МЕСОАМЕРИКА глазами русских первопроходцев

Малые народы Мира. Научно-поплярный проект Андрея Матусовского

Южная Америка Андрея Шляхтинского

Путешествия >

По следам Хемингуэя (со стариком и морем)

Сергей Шеболаев (Silver), ноябрь-декабрь 2004

На следующий день надо было улетать на Коста-Рику, где меня должен был встречать Негоро. Рейс был ранним. В 8 вылет, а к 6-ти уже надо было быть на регистрации. Так что было не до гуляний. После пляжа заехали в ресторанчик, отведали океанской рыбы и тронулись домой. По пути заехал домой переодеться. Договорились, что к вечеру созвонимся. Но… усталость взяла свое? и я просто уснул на ходу сразу после душа… «Очнулся» в 4 утра, как-то прокоротал время до встречи с Моро и Оксаной. Они приехали вовремя, и мы тронулись в аэропорт имени Хосе Марти.

Все прошло гладко. Вылетел вовремя. До Коста-Рики 2 часа 15 минут лета. Выяснилось, что сейчас «Кубана» летает через Гватемалу, поэтому добираться придется дольше. И вот я уже в Сан-Хосе, точнее, как потом выяснилось, в городе-спутнике Алахуэла, где и находится коста-риканский международный аэропорт Хуан Санта-Мария. Отечественный самолет ЯК-42 блестяще справился со своей задачей.

Прямо на выходе из самолета, еще в «трубе», проходим какой-то контроль и все. «Вот это демократия!» - подумалось мне. Выхожу в аэропорт - какие-то люди, много людей, но… лица Негоро не видно!!! Я хаотично начинаю снова и снова всматриваться в лица… НЕТ!!!

Сначала страх пронизывает меня - как же быть? Не знаю ни одного языка, за исключением русского... Поставил сумку, еще раз огляделся. Мысли путаются в голове. Вспоминаю, что у меня есть телефон гостиницы, где остановился Негоро. Но из Москвы и Гаваны я так и не смог до нее дозвониться. Название отеля он не сказал. Подхожу к телефонам-автоматам, а они какие-то нерусские... Что делать?

«Спокойно!» - проносится в голове. С горем пополам нахожу, где можно купить телефонную карту (10$). Пытаюсь попросить людей, чтобы они позвонили по указанному номеру. Откликнулся какой-то костариканец. В течение 30 минут не можем дозвониться - занято. Я извиняюсь, и человек уезжает. Надо выходить на улицу, а указатели все на испанском. Мечусь по аэропорту в поисках выхода. Обращаюсь к каким-то охранникам:

- Екскьюзми, екзит ту стрит?

Они недоуменно смотрят на меня. Как назло на моем рейсе не было ни одного русскоязычного пассажира, у которого я мог хотя бы спросить, как выйти на «волю». Увидел какой-то дневной свет, лечу туда в поисках свободы… Опять не то - зал ожидания с видом на улицу, но не с выходом на нее. Опять начинаю просить людей позвонить. Какой-то мужчина берется за это дело и… дозванивается. Я хватаю трубку. «Дмитрий, пор фавор!» (так учил меня Негоро). На том конце говорят, что его нет, что мне надо выйти на улицу, поймать «Оранж Такси» и назвать отель «Ми Тьера». Ладно, теперь хоть отель знаю…

В очередной раз углубляюсь в аэропорт. С трудом нахожу паспортный контроль (оказывается, в «трубе» был только предварительный досмотр). К тому моменту я просто возненавидел Коста-Рику, Негоро, полицейских и даже Хуана Санта-Марию, в честь которого и назван этот аэропорт. С меня начинают требовать миграционную карту. Нам ее в самолете не давали. Где искать, не знаю. Подхожу к какому-то пареньку, играющему на компе. С ним, с горем пополам заполняем листки. Иду опять к паспортисту. Он мне что-то говорит. Я начинаю понимать, что он спрашивает, почему у меня нет кубинского штампа. Здесь уже у меня сдают нервы, и я отвечаю по-русски, рыча: «Откуда я знаю, мать твою?» Он быстро ставит мне штамп и пропускает.

Я уже думаю, что это свобода! Ни хрена!!! Проверка сумок. Кидаю багаж на конвейерную ленту. Его светят - все нормально. Мне начинают говорить, что надо еще что-то заполнять. Шлю всех, беру вещи и иду на выход. Я уже увидел улицу. В потоке людей выхожу на волю. И вдруг, как пронзило - НЕГОРО!!! Я на Коста-Рике!!!

