увезти с собой эту «старую автомобильную рухлядь». Всю. Увы, это невозможно: «Вывоз представителей местной фауны из Заповедника Гоблинов категорически запрещен!» Наверное, когда-нибудь придется возвращаться.

Не нужно обладать богатым воображением, чтобы представить, как выглядит транспортная система одного из двух последних оплотов социализма на нашей планете. Достаточно вспомнить не столь далекие времена из собственного прошлого, помножить полученную картину на южный карибский менталитет, где отношение к жизни и работе выражается словом «mañana», что в переводе означает «завтра», а на самом деле соответствует нашему «после дождичка в четверг». Материальное проявление этого самого менталитета можно встретить сплошь и рядом в виде изрядно поношенных грузовиков и автобусов сорокалетней давности. Апофеозом же и живым памятником автомобильному транспорту «Острова Свободы» служит старенький развозной фургон Ford, выставленный в Музее Революции в Гаване вместе со знаменитой яхтой «Granma» и легендарным Land Rover, принадлежавшим гениальному комаданте Фиделю. Если верить подписи, то именно этот фургончик использовался при осаде президентского дворца в 1957 году и перевозил за одну поездку до 40-50 бойцов, хотя я до сих пор не могу понять, где они там могли поместиться. Следы боевых ранений до сих пор видны на его потрепанных боках.

В не менее потрепанном состоянии находятся и не имеющие славного боевого прошлого транспортные средства страны, да и возраст их тоже, как правило, весьма почтенный. Первое, с чем сталкиваешься на дорогах и улицах – это автобусы. Одно плохо – встречи эти происходят гораздо реже, чем хотелось бы – с подвижным составом дело обстоит, что называется, из рук вон… У русского человека, долгое время и не подозревавшего, что «ПАЗик» не есть верх технической мысли, кубинские автобусы вызывают лишь легкий приступ жгучей ностальгии, а вот представители «более цивилизованного» мира при их виде впадают в ступор. Все эти Fiat’ы, Volkswagen’ы, Ikarus’ы 30-40-50-летней давности гремят, ревут двигателями и нещадно коптят голубое небо по всей Кубе. Этот воистину народный вид транспорта делится на две большие категории, которые соответственно называются «guagua» и «camello». Первые – это автобусы, как таковые. Они используются на междугородных маршрутах. Вторые – не что иное, как седельные тягачи с закрытым прицепом, оборудованным сиденьями и поручнями. Нечто подобное можно было видеть лет эдак дцать назад на московских автосалонах. К счастью эта экзотика у нас не прижилась, а вот на Кубе дала пышные ростки. Такая «спарка», в силу конструктивных особенностей, изрядно горбится сверху, за что и получила в народе прозвище «camello» – верблюд. Все эти достижения кубинской технической мысли комфортом не отличаются, но и билеты на них стоят копейки даже по российским меркам.

Справедливости ради стоит отметить, что все эти коммунальные удобства предназначены для собственных граждан. Другое дело туристы! Дабы не отпугивать этот основной источник пополнения бюджета страны, правительство все же разорилось на более современные машины. Это бразильские Busscar, европейские Neoplan и Mercedes различных моделей. Такие автобусы курсируют на маршрутах Гавана-Варадеро, Гавана-Виньялес, Гавана-Тринидад и ряде других. Внутри – кондиционер, холодильник, телевизор и туалет. Однако у этих «5-звездочных» автобусов есть большой недостаток – поездка в один конец на расстояние 250 км обходится приблизительно в 10 долларов, тогда как на «guagua» – всего 50 центов.

Для того чтобы полностью представить жизнь традиционного в нашем понимании общественного транспорта, стоит упомянуть о троллейбусах. Их, правда, пока нет, однако возможности внедрения этих «экономичных и суперсовременных» машин для блага рядового кубинца всерьез обсуждаются в местной автомобильной прессе. Правда там же подробно рассказывается и о том, как прекрасно промчаться по просторам родной страны на BMW Serie 3… И это в то время, когда среднемесячная зарплата по стране составляет около 300 кубинских песо…

Поскольку автобусный парк Кубы страдает от нехватки машин и запчастей, в небольших городах и городках, не говоря уже о сельской местности, широкое распространение получили более демократичные экипажи – «coche», поездка на них обходится всего в одно песо. В него могут поместиться шесть - восемь не слишком толстых человек плюс «cochero». Правда при этом всю дорогу придется созерцать лошадиный хвост и подвязанный под ним мешок с лошадиным навозом, а заодно и слушать сквернословящего владельца животины. Разумеется, «сoche» – это крайний случай почти полувековой борьбы кубинского народа «против североамериканского империализма и его приспешников»…

Основная масса грузового транспорта в стране – это автомобили. Прежде всего, это грузовики советского производства – «ЗиЛы», «ГАЗы», «КраЗы» и «КамАЗы», а также их ровесники из Америки и Европы. При этом, как бы безнадежно не выглядел автомобиль, каким бы старым и помятым не был, он будет ездить до конца и, скорее всего, переживет не одного водителя.

Большинство грузовиков принадлежит государственным предприятиям, но встречаются и частные машины. Различаются они по надписям на номере. Государственные машины помечены словом «empresa», частные – «privado». Однако независимо от того, кто является владельцем, на дорогах, особенно на междугородных маршрутах, все они обязаны брать в кузов попутных пассажиров. Специально для этих целей в местах остановок редких «guagua» работает человек, в обязанности которого входит остановка проезжающих грузовиков, посадка в них пассажиров и сбор с них платы за проезд. Так что если когда-либо попадете на Кубу, не удивляйтесь, когда на встречу попадутся грузовики с прицепами, битком набитыми людьми. Они, кстати, встречаются на дорогах гораздо чаще автобусов.

Для перевозок небольших партий грузов в городах довольно часто используются «траки». Как правило, это старые американские пикапы, привезенные на остров еще до прихода к власти Фиделя. Многочисленные GMC, Chrysler, Ford, Dodge а также Willis часто попадаются не только в Гаване, но и в других городах страны. Изредка можно встретить пикапы Toyota и еще реже переделанные для развозки товаров Land Rover. Как память о некогда крепкой дружбе со “старшим братом” остались советские «УАЗики».

Нельзя сказать, что относительно новые автомобили полностью отсутствуют на Кубе как класс. Это далеко не так, хотя запрет на ввоз машин частными лицами, а также наложенное американцами эмбарго сделали свое дело. Peugeot Partner и Renault Kangoo, например, используются в качестве почтовых автомобилей. Но это скорее исключение, чем правило. То же можно сказать и относительно других машин. Наблюдая такое положение вещей, ловишь себя на мысли, что все это экзотика в чистом виде. Настоящая автомобильная экзотика.