МЕСОАМЕРИКА глазами русских первопроходцев

Центральная Америка Андрея Уфимцева

 

Чиапас. Русский взгляд

 

Сообщения о делах в Юкатане от Армины

 

Странные заметки странного человека

 

Рассказы путешественников

 

 

Малые народы Мира. Научно-поплярный проект Андрея Матусовского

 

Южная Америка Андрея Шляхтинского

 

Рассказы путешественников

 

 

 

 

 

Loading

 

 

 

 

Путешествия > В гостях у индейцев ваура. Шингу, Мату-Гросу, Бразилия >

Охота на пираний.

 

Восемь утра. Возглавляющий предприятие лучший рыбак деревни - Апаирику полностью вымазался соком плодов уруку – для защиты от комаров и для пущего эффекта. К рыбалке присоединяется Пе - брат нашего повара, со своим маленьким сынишкой лет шести. Моторная лодка, которую мы вчера привезли из Поста Леонардо, стоит на пристани рядом с пирогами-долблёнками. Прихватив снасти, белые - спиннинги, лески и крючки, а индейцы – удочки без поплавков, лук и стрелы с гарпунными наконечниками и выйдя не середину протоки, устремляемся к Батови. Миновав построенную ваура запруду, оставляющую рыбу в сухой сезон в озере, устанавливаем сеть, отгородив ей небольшую заводь. Выйдя в Батови, Пе начинает забрасывать удочку на паку, или «CD». Паку ловят так: на крючок, привязанный к леске без поплавка, насаживают зелёного цвета плод яку хыты и забрасывают удочку имитируя его падение в воду. Наживка погружается в воду не более, чем на метр, удочку вытаскивают и снова забрасывают: бульк, вытащили, бульк, вытащили… Паку стоят под кустами яку хыты и ждут, когда созревший плод упадёт. Этим и пользуются рыбаки. Таким способом Пе поймал парочку среднего размера паку. Вытащить их без гарпуна было невозможно, пришлось подключаться Апаирику: первую рыбину он протыкает стрелой, как острогой, а вторую загарпунивает из лука. Спиннингистам поймать ничего не удается, поэтому идём по пути наименьшего сопротивления - едем ловить пираний.

Ловля пираний достаточно проста: т.к. это хищная рыба и ест не только всё, что движется, но и всё что пахнет едой, то хватает она на наживку из кусочка рыбки.

Когда у нас заканчивается рыбешка, взятая Апаирику у ребятишек на реке, он выбирает небольшую пойманную пиранью, потрошит возле лодки прямо в воду, стучит по борту, привлекая хищников, и режет её на кусочки. В дальнейшем, когда заканчивалась наживка, мы так и поступали – скармливали пираньям их же подружек. Как я уже говорил, пираньи хватают всё подряд. Стаи этих рыб стоят у стремнины и набрасываются на всё, что проплывает мимо них. Рыбаки, специально швартуясь у берега или привязывая лодку к кустам, стараются производить больше шума: стучат по лодке, гремят цепью, мутят воду, оповещая, таким образом, хищников. Напротив, переплывая реку - смотрят на характер течения и не делают этого в местах возможного скопления хищника. Раззадоренные кровью пираньи не обращают внимания на боль – одна из них хватает наживку, крючок впивается ей в губу, но она тут же попадается на второй. Два рыбака одновременно вскрикнув: «есть», вытаскивают её на две удочки, оба крючка торчат у неё во рту. В другой раз, Апаирику, таща рыбину в лодку, упускает её – уходит, откусив крючок. Тут же закинув во второй раз, он ловит её же - первый крючок сидит у неё в губе. Апаирику бьёт пасатижами пиранью по голове, а затем спокойно вытаскивает оба крючка. Пиранью, прежде чем снимать с крючка, обязательно нужно умертвить, в противном случае она запросто может оттяпать человеку палец своим острыми, в форме зубьев пилы зубами, ну если и не перекусит кость, то кусок мяса вырвет обязательно.

Весь улов пираний, сомиков и паку составил около сорока штук. Всем удалось отличиться.

Причалив на деревенской пристани, индейцы выламывают по кукану и нанизывают улов – Апаирику на корме, а Пе – на носу лодки. Мы, трое белых Андреев (или, как нас называют здесь на португальский манер «Трес Андрес»), собираем фото и видео-камеры и, предвкушая сегодняшний рыбный обед, отправляемся вслед за ушедшим вперёд Пе, полагая, что он, вечно ошивающийся на нашей кухне, туда же и повёз половину улова. По дороге нас обгоняет красный от уруку Апаирику, везя на велосипеде вторую часть.

Если бы на нашем месте были рыбаки или просто туристы, то они страшно удивились бы или даже возмутились, обнаружив на обед всё тот же рис с бобами, макароны и курицу. Всё это совсем не походило на рыбу. Ни на паку, ни на пиранью.

Дело оказалось в том, что рыба делится в лодке. Каждый берёт столько, сколько ему необходимо, соответственно, добыча принадлежит тому, кто несёт её в деревню. Если мы собирались взять часть улова, то права нужно было заявлять у реки, на пристани. Если мы не взяли рыбу – значит она нам не нужна, а будет нужна – пойдём и поймаем ещё, ведь рыбы в реке много, только ленивый не может её поймать. Что ж, хотя это и не утешает, но объясняет, почему на обед не оказалось пойманных нами пираний.