* * *

Коста Рика. Таким наш джип был вначале поездки Коста Рика. Столица Сан-Хосе Коста Рика. Алахуэла. Отель «Ми Тьера»
Коста Рика. Вулкан Поас Коста Рика. Вулкан Ареналь. Мы его увидели, нам повезло! Коста Рика. Она помнит динозавров
Коста Рика. Город Фортуна. Вид из нашего бунгало. Коста Рика. Форсирование рек Коста Рика. Форсирование рек
Коста Рика. Острова Коста Рика. Острова Коста Рика. Тихий океан. Такие там закаты

* * *

Утром (9-го декабря) попрощались с Негоро. Он улетает на Кубу. Там два дня - и в Москву. Вот я и остался один на чужбине, да еще за 12000 км от Родины. Языка не знаю, но сидеть, сложа руки и ждать свой отлет на Кубу перед финишным броском домой, не в моих правилах. Решил все-таки самостоятельно посетить Никарагуа.

Фредди сначала предложил какого-то своего знакомого со знанием английского (в нем я хоть что-то понимал, да и в баре «Куджини» болтал с америкосами). Потом я отказался от этой затеи и решил ехать в ординаре. Будь что будет! Взял в ренткаре джипчик «Судзуки Трэкер» за 150$/3 дня, оставил за него залог 300$, просмотрел подаренную мне Фредди карту Коста-Рики и попер к границе.

Хреново было только то, что я не имел права пересекать эту самую границу на ренткаровском автомобиле. Это должно было привести к необоснованным затратам при передвижении в Никарагуа. Судя по карте, до границы почти 300 верст. Ехать все по той же трассе Интерамерикано. Доскакал быстро, за три с половиной часа, несмотря на серпантин, ставший уже привычным и родным.

Коста Рика. Виды на трассе Интерамерикано Коста Рика. Интерамерикано. Серпантин на уровне облаков

На границе ко мне тут же подошли молодые ребята 17-19-летнего возраста. Сначала я их отогнал. Они спрашивали, буду ли я менять никарагуанские деньги (кордобы). Я отказался и правильно сделал, там охотно берут доллары. Затем, поразмыслив, подозвал одного из них. Оказалось, что он неплохо говорит по-английски. Его зовут Майкл. Познакомились. В тот момент я, наверное, со стороны был похож на Остапа Бендера из «12 стульев». Еще по жизненному опыту руководителя, я для себя четко уяснил, что работу лучше сделают профессионалы, надо только правильно поставить им задачу. Зачем еще раз изобретать велосипед? Было совершенно ясно, что этот парень шьется на границе и знает все, да еще и по-англицки шпарит. Я «взял паузу» и стал ждать, что он будет делать, и где же он хочет на мне подзаработать. Паренек, ни слова не говоря, взял мой паспорт, достал из кармана уже приготовленные миграционные карты (!!!), быстро заполнил две нужные своей рукой, вернул мне паспорт, показал куда идти, где платить въездные пошлины (7$ штамп и 1$ муниципальный сбор), куда припарковать ренткаровский авто (10$)… Короче, не парень, а настоящая «находка для шпиона», типа меня.

Потом оказалось, что он еще и таксист и готов отвезти меня в Гранаду и Масайю за 80$ (судя по прочитанному с Негоро «Лоунли Пленету», это был оптимальный маршрут для одних суток пребывания в Никарагуа). Совершенно ясно, что надо было сбавлять цену. Так я и поступил. Договорились, что он довезет меня до Гранады за 45$.

Майкл сказал, что это расстояние составляет 140 км. Сзади сел его брат, и мы поехали. Не знаю, правда это или нет, но мы ехали довольно быстро - полтора часа до Гранады, а от нее до Масайи еще 20 км. Как только пересекли границу, минут через десять, справа открылась красивая картина - огромная масса воды и достаточно высокая гора. Это были озеро Никарагуа, длиной 105 км и шириной около 70 км, и три вулканических конуса, самый высокий из которых - Консепсьон (1557м над у.м.). Эта область подвержена частым землетрясениям. По пути мы говорили о пустяках, он предлагал быть моим гидом и водителем. Я предложил для начала хотя бы доехать до Гранады, а там разберемся…

