МЕСОАМЕРИКА глазами русских первопроходцев

Центральная Америка Андрея Уфимцева

 

Чиапас. Русский взгляд

 

Сообщения о делах в Юкатане от Армины

 

Странные заметки странного человека

 

Рассказы путешественников

 

 

Малые народы Мира. Научно-поплярный проект Андрея Матусовского

 

Южная Америка Андрея Шляхтинского

 

Рассказы путешественников

 

 

 

 

 

Loading

 

 

 

 

Путешествия > В гостях у индейцев ваура. Шингу, Мату-Гросу, Бразилия >

Деревня камаюра.

 

Камаюра очень повезло с местоположением – деревня стоит на берегу живописного, богатого рыбой озера Ипаву, недалеко от речных путей и всего в восьми-десяти километрах от Поста Леонардо, который связывает эту часть парка Шингу с «большой землёй». Моторная лодка идёт сюда из Канараны полдня, доставляя горючее и другие товары. От камаюра они попадают дальше, к другим племенам.

Основной доход племени составляют приезжающие рыбаки и туристы, которых ждут вполне комфортабельные условия. Камаюра очень предприимчивы. Коток, вождь с гордостью демонстрирует нам свои владения - рыболовецкую базу, состоящую из нескольких зданий европейской архитектуры, в том числе дома отдыха и туалета с несколькими кабинками, на дверях которых краской выведено «ele» и «ela», т.е. «м» и «ж». В туалет подведена вода и канализация, установлены раковины и унитазы.

Нас приглашает пообедать в просторном здании столовой. Повара готовят рис с фасолью – традиционное бразильское блюдо. Сестра Потоки, Мапулу, женщина с сильным характером, которую слушают и мужчины, помогает ему в делах.

В деревню мы прибыли на племенном грузовике ваура. В поездке нас сопровождают несколько мужчин, среди которых Апаирику и Умала, и женщин, включая пожилую камаюра, вышедшую замуж за ваура. У каждого тут свои дела: проведать родных и друзей, погостить, кто-то отправился «за компанию». Кроме того, нам предстоит забрать с Поста Леонардо большую алюминиевую лодку – завтра Апаирику везёт нас на рыбалку. У Апаирику и Умалы ещё одна важная и секретная миссия – они стараются заметить, сколько мы потратим денег у соседей и что будем выменивать.

«Кату», - говорим «спасибо» на камаюра и, в сопровождении провожатых, отправляемся в гости, стараясь посетить каждый из двадцати домов. Камаюра ждут от нас товары для торговли: сети, крючки, лески, бисер…

В первом же доме вымениваем сеть на лук со стрелами. Обе стороны довольны удачной сделкой – это наш первый лук в этой поездке, а хозяин дома заполучил пятидесятиметровую китайскую сетку.

В каждом деревенском доме есть телевизор, работающий от спутниковой тарелки. Ещё одним отличием от ваура, свидетельствующим о большей интеграции камаюра в бразильское общество, является так называемый «красный уголок». Он представляет собой стол со стендом, установленный в середине дома, где выставлены кубки, висят грамоты, дипломы и газетные вырезки, сообщающие о заслугах членов семьи. Как правило, награды завоёваны в спортивных соревнованиях по традиционной борьбе ука-ука или футболу, в том числе женскому. Среди коренного населения Бразилии регулярно проводятся чемпионаты, и даже Олимпийские Амазонские игры.

Камаюра в целом показались нам гостеприимными, но менее дружелюбными. В каждом доме мы меняли товары. В одном из них, по обычаю, я оставил для обмена пару ниток бус. Через некоторое время попросил их вернуть или предложить что-то взамен. Вежливо, но, настойчиво надавливая на плечо, меня попросили удалиться, сделав вид, что бусы приняты в подарок или их и вовсе не было.

Так же как и деревня ваура, поселение камаюра имеет круговую планировку, центр которой служит площадью для собраний, футбольным полем, местом для проведения праздников, танцев и кладбищем. На «кладбище» стояла ограда из вкопанных и плотно прижатых друг к другу коротких столбиков, обвязанных лианами и образующих вместе фигуру в форме песочных часов, т.е. сужающуюся к середине и широкую по краям. В каждой широкой части погребены по покойнику. Через некоторое время ограда снимается, и площадь снова становится свободной. Мужской дом камаюра несколько отличается от дома ваура: т.к. камаюра не хранят в нём священные флейты, то постройка представляет собой крышу, установленную на столбы без стен.

За домом вождя, стоящим ближе к берегу озера, находится стоянка автотехники, принадлежащей племени, включая большой жёлтый грузовик. Мы ещё увидим его, когда женщины камаюра приедут в деревню ваура на ярмарку.

Ниже перечислен список товаров, которые были предложены к обмену на вещи камаюра и обменяны. К удовольствию обеих сторон:

1. Одна сеть длиной около пятидесяти метров, производства Китай - на лук и стрелу с двойным металлическим гарпуном, без оперения и два браслета из зелёного бисера, надеваемых на бицепс.

2. Фонарик (стоимость в Канаране около одного доллара США), блесна, четыре больших крючка, нить грузил из олова, набор мелких крючков, четыре пакетика бисера – на лук, стрелу с металлическим наконечником и оперением, и стрелу с костяным наконечником.

3. Блесна и набор больших крючков - на стрелу с костяным наконечником и оперением.

4. «Золотые» серьги, производства Китай - на погремушку.

5. Атлатль (копьеметалка) – куплен за 34 доллара. Дротик («ыып» на камаюра) с восковым наконечником к копьеметалке - на кусок мыла и фонарик, стоимостью один доллар.

6. Атлатль и дротик («урапапутан» - копьеметалка с дротиком вместе) с восковым наконечником – за 10 долларов.

7. Атлатль («ынтай» на ваура) – за 13 долларов

8. Два дротика с восковыми наконечниками к копьеметалке – за 6 долларов.

Как видно, список составлялся по ходу обмена, и отражает процесс нашего обучения и понимание системы ценностей камаюра. То есть по мере того, как мы переходили из дома в дом, начинали ориентироваться в том, что, за сколько можно реально купить и что какую ценность имеет для камаюра. Особенно это видно на примере понижения стоимости копьеметалок – если вначале мы готовы были отдать за копьеметалки и дротики «баснословные» деньги, то позже понимание их цены приблизилось к реальности. Несмотря на это, нам так и не удалось сторговать дротик с каменным наконечником, за который хозяин просил около 40 долларов и так и не понизил цену, вопреки нашим ожиданиям. Дротик куплен не был.

Наша нацеленность и готовность покупать копьеметалки и дротики по «любой» цене объясняется тем, что в обычае камаюра ритуальные состязания на дротиках. Мужчина или группа мужчин, вызывают соперников на состязание, заключающееся в обмене ударами пущенных при помощи копьеметалки дротиков. Учитывая, что наконечники изготавливаются не только из воска, но и из камня, удары могут быть достаточно болезненными и даже травматичными. Это испытание на мужественность, выносливость и презрение к боли. Проигрывает тот соперник, который сдаётся, прекращая состязание.

Так же как и их соседи ваура, камаюра проводят обряды инициации: мальчикам в 14-15 лет перевязывают бицепсы и на шесть-двенадцать месяцев «запирают» дома. В это время юноша не работает, не выходит из дома, не помогает по хозяйству, ничего не делает, а только ест и набирает вес. Поэтому мужчины шингуано очень плотные и коренастые.

 

 


Ссылки:

Ещё о камаюра (English)