МЕСОАМЕРИКА глазами русских первопроходцев

Центральная Америка Андрея Уфимцева

 

Чиапас. Русский взгляд

 

Сообщения о делах в Юкатане от Армины

 

Странные заметки странного человека

 

Рассказы путешественников

 

 

Малые народы Мира. Научно-поплярный проект Андрея Матусовского

 

Южная Америка Андрея Шляхтинского

 

Рассказы путешественников

 

 

 

 

 

Loading

 

 

 

 

Путешествия > Странные заметки странного человека >

Ушмаль

Павел Максименко


 

 

 

Карта города

Карта Ушмаля


По безнадежности все попытки воскресить
прошлое похожи на старания постичь
смысл жизни. Чувствуешь себя, как младенец,
пытающийся схватить баскетбольный мяч:
он выскальзывает из рук.
                                                  Иосиф Бродский


Не хочется писать про сам Ушмаль. Не хочется, потому что ничего в нём нет - кроме зависти знаменитости Чичен-Итцы. А то, что есть - тщательно скрыто природой от глаз вездесущих туристов и, к счастью, пока остаётся нетронутым. Ибо тронут - и всё опять будет поставлено на поток. В Ушмале только одна горькая мысль преследовала - не дай Бог такое же варварство сотворят с Эк Баламом. Но Господь в таких случаях обычно лениво подрёмывает: и Эк Баламу, как не прискорбно это, уготована та же участь.

Но тем не менее я расскажу - не столько про сам Ушмаль, сколько про вечернее "представление" (или "шоу", как сейчас принято говорить) носящее название "Luz y sonido" (или наоборот, точно не помню, но сути это не меняет).

Итак, расселись: совершенная темнота, и только звёздное небо. Это настраивает на довольно романтичный лад. Настроились. Загорелись какие-то разноцветные прожектора, тщетно пытающиеся высветить те или иные фрагменты строений майя. Тщетно - потому что назвать это светом в театральном смысле невозможно. Так в детстве мы баловались фонариками, закрывая его плёнками разных цветов. Действо весёлое, безобидное, но совершенно никчёмное по своему содержанию. Тут ещё и музыка вступила. Сама-то музыка хороша, но вот запись!!! Тут вообще говорить не о чем. На этом фоне - тест, якобы литературный, якобы прочитанный актёром. Довелось мне в жизни много самодеятельности посмотреть - самая худшая из мною виденных на фоне этого ушмальского действа была гениальной постановкой. Но люди сидели, и слушали, и смотрели. И даже, как мне показалось - сопереживали. И я задумался - почему? Неужели они не видят всей несуразности происходящего? Видят, видят - это я понял. Но - зашоривают себя во имя! Во имя того, чтобы потом рассказать, приврав, про "удивительную, волшебную игру света и тени на древних стенах Ушмаля", чтобы почувствовать свою значимость в этой невинной, детской, наивной попытке воскресить прошлое. Попытка эта действительно невинна - если не принимать за вину разрушения Духа при полном сохранении и пестовании Плоти.

Вспомнилось совсем иное - давно мне выпало счастье видеть кинокадры пения Виктора Хара на древних камнях Мачу Пикчу. Несмотря на ужасное качество старой любительской съёмки и звука ощущалось полнейшее единение Искусства, Природы и Истории. Тут было всё наоборот - Искусство пряталось за угол, сгорая от стыда, Природа снисходительно иронизировала, а История корчилась в муках от того, как режут её по живому.

И осталось от поездки в Ушмаль только приятнейшее впечатление от посещения разрушенной асьенды по дороге - там была Правда.

Цинизм - скажете Вы, - и, наверное, не ошибётесь. Но это цинизм горечи, а не цинизм насмешки. Это не прощает, но объясняет.

Скупо данные от Бога
Три подарка, скорый гость,
Вручены тебе с порога:
Жизнь, Дорога и Погост.
И покуда сердце бьётся
И надеждою горит,
Первый - врёт, второй - смеётся,
Третий - правду говорит.