Вот мы и в Гранаде. Я попросил их довезти меня до центра города. Они подбросили меня к какой-то центральной гостинице и оставили, на случай если я надумаю, номера своих телефонов. Я достал фотоаппарат и пошел бродить по городку. Он совсем небольшой. Очень чистый и уютный. Все здания невысокие, один-два этажа, старинные церкви, фонтанчики, памятники - это вызвало ассоциацию с «городком в табакерке». Туристов не так много, но они здесь не редкость. Прямо на центральной площади торговали сувенирами. Я нашел их по грустной музыке «Одинокий пастух», исполняемой на национальной дуде из бамбука. Продавец играл эту музыку на всех дудочках, чтобы человек мог выбрать нужную себе тональность. Сами инструменты были разных размеров и по разной цене, соответственно. Я выбрал в качестве сувенира инструмент средних размеров, заплатив 3$. Там также продавали какие-то украшения, картины, горшки и вазы из глины с национальной росписью. Недалеко от импровизированного рынка я быстро отыскал инет, вышел на сайт, прочитал инфу и кинул форумчанам весточку. Попросил еще стеклянную бутылку «Пепси». За все про все с меня взяли 1$.

Приятно побродить по утопающему в тропической зелени тихому и неторопливому городку, из любого уголка которого видны величественные вулканы. Надо было еще доехать до Масайи. Уже начинало смеркаться. Так и поступил. Поймал такси и доехал за 4$. Так же попросил довезти в центр города. Было уже темно. Снял в семейном отельчике номер за 10$. На часах 18:30. Вспомнил, что с утра ничего не ел. Обратился к хозяйке отеля. Она порекомендовала мексиканский ресторан «Ла Харочита», объяснив как до него дойти.

Я достаточно быстро отыскал нужное заведение. Читать меню на испанском языке для меня, как вы понимаете, дело трудное. Официантка по-английски, а уж тем более, по-русски, не понимает. Я показал руками движение плавающей рыбы и сказал «фиш», девушка захлопала глазами и убежала за подмогой. Подошла еще одна сеньорита. Она быстро меня поняла. Я показал на самую дорогую рыбу и попросил рефреско (в переводе с испанского «прохладительный напиток»). Они опять стали перечислять ассортимент. Я им еле-еле объяснил, что на их вкус.

Мои ожидания оправдались. Замечательный холодный напиток (не знаю уж, из чего он там приготовлен). Заказывал его еще два раза. Рыба оказалась в клевом чесночном соусе со свежими овощами. К ней прилагались острые мексиканские приправы, салатики и картофель фри с рисом. Все это пиршество обошлось папаше Дорсету в 8 долларей.

Спать лег рано, потому как договорились с таксистом, что он заберет меня в 9:00. А еще надо было встать пораньше пофотографировать Масайю. Да и сил, если честно, не было.

На следующий день таксист, с которым я договаривался доехать до границы за двадцатку, не приехал. Побродил по городу, поснимал и стал ловить машину. С водителем такси сторговались на 40$. Добрался до фронтеры (перевод с испанского «граница») за 1,5 часа без приключений.

Справка. Не знаю, как добирались от границы до Гранады и Масаи люди, пишущие на других сайтах, что это можно сделать за 20$, мне это не удалось. Инфа проверенная. Ловил не одного таксиста, за эти деньги никто ехать не хотел и за тридцатку тоже. Хорошо, что взял денег с запасом, а то бы попал.

На границе было столпотворение. Заплатив муниципальный сбор 1$ и 2$ таможне, я получил никарагуанский выездной штамп. На том конце коста-риканской фронтеры все тоже без проблем. Отыскал свой джип на паркинге и тронулся в путь.

В Алахуэлу возвращаться не хотелось, поэтому изучил карту и решил заехать в заповедник в Наранхо. Тем более что там можно было посмотреть тортугас грандес (2-х метровых морских черепах). Дорога на карте была обозначена предательским пунктиром.
Коста Рика. Серпантины в заповедниках Коста Рика. Заповедник в Наранхо

Подъехал к КПП заповедника, спросил у охраны, есть ли сейчас черепахи? Мне сказали, что не уверены. Решил рискнуть. Заплатил 6$ за въезд и тронулся в путь. Дорога резко ухудшилась, а потом совсем пропала. С горем пополам одолев одно болото, дальше ехать один не решился. За это время видел каких-то косуль или антилоп, непонятных горбатых маленьких зверьков, огромных попугаев. По идее, должны были быть и ягуары, которые на них охотятся. По такой дороге, не зная местной флоры и фауны, добираться 12 км было небезопасно. Я принял решение ехать на другие пляжи. Выбрал Хако. Место тусовочное, да и пляжи с океаном нам понравились, когда мы посещали их с Негоро. Доехал уже вечером. Еле-еле поменял 100-долларовую купюру на местную валюту, колоны.

Справка. 100 и 50-долларовые банкноты они не любят принимать из-за фальшивок. Старайтесь менять на купюры более мелких достоинств, до двадцатки. К тому моменту они у меня просто закончились.

Снял за 10$ комнату с удобствами во дворе (там они называются кабиносами). Зато она была прямо на берегу океана.

Коста Рика. Хако Коста Рика. Монтезума. Наш отель Коста Рика. Тихий океан. Пляжи в Хако

Движение на улицах Хако и Мантезуме не прерывается круглосуточно ни на минуту. Мне не сиделось дома, я посчитал, что заслужил посещение какого-нибудь местного ресторанчика. Выбрал один подходящий, тем более что там местные аборигены играли латиноамериканскую музыку. Так под «Столичную» и закончился тот вечер. Правда, ночью спать не дали. Думал, усну под рокот океана, а получилось под хлопки петард, но рокот при этом все равно присутствовал.

На следующий день план был уже продуман. Посвятить его пляжу и океану. Намотав почти 2000 верст за рулем по серпантинам и хреновым дорогам, отдыху у меня отводилось совсем немного времени. Сразу пошел на океанское побережье. День выдался солнечным. Была приличная до 2-х метров волна. Часов до 11-ти я плескался, потом сдал номер и поехал завтракать.

Заскочил в совершенно незнакомый ресторанчик и замечательно покушал за 5$. На эти деньги «Бог послал мне в тот день» яичницу из двух яиц, жареный бекон, два тоста и кофе. В меню это называлось «Брекфест Американо».

Затем решил сменить дислокацию. Помимо всего прочего, мы с Негоро уже разведали один пляжик. Я рванул туда. Народу немного и волна хороша! Вот уж я там нарезвился и позагорал… В один из моих заходов в океан, я обратил внимание на двух белокожих парней. Они явно контрастировали на фоне загорелых людей. «Немцы наверное», - подумалось мне. Затем прислушался и… РУССКАЯ РЕЧЬ!!!!!

- Алексей и Александр, - представились мои новые знакомые.

Ребята оказались работниками американской стоматологической фирмы. Они занимаются компьютерным обеспечением. А на Коста-Рике в командировке. В Хако их привез их коллега-костариканец.

Стали «биться» с волнами втроем. Их друг в это время спал в машине (видимо, он не понимал, что живет в раю). Потом вместе пошли обедать. Я рассказывал им о нашем путешествии, ребята мне про свои приключения. Дело близилось к сумеркам, и мне надо было возвращаться в Алахуэлу. До нее 90 км по серпантину. Алексей и Александр жили в Сан-Хосе. Обменялись с ними координатами и распрощались.

Коста Рика. Тихий океан. Пустынные пляжи Коста Рика. Тихий океан. Рифы

Дорога из Хако была тяжелой. Серпантин, да и темень навалилась. Дорога не освещается, указателей в Коста-Рике практически нет. Пришлось даже поплутать в горах. Но, слава Богу, целым и невредимым добрался до Фрэдди с его «Ми Тьерой».

Утро началось по графику. Подъем, сдача номера и ренткаровской машины, завтрак. Фрэдди бесплатно отвез меня в аэропорт. Таможню и паспортный контроль прошел уже как матерый турыст.

Ну что ж… до свидания, Коста-Рика - страна черепах, игуан, колибри, океана, вулканов, солнца и хороших людей!!!

* * *

До Гаваны долетели прямым рейсом все на том же ЯК-42. Правда, таможню проходили долго и трудно - кубинцы постоянно трясут коста-риканские и панамские рейсы. У меня все обошлось, но крови попили.

Оксана определила меня уже в другую кассу. Цена 35$ с завтраком. Пожалуй эта квартира была еще лучше прежней. Гид мне был уже не нужен, поэтому я спросил у нее, где ближайший ресторанчик, в котором я мог бы опрокинуть стаканчик-другой мохито. Оксана объяснила, что сейчас я проживаю в спокойном районе, где находятся посольства многих стран. Российское - не исключение. Неподалеку базируется «Киберкафе», в нем тусят русскоязычные туристы и сотрудники консульства. Там можно войти в инет, вкусно и недорого покушать и выпить мой любимый коктейль.

Я сложил вещи, упаковал сувениры и собрал сумки, сразу подготовившись к завтрашнему отлету в Москву. Получив от Даниэля (хозяина дома) ЦУ по открыванию дверей в мое новое жилище, я прямиком отправился туда. В это время мне приходит СМС. Открываю, а там… письмо от ребят, с которыми я познакомился в Коста-Рике. Они писали, что тоже на Кубе и хотели бы встретиться. Я был несказанно рад этому известию. Объяснил им куда подъехать.

Пока я ждал их рядом в кафе, познакомился с кубинцем, который учился в МГУ. Он отлично знал русский. Хороший чел, примерно 45 лет, зовут Овидео.

Саня и Лешка подошли к месту встречи пешком. Мы поужинали и решили поехать на Малекон, тем более, что по рассказам ребят, там штормит, и брызги от волн подлетают на высоту 10 метров. Поймали такси и рванули туда. Дааа..., разгулявшийся океан - это стихия!!!

Полазив по Малекону, решили зайти в маленький ресторанчик. Там нас уже ждали очередные порции мохито (по 3$) и негр-фокусник, который, прямо скажем, творил чудеса. Какой там Копперфильд!.. В его руках взлетал в воздух скрученный из бумажной салфетки цветок. Цветок летал, повинуясь указаниям хозяина… это что-то!!! Потом он подарил нам эту бумажную розу. Он также демонстрировал фокусы с картами, монетами, веревкой и т.д. Мы искренне аплодировали и, конечно же, отблагодарили его чаевыми.

Нам не спалось. Это был последний вечер их командировки и моей поездки. Решили еще погулять по Гаване. Свернули в какой-то переулок. То и дело к нам подходили мучачи и сутенеры, предлагая свои услуги - кокаин, секс, сигары… Мы же, отказываясь, все шли и шли, вдыхая теплый океанский воздух.

Я начал замечать, что мы увлеклись, зайдя в какие-то трущобы. Квартал напоминал американский Гарлем. Вокруг одни негры, темень, редкие прохожие. Да еще за нами увязались трое непонятных черных «бойцов». Они молча шли сзади в непосредственной близости от нас.

- Проблемы? - просил я.

- Ноу проблем, - ответили негры и немного подотстали.

Я сказал ребятам, что надо менять курс и идти обратно на Малекон. Мы свернули на перпендикулярную улицу. Те за нами. Понял, что пахнет жареным. Правда, не знал, что же за конфликт должен произойти. Опять резко меняем направление и идем к уже освещенной площади. Негры резко сокращают дистанцию. Я сбавляю ход - не люблю, когда у меня за спиной кто-то мельтешит. Двое из них подошли к ребятам, которые шли впереди. Я наравне с третьим, немного сзади, задаю вопрос: «Что тебе надо, демоненок?» Вдруг вижу, что двое негров куда-то резко рванули, а Саня стремглав несется за ними. Я, ничего не понимая, смотрю на Алексея. Он хватает третьего. Саня тем временем скрывается в подворотне.

Скручиваем недоноска (бить побоялись, не знаем местных законов), зовем полицию. Она неподалеку, не торопясь идет к нам навстречу. Со слов Лехи узнаю, что эти дебилы вырвали у Сашки цифровой фотоаппарат. Полицейские (их двое, один в штатском, другой в форме), надевают наручники на негра и приглашают нас пройти в отделение.

- Пока не придет наш друг, мы никуда не пойдем, - говорю я, прокручивая в голове всевозможные варианты сложившейся ситуации. Ждем пять минут, негр ведет себя нагло. Хочу дать ему в «табло», но полицейские меня отстраняют.

Тут появляется Саня. Слава Богу, жив и невредим!!! Идем в участок. Настроение у всех на нуле. Негра закрывают в камере. За решеткой уже с десяток его «коллег» по ремеслу.

Странные порядки в кубинском полицейском участке. В него спокойно заходят жены, друзья-подруги, дети заключенных. Они передают им воду, сигареты, разговаривают через решетку. Все это на глазах полиции. При этом их никто не выгоняет. Полная свобода…

С горем пополам нашли полицейского, который немного говорит по-английски. Даем показание, составляется протокол. Саня предлагает им забрать камеру, пусть только вернут СИМ-карту с фотками. В ответ… тишина. Мы уже часа два в участке. Спрашиваем, кого ждем? Ответ - туристическую полицию.

Вскоре приезжает женщина. Представляется как Нюрка-Катя. У нас нервный смех. Она не понимает в чем дело - ее действительно ТАК зовут! Снова все рассказываем. Она составляет очередной протокол. Приглашают подозреваемого. Он уже без шнурков и банданы. Все отрицает и говорит, что ничего не знает. Мол, они его какие-то малознакомые кренделя. Нюрка-Катя доходчиво доводит до его сведения, что у него уже есть приводы и ему грозит 30(!) годочков. Предлагает ему подумать до утра в Бастилии. Вернешь камеру, будем говорить, нет - на тростник!!! Парень явно струхнул. Его уводят. Мы спрашиваем у нее, правда ли то, что она сейчас сказала подозреваемому? Отвечает что ДА. ШОК!!!

В кубинском законе предусмотрены различные сроки, среди них 30, 50 и 70 лет. За убийство человека - смертная казнь.

Потом нас отвозят по домам на полицейской машине (ВАЗ 2104). Время 6:00 утра. Падаю в номере и мгновенно засыпаю.

В 11.00 ко мне приехали ребята. Мы взяли такси и рванули в центр Гаваны восполнять утраченные снимки уже на мой фотоаппарат. Время пробежало незаметно, и надо было возвращаться домой за вещами. В аэропорту уже начиналась регистрация.

Окси и Моро заехали в назначенное время и отвезли меня. Там узнал, что вылет задерживается на 2,5 часа. В этот день Фидель ждал с визитом своего друга, президента Венесуэлы. Весь аэропорт при этом «колбасило». Были задержаны ВСЕ рейсы. Народу набилось немеряно. Оксана привезла ребят из гостиницы. В порту мы встретились в третий раз…

А в 22:00 наш Боинг оторвался от взлетной полосы Гаваны. Полет прошел нормально, да и был уже покороче - 11 часов 30 минут (попутный ветер и планета Земля помогает - крутит навстречу воздушным судам).

Я познакомился с еще одними соотечественниками. Ими оказались молодая пара Алексей и Анна, их подруга, тоже Аня и парнишка из Находки, Сергей. Замечательные и интересные люди. Вместе нам было легче и веселей переносить долгий перелет.

Хотелось бы развеять миф о дешевизне на Кубе. Лично мне эта страна показалась ДОРОГОЙ!!! Никаких девочек за 5-20$ вы не найдете, не обольщайтесь. Если это только не бабушка, которая пляшет у меня на фото с сигарой. Бесплатно? Это будет зависеть от вашего обаяния... Дорогие гостиницы, как правило, совершенно необоснованные формуле цена/качество. Пытайтесь размещаться в частном секторе (лучше и дешевле). Ресторанная пища мне лично очень понравилась, уровнем обслуживания, остался доволен, да и ценами тоже (может быть, за это надо поблагодарить Оксану, знала куда водить). Ренткар заоблачно дорог, да и машину вы обязаны вернуть туда, откуда ее забирали, что очень неудобно. Но, если знать места дислокаций и питания, то можно вырулить гораздо дешевле, хотя все равно, деньги с собой берите с запасом, мало ли что. О криминогенной обстановке упоминалось выше. Будьте бдительны, не расслабляйтесь и не повторяйте наших ошибок!!! В других странах, в которых мне удалось побывать, уровень цен мне показался значительно ниже.

Самолет пробился сквозь облака, и показалась Москва. Морозная и серая погода с сильным пронизывающим ветром. Дома!!! Таможню прошли без проблем. В порту меня уже ждал друг Андрюха, которого я подорвал ночью звонком из Гаваны о задержке рейса.

Вот так и закончилось мое путешествие в далекие страны. Не знаю, насколько хорошо мне удалось передать вам все прелести и недостатки их жизни, но я действительно старался поделиться своими впечатлениями.

Говорю ОГРОМНОЕ СПАСИБО Дмитрию Фирсову (Негоро), моему соучастнику, сопутешественнику во всем этом безобразии, а также профессиональному переводчику с испанского и английского языков, Оксане и Моро, семье Фрэдди, семье Оливье, Майклу и его брату, Александру и Алексею - ребятам из Москвы, Лехе, двум Анечкам и Сереге из Находки, летчикам и стюардессам, которые доставляли мою тушку до мест назначения, и компании «Судзуки» за надежные автомобили.

А тебе, Америка, скажу ДО СВИДАНИЯ!!! Я ЕЩЕ ВЕРНУСЬ...

Гавана, Сан-Хосе, Алахуэла, Никойя, Монтезума, Пуантаренас, Хако, Наранхо, Ареналь, Фортуна, Ла Круз, Панама-Сити, Ривас, Гранада, Масайя.